Гендерный подход. Реализация в условиях ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты

Есть на складе
142 руб.
-10%
127,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4445
Авторы-составители Елисеева Т. А., Климина Л.В., Хрон О. С.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность
ISBN 978-5-7057-4350-6
Страниц 120
УДК 373.2
Штрихкод 9785705743506
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 84 г
Пособие позволит педагогам разобраться в принципах, терминологии, основных положениях гендерного подхода, основанного на индивидуальном внимании педагога к проявлению ребенком своей полоролевой идентичности, овладеть методикой гендерного воспитания и социализации девочек и мальчиков. Предложенные конспекты непосредственно образовательной деятельности отвечают таким требованиям ФГОС ДО к реализации гендерного подхода в дошкольном образовании, как обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей, проведение дифференциации видов их деятельности, предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта, раскрывают сущность образовательной деятельности, учитывающей гендерную составля-ющую во взаимоотношениях с дошкольником. Индивидуальные образовательные маршруты на основе гендерного подхода помогут построить работу воспитателя и специалистов ДОО с учетом индивидуальных гендерных проявлений детей. Представленный диагностический материал облегчит процесс подбора надежных методик исследования гендерных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам и специалистам системы до-школьного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

…Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, а половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность.

И. С. Кон

Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка:

1. Меняются взаимоотношения со взрослыми: увеличиваются требования к ребенку (к нормам и правилам поведения в обществе); взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность дошкольника, развивая память, мышление, восприятие, внимание, речь, волю; помогают овладеть значимыми видами деятельности (игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, элементами учения и труда); взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверст-никами.

2. Меняется отношение ребенка ко взрослому: взрослый – образец для подражания, ребенок копирует его во всем; взрослый – источник оценки его поступков и других людей, событий. Положительная оценка взрослого управляет поведением дошкольника. Оценка взрослого определяет развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний; расширяется круг взрослых, чьи поступки и суждения интересуют дошкольника.

3. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности. Ребенок должен уступать или отстаивать свою точку зрения, если хочет участвовать в совместной деятельности. Равенство со сверстниками создает предпосылки для его самовыражения. У ребенка появляется статус, который зависит от особенностей поведения, форм общения, знаний, умений, умственного развития ребенка. Дошкольник в общении со сверстниками реализует или не реализует свою потребность в признании.

4. Появляются новые виды деятельности: игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игровых ситуациях создается новый уровень общения и условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, благоприятные условия для развития воли. Соответственно, ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы психической жизни дошкольника.

В процессе продуктивной деятельности совершенствуются восприятие, внимание, воображение, расширяются представления дошкольника об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность способствует эмоциональному, волевому и речевому развитию. Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения, систематизирует знания о мире, других людях и себе.

Это общий портрет дошкольника. Но каждый ребенок в первую очередь – мальчик или девочка. Пол новорожденного определяет траекторию развития семьи, судьбу малыша. Сегодня известно, что мальчики и девочки зачастую полярны в своем развитии, их интересуют и вызывают восхищение различные явления и события.

Ряд исследователей (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Э. К. Суслова) отмечают, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Даже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному. В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман, используя запись биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, установили, что мозг мальчиков и девочек в этом возрасте уже работает неодинаково.

На первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.

После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы, девочки лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании.

В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, а у мальчиков – при восприятии немузыкальных прерывистых звуков (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган).

Крик мальчика настойчивее, агрессивнее. Отделенный барьером стульев от матери, он с года и двух месяцев гневно разрушает преграду, а девочка с плачем будет ждать, когда это сделает мать.

Проявляются различия у мальчиков и девочек в формирующейся способности мыслить, в эмоциональности; заметно различается и поведение. Интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением пользуются сильные, смелые, инициативные. Девочки чаще играют небольшими группами, заботясь друг о друге, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлением.

Традиционно полоролевые (пол и роль в обществе) черты выпукло видны в обобщающих положительных образах типичного мужчины (маскулинные качества личности) и типичной женщины (феминные качества личности).

Типичная женщина тактична, проявляет расположение, нежна, не использует грубых выражений, понимает чувства других, разговорчива, интересуется собственной внешностью, ценит искусство и литературу, нуждается в защите, аккуратна в привычках и спокойна. Типичный мужчина агрессивный, предприимчивый, доминирующий, независимый, скрывающий эмоции, любит математику и науку, обладает деловыми навыками, знает, как осваивать мир, легко принимает решения, самодостаточен. Однако каждый ребенок развивается по собственной траектории развития, проявляя те или иные черты в поведении. Особенности мужского (маскулинного) или женского (феминного) проявления и составляют гендерные различия людей, реализуясь в гендерных ролях.

Современное общество очень быстро меняется, смещается ценностно-нравственный акцент во всех сферах жизни, в том числе в сфере отношений между полами. Социальные общественные изменения привели к разрушению традиционных норм мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов, с одной стороны, размыла четкие ограничения в поведении людей, что дало значительные возможности в проявлении индивидуальности каждого. Только развитие и проявление индивидуальных способностей гарантируют обществу развитие всех сфер экономики, политики, образования.

Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на раз-витие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе как носителю определенных наборов гендерных характеристик.

В настоящее время в педагогической науке разрабатывается вопрос специфики гендерных особенностей детей дошкольного возраста (Н. А. Баранникова, О. И. Иванова, Н. К. Ледовских, Т. В. Малова, Н. Е. Татаринцева и др.). В науке появилось новое направление – гендерная психология, задачами которой ставятся понимание и объяснение природы психологических различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками; биологического и социального понятия «пол»; психологических процессов социального взаимодействия в контексте межполовых и межличностных отношений. В настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться не замеченными родителями и педагогами.

При разработке проблемы реализации гендерного подхода в условиях современного детского сада необходимо определить следующие приоритетные задачи:

– выявить возможности внедрения гендерного подхода в условиях ДОУ;

– конкретизировать научное представление о гендерной компетентности педагогов ДОУ;

– определить этапы формирования гендерной компетентности педагогов ДОУ;

– разработать и апробировать средства развития способностей воспитанников на основе гендерного подхода.

Под гендерной компетентностью педагогов дошкольного образования понимается владение дидактическими, методическими, поведенческими аспектами руководства деятельностью детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

Актуальность нашей работы объясняется, с одной стороны, социальными причинами (происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков); с другой стороны, профессиональными причинами (обновленная нормативная база системы дошкольного образования, которая регламентирует внедрение в образовательный процесс гендерного подхода как составляющей развития индивидуальности воспитанников).

Данное пособие поможет сориентироваться педагогам дошкольных учреждений в разработке и реализации план-кон-спектов непосредственно образовательной деятельности (НОД) на основе гендерного подхода: познакомиться с таким приемом инновационной деятельности современного педагога, как составление индивидуального маршрута дошкольников с учетом гендерного типа каждого ребенка, вооружиться методиками диагностики гендерных особенностей детей дошкольного возраста, сориентироваться в терминологии гендерного подхода.

Содержание

Введение    3

Планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода    9

Индивидуальные маршруты детей старшей группы на основе гендерного подхода    31

Познавательное развитие    31

Социально-коммуникативное развитие    34

Художественно-эстетическое развитие    37

Играют девочки    40

Играют мальчики    60

Диагностика гендерных особенностей детей    85

Тезаурус    113

Литература    116

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос