Контроль за условиями реализации основной образовательной программы дошкольной организации

Акция
Есть на складе
135 руб.
-30%
94,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 4956
Авторы-составители Балберова О. Б.
Издательство Учитель, 2018
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Управление дошкольным образованием
ISBN 978-5-7057-4450-3
Страниц 55
УДК 373.2
Штрихкод 9785705744503
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 2 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 90 г
Пособие содержит материалы, которые помогут проконтролировать выполнение дошкольной организацией требований ФГОС ДО к освоению основной образовательной программы.
Предложены методические рекомендации по выбору видов контроля и примерный годовой план деятельности, контролирующей организацию развивающей предметно-пространственной среды; показан алгоритм составления анализа внутреннего контроля; продемонстрированы шаблоны контроля.
Предназначено старшим воспитателям, методистам, руководителям, воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики и методики.

Подробное описание

Введение

«Контроль – специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса» (Ю. А. Конаржевский). Вопросами организации контроля в ДОО занимаются А. И. Васильева, Л. В. Поздняк, Л. М. Денякина, К. Ю. Белая, А. Н. Троян, Т. И. Шамова, О. А. Скоролупова и другие. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

• сравнение результатов работы с нормативными требованиями;

• оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОО;

• сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, то есть выполнение функции обратной связи;

• сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, то есть контроль исполнения;

• выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Контроль в ДОО – это система наблюдения и проверки соответствия образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОО и Программы развития ДОО, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Многие авторы, такие как М. М. Поташник, Т. И. Шамова, И. П. Третьяков, В. Я. Якунина, Ю. К. Бобанский, С. А. Ильманов и др., выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

Т. И. Шамова, рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, по ее мнению, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения.

По утверждению М. М Поташника и В. С. Лазарева, контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

По мнению И. П. Третьякова и В. А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Вместе с тем многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля действенность его заметно снижается.

Так, по мнению В. П. Стрекозина, действенность контроля зависит главным образом от теоретического и методического уровня, на котором он проводится; от того, как проанализированы результаты.

П. В. Худоминский утверждает, что педагогический анализ значительно повышает эффективность контроля, который сам по себе, не подкрепленный анализом данных, полученных в его результате, малоэффективен.

Контроль в ДОО осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации по реализации контроля, локальных актов и документов (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательных для исполнения всеми сотрудниками, повышающих ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОО задач и конкретизирующих границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в ДОО предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОО;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется своевременно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образователь-ного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОО на текущий учебный год.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

– контроль позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов;

– устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;

– отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

Контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Содержание

Введение    3

Виды контроля    5

Текущий контроль    6

Тематический контроль    6

Рекомендации по организации контроля    8

Алгоритм составления анализа внутреннего контроля за учебный год    11

Контроль за выполнением основной образовательной программы дошкольной организации    12

Оценка предметно-развивающей среды    14

Оценка профессиональной компетентности педагога    27

Личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми    35

Взаимодействие педагога с родителями    44

Контроль за организацией взаимодействия детского сада с семьей    49

Приложения    50

Приложение 1. Анализ работы воспитателя ДОО    50

Приложение 2. Анализ эффективности воспитательной деятельности    51

Приложение 3. Аналитическая деятельность воспитанника    51

Приложение 4. Методические рекомендации к написанию самоанализа    51

Литература    53

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.