Образовательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО. Педагогические советы. Семинары-практикумы. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-775.2
Авторы-составители Бацина Е. Г., Сертакова Н. М., Шилова И.В. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Управление дошкольным образованием
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Образовательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО. Педагогические советы. Семинары-практикумы" серии "ФГОС ДО: практика реализации. Управление дошкольным образованием" представляет педагогические советы и семинары-практикумы по актуальным темам, затрагивающим различные стороны образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Предлагаемые разработки способствуют активизации работы воспитывающих взрослых, раскрытию их личностных качеств и повышению профессионализма.
Представленные материалы, необходимые для организации педсоветов и семинаров-практикумов, будут полезны педагогам ДО, работающим над проблемой совершенствования методического мастерства и повышения качества образовательных услуг.
Интересные практические занятия, тренинги, интеллектуальные соревнования помогут освоению современных образовательных технологий, приобретению опыта применения инновационных приемов и форм, эффективных средств обучения и воспитания дошкольников, позволят педагогу моделировать индивидуальный маршрут самосовершенствования и профессионального роста ребенка.
Электронное пособие предназначено руководителям, старшим воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB;
- установленная программа Microsoft Office Power Point 2007 и выше для просмотра презентаций.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Приложение 3

Приложение 3

Тест «Могу ли я осуществлять содержательное общение
с родителями?»

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что общение происходит на разных языках?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30–32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19–24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14–18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9–13 очков.


Особенности планирования педагогических советов дошкольных организаций

Особенности планирования педагогических
советов дошкольных организаций

Особое значение имеет своевременное планирование педагогических советов. Известны три модели планирования тематики педагогических советов.

Первая модель – тематика определяется социальным заказом дошкольной организации, актуальными задачами, стоящими перед ним, реальными проблемами воспитательно-образовательного процесса.

Вторая модель – тематика определяется самим учебно-воспитательным процессом: установочный педсовет (в начале года); два-три тематических с подведением промежуточных итогов; итоговый педсовет (в конце года).

Третья модель – тематика охватывает основные проблемы и направления развития дошкольной организации и повторяется в течение нескольких лет, но каждый раз на новом, более высоком уровне.

Практикой наработаны и определенные требования к тематике педагогических советов:

· Актуальность и своевременность рассматриваемых вопросов, учет результатов психолога – педагогического диагностирования детского и педагогического коллективов, а также социально-педагогического окружения.

· Значимость проблемы – темы должны быть актуальными для всех участников коллективного обсуждения.

· Научность – при выборе тем следует опираться на достижения и научно-методические рекомендации психолого-педагогической науки, а также социологии, физиологии, менеджмента и др.

· Перспективность – нацеленность тематики на будущее дошкольной организации при соблюдении преемственности с ранее осаждавшимися проблемами и принятыми решениями.

· Системность – закономерность и логичность выбора тем педагогических советов, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

При подготовке педагогического совета руководителю, старшему воспитателю необходимо правильно спланировать предварительную работу: они продумывают организационные вопросы (приглашение заинтересованных лиц, повестка, регламент, принятое решение). В методкабинете оформляют выставку по теме педсовета (опыт педагогов, иллюстрированный пособиями, конспектами, выписками из планов, детскими работами и т. п.); отрабатывают рекомендации, которые помогут подготовиться к педсовету.

Неинтересные, «сухие», проведенные для галочки педсоветы мало что могут дать педагогам. Педсовет станет творческой лабораторией педагогического коллектива только в том случае, если на нем решаются волнующие всех вопросы, а педагоги – знакомятся с лучшим опытом, учатся на примерах.

Заведующая, старший воспитатель, обдумывая ход педагогического совета, подбирают варианты работы. К ним можно отнести: разбор выполненных заданий, решение педагогических задач, анализ конкретных ситуаций, обсуждение результатов работы. Наиболее успешными формами следует считать диалоги, дискуссии, обсуждение противоположных точек зрения на информацию по определенному вопросу, брифинги и т. д.

Успех работы педагогического совета зависит во многом от того, насколько грамотно и серьезно готовился вопрос, вынесенный на обсуждение педагогического коллектива.

Формы подготовки педсовета могут быть самые разнообразные. Например, одному из воспитателей поручается рассказать о своем опыте работы, скажем, по воспитанию культуры поведения, другому – подготовить сообщение о последних достижениях психолого-педагогической науки по этому вопросу, третьему предлагается побывать в группе воспитателя, собирающегося раскрыть глубину, существо данной темы (эти вопросы должны быть известны всем воспитателям задолго до педагогического совета). Наиболее трудные вопросы теории методист поручает воспитателям-новаторам или берет подготовку их на себя. Необходимо практиковать приглашение выступить с докладом преподавателей кафедры дошкольной педагогики педагогического института, научных работников НИИ педагогики, методистов и тьюторов.

Для доклада обязательно: глубокое содержание, четкое, логичное изложение, теоретическое обоснование вопроса, творческое преломление идей, убедительная аргументация. Время, отведенное на доклад, не должно превышать 20–30 минут. В противном случае не останется времени на обсуждение вопроса и принятие решений.

Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.

В течение учебного года практически каждый воспитатель имеет возможность выступить в роли докладчика и содокладчика. Кроме этого, воспитатели всегда должны принимать активное участие в обсуждении вопросов, вынесенных на педагогический совет.


Типы и формы педагогических советов

Типы и формы педагогических советов

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов (см. схему):

– традиционные (авторитарные, догматические);

– современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

– нетрадиционные (альтернативные) – по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогом. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего, такие технологии, как традиционный (классический) доклад; с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста. Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет – семинар-практикум. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации педагогов. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята проблема новая, вызывающая споры, вопросы.

Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность педагогов формы организации: открытое занятие или мероприятие; показ моделей занятий и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса, деятельности детей.

Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра, коллективное творческое дело, круглый стол, диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.

Педагогический совет в виде деловой игры – обучающая форма, при использовании которой все участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры – мозговая атака.

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предлагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений, теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

– осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива:

– разделение труда: в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

– частичное осуществление контроля членами коллектива;

– деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет в виде диспута, дискуссии.


Приложение 2

Приложение 2

Тестовый опрос педагогов и родителей, выявляющий
их представления друг о друге как партнёрах по воспитанию детей

Цели: изучение взаимных мнений педагогов и родителей друг о друге как партнёрах по воспитанию детей; выявление причин, которые могут активизировать сотруднические отношения между педагогом и родителем, а также сдерживать их активность.

Бланк опроса родителей

Уважаемые родители! Предлагаем Вам поразмышлять над причинами, которые могут стимулировать Ваше желание приходить в детский сад на встречи или сдерживать такое желание.

Читайте не спеша нижеследующие суждения и обводите кружком номера тех из них, с которыми согласны. Зачеркните номера тех суждений, с которыми Вы не согласны. Остальные суждения оставьте без пометок.

1. Мне всегда приятна встреча с педагогами группы и другими родителями, возможность общения с ними.

2. Обычно собираюсь идти в детский сад, но что-нибудь неожиданно нарушает мои планы.

3. Прихожу на собрания, потому что мне интересно говорить и о том, что предлагают воспитатели, и о чём-то другом, что мне важно для себя уточнить.

4. Опасаюсь, что меня начнут спрашивать на собрании о том, на что не хочется отвечать, или прилюдно оценивать, «воспитывать», или опять деньги на что-то собирать, поэтому не всегда хочу идти.

5. Меня привлекает посещение детского сада тем, что я могу узнать что-то новое о моём ребёнке или о семейной педагогике.

6. Приходить каждый раз на встречи просто не хватает времени. Я буквально разрываюсь между ребёнком, работой и домашними делами.

7. С удовольствием иду в детский сад, чтобы лишний раз узнать, в чём мой ребёнок успешен, как развит в сравнении со сверстниками, а иногда иду, чтобы понять причины его отставания в развитии.

8. Приход в детский сад нередко вызывает у меня напряжение в связи с ожиданием критики со стороны воспитателей в свой адрес и моего ребёнка.

9. Иду в детский сад потому, что считаю присутствие родителя в группе на занятии детей или во время другой их деятельности важным поводом поддержать эмоционально своего ребёнка. Моё участие в деятельности вместе с ребёнком очень нужны мне и ему.

10. Часто не хочется идти на собрание потому, что если открыто выражаешь своё мнение, свою тревогу или сомнение по поводу жизни ребёнка в группе и его контактов со сверстниками и воспитателями, то это может быть не услышано или неправильно понято педагогами.

11. Мне приятно общаться не только со своим ребёнком, но и его сверстниками, когда воспитатели предоставляют такую возможность.

12. Иногда думаю, что если приду на занятие в группу, мой ребёнок будет больше смущаться или начнёт баловаться, капризничать при виде меня, поэтому не всегда хожу – пусть чувствует себя свободно.

Благодарим Вас за искренность и мужество открыть нам внутренний мир своих родительских переживаний. Пожалуйста, не сомневайтесь в корректности нашего обращения с тем, чем Вы поделились с нами. Спасибо!

Бланк опроса педагогов

Уважаемый коллега! Предлагаем Вам поразмышлять над возможными причинами, повышающими желание родителей вступать в контакты с педагогами, а также сдерживающими их активность в этом.

Читайте не спеша нижеследующие суждения и обводите кружком номера тех из них, с которыми согласны. Зачеркните номера тех суждений, с которыми Вы не согласны. Остальные суждения оставьте без пометок.

1. Родителям всегда приятна встреча с нами – воспитателями группы, возможность искреннего общения по поводу развития и воспитания их ребёнка.

2. Часто родители не приходят на собрания, потому что им не хватает времени. Они разрываются между ребёнком, работой и домашними делами.

3. Родители приходят на встречи, потому что им интересно для себя узнать, уточнить, как другие родители решают интересующие их вопросы.

4. Родители относятся весьма безответственно к посещению групповых родительских собраний.

5. Скорее всего, родители приходят в детский сад, чтобы узнать что-то новое о своём ребёнке или о семейной педагогике.

6. Родители не торопятся в детский сад на встречи, так как нередко избегают сборов денег на различные хозяйственные нужды группы.

7. Большинство родителей идут в детский сад с удовольствием, чтобы лишний раз узнать, в чём их ребёнок успешен, как развит в сравнении с другими детьми группы, а иногда идут, чтобы понять причины отставания своего сына или дочери в развитии.

8. Приход родителей в детский сад привлекает родителей возможностью присутствовать на занятии или во время другой детской деятельности, так как они понимают важность эмоциональной поддержки своего ребёнка.


Методы проведения педсовета

Методы проведения педсовета

Педагогический совет традиционно представляет, прежде всею, публичное собрание, деловое совещание. В его работе выделяются:

а) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

б) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино-, телематериалов, компьютерные средства);

в) практические методы (действия педагогов по моделированию разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью педагогов в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. Возможно также использование интерактивных методов организации педагогических советов.

Мозговой штурм можно использовать в различных формах работы со взрослой аудиторией. Этот метод дает педагогам возможность быть активными участниками и генерировать множество идей и предложений за короткий промежуток времени. Лучше всего он работает в группах из 5–6 человек, которые берут на себя следующие роли: фасилитатора (ведет дискуссию), секретаря (фиксирует предложения), оратора (представляет идеи), «таймера» (следит за временем).

Чтобы не упустить интересные идеи, важно записывать все возникающие предложения, не оценивая их, поскольку критика препятствует процессу творческого мышления. При окончательном разборе, который состоится позже, идеи пересматривают и выбирают из них лучшие.

Во время мозгового штурма создается обстановка, способствующая непринужденному обмену мнениями и творческому сотрудничеству участников.

Используются различные вариации мозгового штурма. Например, применяется обратный мозговой штурм: участников знакомят с проблемой, описывают ситуацию после ее решения, затем спрашивают, какие, по их мнению, обстоятельства привели к этим изменениям.

Hа педагогических советах можно использовать кинестетическое упражнение «Найди свое место». Данное упражнение побуждает участников активно двигаться, обмениваясь своими идеями и опытом, и решать проблемы, существующие в детских образовательных учреждениях.

Упражнение начинается с того, что просят всю группу встать и выслушать то или иное проблемное высказывание. То, что участникам приходится стоять, помогает им сосредоточиться и вступить в дискуссию.

Затем просят встать с одной стороны комнаты тех, кто поддерживает данное предложение, а с другой – его противников. Участники должны объяснить, почему они заняли именно это место, затем послушать аргументацию другой стороны и, наконец, обсудить ситуацию всей группой. В процессе дискуссии педагоги могут изменить свою точку зрения и перейти на другую сторону.

Обычно в этом упражнении обсуждаются следующие вопросы:

– интеграция детей со специальными проблемами в обычные группы детского сада: за и против;

– что предпочтительнее – группы кратковременного пребывания или всего дня;

– соревновательные игры, фронтальные занятия и т. п.

Это упражнение всегда вызывает горячие дискуссии, заставляет участников включаться в решение жизненных проблем, применяя эти решения на практике.

Еще один из эффективных методов интерактивного общения – «Карусель». Обсуждая тему «Работа в группе, ориентированной на ребенка», можно разделить участников на три подгруппы, каждой из которых дается один из этих вопросов.

– Как выглядит группа, ориентированная на ребенка дошкольного возраста?

– Почему нужно использовать индивидуальный план работы для каждого ребенка?

– Для чего нужно общаться с родителями по поводу учебного плана?

В каждой группе выбирают фасилитатора, секретаря. Секретарь записывает ответы. По истечении установленного времени вопросы вместе с ответами переходят по кругу к следующей группе, которая добавляет к списку собственные соображения. В итоге каждая группа отвечает на все вопросы.

Принимая участие в таком обсуждении, педагоги получают возможность корректировать и уточнять свои теоретические воззрения, узнают о работе коллег и о вероятных точках соприкосновения.

Метод «Картинная галерея» позволяет разобраться, чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь образовательному учреждению:

– при работе с небольшими группами или отдельными детьми;

– в отношении материалов и оборудования;

– в области хобби или интересов;

– при разработке проектов или мероприятий для всей группы;

– в центрах обучения или в выполнении других заданий.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.