Инновационные процессы в образовании. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-920
Авторы Седова Н. Е.
Издательство Учитель, 2022
Серия Для студентов и преподавателей
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В данном электронном пособии автором представлена рабочая программа дисциплины "Инновационные процессы в образовании", дана карта обеспеченности учебной и научной литературой, предложен комплект оценочных средств для проведения контроля знаний обучающихся, включены методические рекомендации по изучению дисциплины и ее разделов, а также конспекты (тезисы) лекций.
Предлагаемый курс нацелен на систематизированное освоение обучающимися в магистратуре новейшей практико-ориентированной информации, обеспечивающей развитие педагогического мышления студентов, организацию конструктивного, творческого, паритетного взаимодействия обучающихся по подготовке к участию в инновационных процессах в образовании.
Автор представляет современные тенденции развития образовательной системы, критерии инновационных процессов в образовании, анализирует принципы разработки инновационных методик организации педагогического процесса. В курсе раскрываются основные понятия и термины, описывающие реальности нововведений в образовании; материал подается на основе формирования у обучающихся собственных представлений о педагогической инноватике, специфике инновационных процессов и тенденций в образовании. Автор знакомит с инновационными приемами в педагогическом процессе, способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов, технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.
Предназначено преподавателям и студентам педагогических вузов.
Автором предлагаемой работы является Наталья Ефимовна Седова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет", академик Международной академии наук педагогического образования, кавалер медали им. К. Д. Ушинского, почетный работник высшего профессионального образования. Имеет более 150 печатных работ.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Тема 3. Общая характеристика инновационной системы образования

Тема 3. Общая характеристика инновационной
системы образования

План

1. Влияние социокультурных условий на природу и общественный статус инноваций в сфере образования. Инновационный климат общества.

2. Социальная политика государства в сфере управления инновационными механизмами развития образовательного пространства России в сопоставлении с государственной политикой других стран. Болонский процесс.

3. Инновационный потенциал, интеллектуальный потенциал (интеллектуальный ресурс), инновационный менталитет как интегральные показатели состояния общества и прогноза направления его развития.

Содержание

Характеристика образовательной системы в России

Современный и будущий работодатели заинтересова­ны в таком работнике, который наделен следующими качествами:

– думать самостоятельно и решать разнообразные про­блемы (то есть применять полученные знания для их решения);

– обладать творческим мышлением;

– обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По глубокому убеждению Ф. С. Шлехти, те школьни­ки, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь са­мостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Таким образом, выпускник современной школы, кото­рый будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протя­жении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходи­мые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

– самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рацио­нального их решения; четко осознавать, где и каким об­разом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

– грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы фак­ты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про­блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами реше­ния, устанавливать статистические закономерности, де­лать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных об­ластях, в различных ситуациях, легко предотвращать конфликт или уметь выходить из любых критических ситуаций;

– самостоятельно работать над развитием собствен­ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения про­блемы личностно ориентированного образования, – такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором дея­тельность учения (познавательная деятельность, а не пре­подавание) была бы ведущей в тандеме «учитель – ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель – учебник – ученик» была со всей решительностью заменена на новую парадигму – «ученик – учебник – учитель». Имен­но так построена система образования в лидирующих стра­нах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных ти­пов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специаль­ное, вузовское, послевузовское, дополнительное образо­вание.

К образовательным учреждениям относятся:

– дошкольные;

– общеобразовательные;

– учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);

– учреждения дополнительного образования;

– другие учреждения, предоставляющие образователь­ные услуги.


Тема 5. Инновационный процесс

Тема 5. Инновационный процесс

План

1. Иновационный процесс: специфика понятия. Критерии инновационного процесса: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Специфика внедрения инновационных процессов в образование.

2. Введение в понятие педагогического процесса.

Содержание

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Такая развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим у с л о в и я м :

1) обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;

2) являться общей при реализации любых педагогических целей;

3) наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то есть может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, то с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

1) анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

2) проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

3) осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию;

4) взаимодействия и регулирования течения педагогического процесса;

5) анализа результатов решения.

Основные характеристики педагогического процесса.

Выделяют следующие основные характеристики педагогического процесса:

1) целенаправленность;

2) целостность;

3) двусторонность.

Целенаправленность. Существует множество факторов, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка. Такое влияние может быть хаотичным либо целенаправленным. Задача педагога – создать необходимые условия, способствующие организации деятельности воспитанника, оказать прямое воздействие на его личность с целью создания необходимых для него и для социума, в котором он развивается, качества, свойства, знания, привычки и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический процесс всегда целенаправлен, организуется и управляется посредством сознания.


Тема 7. Инновации в деятельности педагога

Тема 7. Инновации в деятельности педагога

План

1. Инновационно-исследовательский стиль профессиональной деятельности педагога.

2. Инновационное и традиционное обучение.

3. Личностная готовность педагога к использованию нововведений в образовательном процессе.

4. Инновации и педагогическое творчество.

Содержание

Организованное обучение (и воспитание) осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.

Из истории организационного оформления педагогических систем. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10–15 человек. Изложив материал одному ученику, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Закончив работу с последним учеником, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание – и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика (а также сроки обучения) тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.

Когда в Средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я. А. Коменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учеников одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я. А. Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию обучающихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.

Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К. Д. Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учеников устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по мнению К. Д. Ушинского, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока.

Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и закрепление знаний и навыков.

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей обучающихся.


Титулы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМСУ

____________ Г. Н. Сумина

«____» ______________ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Инновационные процессы в образовании

(наименование дисциплины)


Направление

050100.68 «Педагогическое образование»,
«Образование в области физической культуры»


г. Комсомольск-на-Амуре, 2012


РАЗРАБОТАНО:


Профессор кафедры педагогики Н. Е. Седова

профессионального образования


Учебно-методическое управление В. Е. Бутрим

Начальник


Начальник учебного отдела Е. А. Колотыгина

дневного отделения


Заведующий кафедрой Е. В. Анкудинова


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики профессионального образования, протокол № 1 от 11.09.2012 г.


Введено взамен (впервые)

«___» _______________ 20__ г.


Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», «Образование в области физической культуры» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ».


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Литература

Основная литература:

1. Развитие школы как инновационный процесс : метод. пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника. – М. : Новая школа. – 1994. – С. 64.

2. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева // Учитель. – 2004. – № 3. – С. 28.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. – № 6. – С. 33.

3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 5.

4. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании / Н. И. Ерофеева // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 94.

5. Курганский, С. М. Положение о научно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы / С. М. Курганский // Завуч. – 2006. – № 4. – С. 87.

6. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы / В. С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 4.

7. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы / В. С. Лазарев // Сельская школа. – 2004. – № 1. – С. 16.

8. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей / Т. И. Лаздина // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – № 2. – С. 19.

9. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования / С. С. Назимов // Учитель. – 2005. – № 6. – С. 74.

10. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / А. М. Новиков // Дополнительное образование. – 2002. – № 4. – С. 53.

11. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / А. М. Новиков // Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – С. 55.

12. Новосёлов, А. С. Новизна и критерии новизны в педагогических разработках/ А. С. Новосёлов // Школьные технологии. – 2003. – № 4. – С. 36.

13. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения / Н. Б. Пугачёва // Завуч. – 2005. – № 3. – С. 29.

14. Пугачёва, Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения / Н. Б. Пугачёва // Завуч. – 2005 – № 3. – С. 122.

15. Строкова, Т. И. Мониторинг педагогических нововведений / Т. И. Строкова // Директор школы. – 2006. – № 6. – С. 34.

16. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю. С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – С. 8.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос