Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС

Акция
Есть на складе
262 руб.
-25%
196,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5313
Авторы-составители Юркова Н. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Управление образовательным процессом
ISBN 978-5-7057-4295-0
Страниц 110
УДК 373
Штрихкод 9785705742950
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 169 г
Система психологического обеспечения образования, отвечающая установкам ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и соответствующая положениям ФГОС, является важнейшей основой интеграции действий педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов и представляет неразрывное единство психолого-медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам на всех этапах обучения.
В пособии предложены необходимые материалы, раскрывающие технологию создания организации и развития комплексной психологической службы в образовательной организации: пакет нормативных документов, регулирующих все виды и направления деятельности, мониторинговые исследования, формы отчетов.
Предназначено педагогам-психологам, социальным педагогам, заместителям директора
по социально-психологической работе, руководителям ОО и ППМС-центров, специалистам психолого-педагогических служб.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его структура (психолого-педагогические службы (ППС) образовательных учреждений, психолого-педагогические и медико-социальные центры, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.). Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении подчеркивается в документах, определяющих государственную политику в области образования, в которых указываются меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Задачи: создание психологической безопасности и комфортной образовательной среды; обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение роли психолого-педагогической подготовки студентов и работающих педагогов; повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Необходимость в обеспечении предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях, создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 27. Структура образовательной организации.

П. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся).

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

П. 1. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Необходимость создания психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы.

Специалисты Центра диагностики и консультирования осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса; организуют и проводят мониторинг деятельности психолого-педагогических служб образовательных организаций; осуществляют информационно-методическое сопровождение деятельности специалистов сопровождения; распространяют и внедряют в практику психолого-педагогических служб образовательных организаций достижения в области психологии, социальной педагогики, логопедии, дефектологии. В рамках реализации данных направлений разрабатывают управленческие проекты с целью повышения качества оказания психологической помощи.

Управленческий проект по созданию комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательных организациях появился из необходимости объединения специалистов разного профиля для взаимодействия на основе комплексного подхода к обеспечению условий, необходимых для развития ребенка, а также преодолению проблем в обучении и воспитании.

В основу проекта положены концептуальные идеи использования комплексного подхода в организации психолого-педагогической помощи детям в соответствии с рекомендациями семинара-совещания «Служба практической психологии в системе образования РФ: проблемы организации и управления» Минобрнауки  России 20.10.2006 № 06-1619; Проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ».

Система психологического обеспечения образования по своей сути может стать важнейшей основой интеграции действий педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему психолого-медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам на всех этапах обучения в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования.

Проект рассчитан на несколько лет и состоит из четырех этапов. Специалисты Центра разработали и апробировали технологию создания  комплексной службы в образовательной организации, подготовили пакет нормативных документов, регулирующих деятельность комплексной службы на уровне школы. Технология открытия комплексной службы включает в себя активную работу специалистов Центра непосредственно в школе. В течение нескольких месяцев сотрудниками Центра проводятся: тренинг «Командообразование», круглые столы, деловые и ролевые игры с проигрыванием заседаний психолого-медико-педагогического консилиума и совета профилактики, семинары-практикумы для педагогов и узких специалистов школы, направленные на повышение психологической культуры. В ходе совместных методических встреч создается модель комплексной службы в школе, формируется заказ на основные направления деятельности со стороны администрации, педагогов, родителей, а также подготавливается вся необходимая рабочая документация службы.

Данный сборник подготовлен по материалам реализации проекта «Создание комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательных учреждениях».

Сборник предназначен для руководителей образовательных организаций, руководителей психолого-педагогических служб образовательных организаций, специалистов сопровождения в системе образования и включает в себя технологию создания и организации деятельности комплексной службы психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательной организации.


Автор-составитель пособия выражает благодарность за помощь в разработке и предоставлении материалов коллективу МБОУ ППМС ЦДиК «Камертон» г. Чайковский Пермского края.

Содержание

Введение    3

Особенности психологического сопровождения (переход от психологического к комплексному сопровождению развития ребенка в образовательном процессе)    5

Управленческий проект «Создание комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательных организациях»    7

Организационный этап создания комплексной службы  психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательной организации    15

Модели деятельности комплексной службы ПМСПП в образовательной организации    21

Квалификационные характеристики должностей    26

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся комплексной службой ПМСПП    30

Нормативно-правовое обеспечение деятельности комплексной службы психолого-медико-социально-правовой помощи в образовательной организации    41

Мониторинговые исследования    59

Приложения    98

Литература    108

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос