Социально-педагогические технологии взаимодействия с семьей

Есть на складе
299 руб.
-10%
269,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3020
Авторы-составители Витвар О. И.
Издательство Учитель, 2016
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-4307-0
Страниц 142
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705743070
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 213 г
Материалы пособия разработаны на основе концепции деятельностной педагогики (системно-деятельностного, системного и проектно-программного подходов), что поможет руководителям и специалистам образовательных организаций на функциональном уровне освоить новую систему требований ФГОС общего образования к организации образовательного процесса на основе взаимодействия школы с семьей.
В пособии представлены педагогические задачи с решениями, анализ конкретных ситуаций, практикумы, деловые и ролевые игры, предназначенные для формирования профессионально-личностных умений специалистов, взаимодействующих с семьей школьника.
Предназначено педагогам-психологам, учителям, социальным педагогам, воспитателям, а также преподавателям системы повышения квалификации, сотрудникам методических служб сферы образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Приобретенный человеком социокультурный капитал определяет его социальную продуктивность и жизненные достижения. Он связан с продолжительностью обучения, качеством академических успехов, общих и социальных компетенций.

Международные исследования образовательных достижений (PIRLS, PISA) обнаруживают в результатах российских школьников значительные различия, которые, во многом, обусловлены социально-экономическим положением и образованием их родителей. Именно культурный потенциал, экономический и образовательный ресурс семьи выступают факторами, сопутствующими учебным достижениям учеников и, как следствие, определяющими их дальнейшую образовательную и жизненную траекторию. Проведенные исследования по выявлению комплекса внешних и внутренних причин стойкого снижения учебных результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах, свидетельствуют, что запрос на образование со стороны контингента родителей, большинство из которых не включены в образовательный процесс, не сформирован, а специалистов, необходимых для их поддержки, школы не имеют. Единственное, чем они располагают, – это ставка педагога-психолога или часть ставки социального педагога, которая делится между учителями.

С другой стороны, исследования последнего десятилетия, проведенные в США группой ученых под руководством Eliot A. Jamison, установили, что образовательные институты могут играть роль социального лифта. Школа может переломить предопределенность социального и культурного статуса семьи, дать старт вертикальной социальной мобильности. «Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей», – утверждает Президент РФ В. В. Путин.

В распространенной в экономически развитых странах модели эффективной школы качество работы определяется именно как способность школы обеспечивать образовательную успешность и повышать жизненные шансы каждого ученика независимо от индивидуальных стартовых возможностей. Создание эффективной школы требует концентрации совместных усилий, согласованных действий и сотрудничества с местным сообществом, образовательными провайдерами, специалистами-носителями новых педагогических практик и родительской общностью.

Школьная эффективность непосредственно связана с развитием культуры социальной инклюзии, развитием социально-педагогических основ образовательной деятельности в части социального воспитания растущего человека и включения его семьи в эти процессы. В этой связи современная дидактика выделяет проблему усиления практической социально-педагогической подготовки руководителей и специалистов учебных заведений, ориентирует учреждения дополнительного профессионального образования, методические службы образовательных систем на обеспечение этого процесса. Актуальность практико-ориентированного подхода отражена и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.

Сегодня специалистам получать своевременную информацию, релевантную возникающим социально-педагогическим проблемам, во многом позволяют современные информационно-коммуникационные технологии. Однако в освоении новых способов деятельности, в развитии умений и навыков, объективно необходимых в практике социально-педагогического взаимодействия с растущим человеком и его ближним окружением, важна целенаправленная организация в научении и формировании активной деятельностной позиции специалистов, что призваны осуществлять институты повышения квалификации.

В целом материалы пособия предполагают выработку умений и навыков применять теоретические знания в практике социально-педагогического взаимодействия и сотрудничества школы с местным сообществом и родительской общностью, что должно способствовать:

  • формированию готовности специалистов к практической социально-педагогической деятельности в социокультурном образовательном пространстве новой школы;
  • расширению практической направленности знаний с учетом специфики их использования в различных социально-педагогических ситуациях;
  • совершенствованию практических умений и навыков  социально-педагогического взаимодействия специалистов с семьей растущего человека.

Материалы пособия разработаны в контексте  концепции деятельностной педагогики (системно-деятельностного, системного и проектно-программного подходов), что поможет руководителям и специалистам образовательных учреждений на функциональном уровне освоить новую систему требований ФГОС общего образования в процессе обучения. Пособие представляет собой сборник практических заданий – конкретных ситуаций, практикумов, деловых и ролевых игр, предназначенных для формирования профессионально-личностных умений специалистов, взаимодействующих с семьей школьника. Для успешного выполнения предложенных практических заданий необходимы опорные знания в области социальной педагогики как науки и учебной дисциплины. В этой связи пособие включает теоретический раздел (теоретический минимум) – необходимые для выполнения практических работ знания, а также конкретные примеры.

В помощь администрации школы, которая сегодня все чаще оказывается в роли андрагога, а также для преподавателей системы повышения квалификации в пособии предложены задания и методические указания по организации работы с обучающимися специалистами, выполняющими социально-педагогические функции. Анализ конкретных ситуаций предусматривает не только сравнение различных вариантов возможных решений социально-педагогических проблем, но и проведение дебрифинга как эффективного приема в развитии саморефлексии социального педагога, других специалистов. Предложенные деловые и ролевые игры направлены на освоение ролевого набора эффективной групповой (командной) работы и на обучение навыкам принятия взвешенных педагогических решений. Они включены в пособие также в целях проигрывания нештатных ситуаций, поднятия трудных для разрешения вопросов, более глубокого осознания проблем, возникающих в социально-педагогическом взаимодействии с растущим человеком и его семьей.

