Речевые игры: активизация словаря. Формирование лексико-грамматических категорий. Развитие речеслухового внимания, памяти, мышления

NEW
готовится к выпуску
285 руб.
-10%
256,50 руб.
Код 3149
Авторы Бутусова Н.Н.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-7057-6307-8
Страниц 146
УДК 376.36
Штрихкод 9785705763078
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
В пособии предложены речевые игры с богатым дидактическим материалом, которые помогут педагогам в работе по формированию у детей лексико-грамматических категорий при ознакомлении с окружающим и при изучении лексических тем "Природное окружение" и "Социальное окружение", рекомендованных ФГОС ДО и ФОП ДО и являющихся основными содержательными компонентами развития речи ребенка и становления его личности. Представлены традиционные игры, расширяющие и активизирующие словарь детей, развивающие речеслуховое внимание, память и аналитико-мыслительную деятельность, а также инновационные речевые игры по формированию у дошкольников словоизменительных и словообразующих навыков, разработанные по принципу аналогии и апробированные в работе с детьми с разным уровнем развития психических процессов и различной тяжестью речевых нарушений. Применение принципа аналогии позволяет детям довольно быстро улавливать логику изменения слова, его повторяющийся аффикс (суффикс, приставка) или окончание, что облегчает школьное изучение морфем. Для закрепления предложены вопросы, с помощью которых педагог сможет выявить уровень усвоения детьми лексической темы.
Предназначено логопедам, воспитателям, дефектологам, специалистам дошкольного образования для использования в учебных целях.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В пособии предложен дидактический материал по ознакомлению с окружающим и формированию лексико-грамматических категорий в ходе изучения основных лексических тем, составленный в соответствии с положениями ФОП ДО, ФГОС ДО. Опыт работы с детьми, в том числе с ОВЗ, показывает, насколько сложно им даётся усвоение лексико-грамматических категорий, особенно процессов словоизменения и словообразования.

Например, детям предлагается запомнить названия соков: апельсиновый (слово образовано с помощью суффикса -ОВ-), виноградный (суффикс -Н-), яблочный (суффикс -Н- при чередовании звуков к/ч), грушевый (суффикс -ЕВ-) и назвать ласково: помидорчик (суффикс -ЧИК-), морковочка (суффикс -ОЧК-), капустка (суффикс -К-), горошек (суффикс -ЕК-). Не случайно в данном случае использовано слово «запомнить», поскольку образовать новые слова с разными суффиксами ребёнку с речевыми нарушениями очень сложно. Только и остаётся – запоминать, что тоже непросто. Задача педагогов – использование специальных условий, методических и дидактических материалов для получения образования детьми, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей для того, чтобы выравнивать стартовые возможности выпускников ДОО при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Представленный дидактический речевой материал в игровой деятельности поможет научить ребёнка самостоятельно изменять слова и образовывать новые, к примеру, по аналогии: мандариновый, гранатовый, абрикосовый, персиковый, сливовый – для образования названий соков используется один суффикс -ОВ-; образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса -К-: репка, фасолька, капустка, морковка.

Исследователи детской речи (С. Н. Цейтлин, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский) отмечали, что в определённый период развития ребёнка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и приставок. По мнению учёных (и по наблюдениям логопедов-практиков), ребёнок усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка путём аналогий. Подбор и компоновка речевого материала с опорой на принцип аналогий позволяют ребёнку не заучивать правила, а усваивать их практическим путём. При обучении в форме игры следует помнить, что должно использоваться не более одного суффикса с определённым значением, детям необходим образец, по которому следует изменять или образовывать слова.

Речевые игры «Назови ласково», «Маленький, ещё меньше», «Волшебники», «Придумай словечко», «Собери словечко», «Закончи предложение» учат детей образовывать качественные, относительные, притяжательные прилагательные и формы сравнительной степени, сложные слова, наречия, глаголы, а также активизируют употребление антонимов и синонимов.

Игры «Что для чего?», «Найди отличие», «Почему так называется?» помогают правильно составлять сложноподчинённые и сравнительные конструкции, активизируют аналитико-синтетическую деятельность.

Игры «Чуткие ушки», «Догадайка», «Бывает – не бывает», «Угадайка», «Подбери словечко», «Четвёртый лишний» развивают речеслуховое внимание, память, логическое мышление; расширяют и активизируют словарь детей.

Речевые игры позволяют детям довольно быстро улавливать логику изменения слов, что не только значительно облегчает формирование у них навыков словоизменения и словообразования, но и является прочной базой для изучения морфологии в школе.

Содержание

Введение    3

Природное окружение    5

Зима    5

Весна    10

Лето    16

Осень    22

Времена года    27

Деревья и кустарники    31

Грибы    37

Ягоды    39

Фрукты    42

Овощи    47

Различение ягод, фруктов и овощей    52

Насекомые    53

Дикие животные    56

Домашние животные    64

Дикие птицы    69

Домашние птицы    78

Социальное окружение    81

Дом    81

Мебель    84

Одежда    89

Обувь    97

Головные уборы    100

Различение предметов одежды, обуви и головных уборов    102

Посуда и кухонная утварь    103

Продукты питания    111

Игрушки    118

Школьные принадлежности    122

Человек, эмоции    125

Семья    132

Профессии    135

Транспорт    139

Литература    144

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.