Пособие предназначено для администрации современной школы, заинтересованной в развитии в направлении социального воспитания и социально-педагогической поддержки школьников, эффективной деятельности социально-педагогических работников и специалистов сопряженных профессий, а также преподавателей системы повышения квалификации, сотрудников методических служб сферы образования.

В заключение отметим, что предложенные учебно-практические материалы в течение многих лет успешно используются в системе норильского и таймырского дополнительного профессионального педагогического образования, в муниципальной практике внутришкольного обучения педагогических работников.

Содержание

Введение    3

Раздел 1. Технологии социально-педагогического взаимодействия с семьей    5

1.1. Введение в социально-педагогическую деятельность с семьей    6

1.2. Структура и сущность технологии социально-педагогической деятельности с семьей    13

1.3. Базовые методы социального воспитания растущего человека и социально-педагогической поддержки его семьи    20

1.4. Специальные технологии оказания социально-педагогической помощи семье растущего человека    28

1.5. Социально-педагогические проблемы семьи и статусно-ролевые позиции социального педагога по их разрешению    32

1.6. Технология рационального решения социально-педагогических проблем семьи растущего человека    37

1.7. Социально-педагогическое программирование взаимодействия школы, семьи и местного сообщества в образовательном пространстве    39

1.8. Партнерство школы, семьи и местного сообщества в решении социально-педагогических проблем растущего человека    50

1.9. Технологии социально-педагогической поддержки семьи ребенка-инвалида (из опыта взаимодействия с семьей в УДОД)    54

1.10. Самоменеджмент и самомаркетинг социального педагога    60

Раздел 2. Социально-педагогический практикум по взаимодействию с семьей    65

2.1. Развитие социально-педагогического потенциала взаимодействия семьи и школы    65

Практические задания    65

Практическая работа 1.1. Вопросник для обсуждения социально-педагогических аспектов ФГОС ООО    65

Практическая работа 1.2. Анализ социально-педагогических основ ФГОС второго поколения    66

Практическая работа 1.3. Разработка должностной инструкции школьного социального педагога    67

Практическая работа 1.4. Ситуация для анализа «Доверенное лицо»    67

Практическая работа 1.5. Ситуация для анализа «Трудности по микрорайону»    68

Практическая работа 1.6. Ситуация для анализа «В школе ЧП»    69

Практическая работа 1.7. Ситуация для анализа «Недостойная»    69

Практическая работа 1.8. Ситуация для анализа «Кража»    70

Практическая работа 1.9. Ситуация для анализа «Выбор»    70

Практическая работа 1.10. Диагностика социально-педагогических проблем семьи    71

Практическая работа 1.11. Планирование жизненно важных целей семьи растущего человека    73

Практикум 1.12. Разработка иерархии социально-педагогических целей взаимодействия с семьей    74

Практикум 1.13. Проектирование опытно-экспериментальной социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении    74

Практическая работа 1.14. Формирование «модели ожиданий» учащихся и их родителей по созданию социально-педагогических условий предпрофильной подготовки    78

Практическая работа 1.15. Целеполагание в социально-педагогической деятельности школы с семьей    79

Практическая работа 1.16. Разработка системы показателей для оценки социально-педагогической деятельности школы с детьми, семьями и местным сообществом    79

Деловая игра 1.17. Маркетинг социально-педагогических идей    80

Ролевая игра 1.18. Самомаркетинг социального педагога    84

2.2. Специальные технологии социально-педагогической деятельности с семьей    84

Практические задания    84

Практическая работа 2.1. Ситуация для анализа «Повторная семья»    84

Практическая работа 2.2. Ситуация для анализа «Уход из дома»    86

Практическая работа 2.3. Ситуация для анализа «Не такая, как все… или семейный разговор в социально-педагогической службе»    86

Деловая игра 2.4. Семейный разговор в социальной службе комитета по делам молодежи    90

Ролевая игра 2.5. Семейный разговор со специалистами отдела опеки    91

Раздел 3. Активные методы группового обучения и методические указания для выполнения практических заданий    91

3.1. Анализ конкретных ситуаций    92

3.2. Деловая игра и ее разновидности    96

3.3. Дебрифинг    98

3.4. Упражнения    101

3.5. Метод «Идея Дельфи»    101

Приложения    102

Приложения к разделу 1    102

Приложение 1.1. Квалификационная характеристика должности «Социальный педагог»    102

Приложение 1.2. Индивидуальная характеристика и программа работы с трудным подростком    103

Приложение 1.3. Схема «базовая технология социально-педагогической деятельности с семьей»    107

Приложение 1.4. Схема «Модель технологически организованной социально-педагогической деятельности с семьей»    107

Приложение 1.5. Формы и методы социально-педагогического взаимодействия с семьей    108

Приложение 1.6. Основные принципы взаимодействия с семьей    110

Приложение 1.7. Образец справочника для родителей    111

Приложение 1.8. Схема процесса социально-педагогического целеполагания    114

Приложение 1.9. Технология проблемно-ориентированного анализа и построения «дерева цели»    114

Приложение 1.10. Программа социально-педагогической деятельности «Cоциальный терапевт» (МОУ «СОШ № 31 г. Норильск»)    115

Приложение 1.11. Проект «Биография моей бабушки» (И. В. Бадиль)    119

Приложения к разделу 2    123

Приложение 2.1. Должностная инструкция социального педагога школы    123

Приложение 2.2. Пример анкеты для обучающихся    129

Приложение 2.3. Пример анкеты для родителей о степени удовлетворенности профориентационной работой в школе    132

Литература    137

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.