Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Программа для установки через интернет

Есть на складе
84 руб.
-10%
75,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4456
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры, соответствующая концепции комплексной программы "Радуга" (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва). Предложены календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации, тем самым обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений, специалистам дошкольной педагогики, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МВ.

Примеры документов

Праздник «Капустница»

Праздник «Капустница»

Цель: расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.

Материал: маски «Овощи», корыто, тяпка, капуста, мука.

Содержание деятельности

Дети входят в «русскую избу», их встречает хозяйка.

Хозяйка. Просим, просим в избу. Красному гостю – красное место. Здравствуйте, мои дорогие, проходите, будьте как дома. Будем песни петь, шутить да капусту рубить.

– Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с полей, срубили капусту. И начались на Руси веселые вечеринки в честь капусты – «Капустница».

Нарядно одетые девушки-крестьянки обходили все дома своей деревни с песнями и помогали хозяевам рубить капусту. Хозяйка в этот день пекла пироги с капустой и угощала ими всех гостей. Вот и мы сегодня будем капусту рубить.

На капустник, на капустник

Приглашаю весь народ,

Пусть танцует и кружится

Наш веселый хоровод.

Все берутся за руки и участвуют в хороводе.

Хозяйка. Сегодня в нашем хороводе

Все, что растет на огороде.

Дети по очереди делают шаг вперед и называют овощи.

Морковка, репка и картошка,

Два зелененьких горошка,

Четыре молодца – зеленых огурца,

Силач – пузатый кабачок,

Его дружок – сосед-лучок,

Свёкла с редискою-подружкой,

Укроп с красавицей петрушкой,

Важные синьоры – зазнайки – помидоры.

Хозяйка. Вроде все, а где ж капуста?

Без нее в тарелке пусто.

Раз капусты не видать,

Нам «Капустник» не начать.

Ну-ка песню запоем,

Куму в гости позовем.

Поют песню «Капуста» (входит кума Капуста).

Хозяйка. А вот и сама Капуста-кума!

Что ж, кума, ты опоздала?

Капуста. Я наряды примеряла!

Ведь у меня сто одежек

И все без застежек.

Не могу удержаться,

Люблю наряжаться!

Не зря я огородница,

Зовусь большою модницей!

Хвастается нарядом.

Хозяйка. Ох, и горазда ты собой любоваться!

Мы бы тоже не прочь поплясать, покрасоваться.

Пляска «Парная».

Капуста. Все равно я всех милее,

И круглее, и белее!

Хозяйка. Тебе, кума, почет и честь,

Но и других немало есть,

Овощей разных –

Зеленых, желтых, красных.

Сценка «Спор овощей».

Овощи. Кто из нас, из овощей, и нужнее, и вкусней?

Морковка. Я – красавица морковка.

Вы меня грызете ловко.

Картофель. Я – рассыпчатый картофель.

Вы меня узнали в профиль.

Помидор. А я – сочный помидор –

Вкусненький и красный.

Я с утра надел костюм

На себя атласный.

Лук. Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зеленой

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Лук зеленый ешьте,


Теремок

Теремок

Программные педагогические задачи: познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы; использует в речи новые слова; поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками.

Словарная работа: изба, рубить, сруб, конек, крыльцо.

Материал: иллюстрации (строительство избы, деревенских домов); картины местных художников о родной природе, деревне; картинки с изображением сосны, ели, березы, осины.

Подготовительная работа: прогулки в ближайший лес, бор; рассматривание альбома «Деревянное зодчество», прогулки по близлежащим улицам; рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Содержание деятельности

Бабушка Арина (начинает беседу).

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси. (Уточняет смысл понятия «Русь».)

– Сейчас на улице осень, а помните, совсем недавно еще было любимое время года всех детей – лето? И если осенью, зимой, весной мы ходим каждый день в детский сад, то на лето, как веселые птицы, часто разлетаемся кто куда.

– Скажите, а кто из вас уезжает к бабушке в деревню?

– Да, конечно, вы там купаетесь в речке, ходите в лес за грибами, ягодами. В деревне летом очень привольно и весело. А похожи ли деревенские дома на городские?

– Чем они отличаются?

– В старину люди тоже жили в таких домах. Кто знает, как они называются? (Избами.)

– Вот они, эти избы.

Рассматривание иллюстраций, краткая беседа.

– Сегодня вы узнаете, как русская изба строилась. Когда-то давным-давно, когда на Руси и городов не было, и нашего города тоже, шумели на земле русской дремучие леса.

– А как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли? Водилось в этих лесах много зверей. Перечислите: каких?

– Росло грибов видимо-невидимо. Может, и про грибы что-нибудь расскажете? А ягод! И земляника, и черника, и брусника, и малина. В полноводных реках было много рыбы. Люди старались строить свои жилища по берегам рек.

– Интересно, почему? Прежде чем начать строительство нового поселения, наши предки тщательно выбирали место для него. А уж если выбирали, садились, оседали там.

– Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети, и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березу, потому что она очень непрочная, быстро гниет. Липа же очень мягкая: из нее игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. А строили избы из сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. И рубили деревья зимой в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев бревна самые прочные. А старое дерево не брали.

– Как вы думаете, почему? (Рассуждения, предположения детей.)

Педагог делает вывод.

– Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать свой век спокойно.

– Лесов в России много, поэтому дерево – самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в деревянных домах – избах.

– На Руси в старину говорили не «строить», а «рубить» избу. А рубить избу – дело нелегкое, одному не справиться.

– Как же люди выходили из положения? (Рассуждения детей.)

– Надумает мужик избу рубить, пойдет по соседям. Зайдет в избу, поклонится хозяевам и скажет: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помочь, избу рубить». На следующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь своему соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.

– Деревья сначала очищали от коры, сучьев. Бревна составляли между собой очень плотно – так, чтобы щелочки не видать. Это делали плотники.

Показ слайдов (иллюстраций): строительство избы.

– На бревнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и снова собрать.


Пояснительная записка

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.

В. В. Зеньковский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритеты программы:

1. Использование в разговорной речи старославянских слов и изречений.

2. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность.

3. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) в повседневной деятельности.

4. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

5. Знакомство детей с народно-декоративным искусством.

Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

6. Объединять усилия дошкольной образовательной организации и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Принципы

Современные дидактические принципы опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности. Применяются следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации. «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я. А. Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.

2. Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в котором четко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как «Капустница», «Масленица», «Сорока».

3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность. Ученые-психологи А. М. Мухина, А. А. Люблинская, П. Я. Гальперин и другие, изучая умственную деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обогащению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов, которые прослеживают путь происхождения предмета, например: «Светит, да не греет», «Путешествие в прошлое одежды», «Как появилась ручка» и другие.

4. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Данная программа может быть интегрирована с занятиями по развитию речи, занятиями познавательного и другого характера.


Путешествие в прошлое часов

Путешествие в прошлое часов

Программные педагогические задачи: познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца.

Планируемые результаты: проявляет интерес к истории часов; активен в познавательном диалоге со взрослым; имеет представление о значении труда взрослых.

Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового механизма; часовой механизм от будильника и разные часы: песочные, механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных часов; ватман с окружностью в середине листа; тарелочка с желтой краской; влажная тряпочка – для каждого ребенка.

Словарная работа: часы, циферблат, маятник, шестеренка, пружина, механизм, часовщик.

Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов; чтение книги И. В. Мельникова «Про часы и о часах», заучивание загадок, стихотворения «Часы» В. Берестова, чтение энциклопедии для малышей «Чудо всюду».

Содержание деятельности

– Ребята, поговорим?

– О чем?

– О разном и о прочем, о том, что хорошо и не очень, о том, что знаю я и что вам известно.

– Поговорим?

– Нам будет интересно!

– Да, ребята, мы сегодня опять вернемся к прошлому, и нам очень-очень будет интересно.

– Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда попробуйте отгадать загадку.

Весь век идет Еремушка:

Ни сна ему, ни дремушка.

Шагам он точный счет ведет,

А с места так и не сойдет.

Что это? (Часы.)

– Значит, мы отправляемся в прошлое часов. (Подходят к первому столу, на нем картинка – петушок на заборе.)

– Говорить будем о часах, а при чем тут петушок? Может, кто объяснит?

– Ребята, давным-давно люди узнавали время только по «живым часам». Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!».

– Но можно ли по пению петуха определить точное время?

– Всегда и везде ли были петухи?

– Делаем вывод: такие «живые» часы были неудобны, хотя ими все-таки пользовались.

– Подходим ко второму столу. (На столе тарелочка с желтой краской и для каждого ребенка влажные тряпочки. Здесь же лист ватмана, в середине которого окружность.)

– Ребята, намочим ладошку вот так (показывает) и пальчиками вверх приложим ее к кругу (или окружности), затем вытрем ладошку.

– Что получается? Солнышко лучистое.

– А при чем тут солнышко?

– А вдруг петушок заболеет и проспит? Тогда людей будило солнышко. Послушайте историю.

Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, тень тоже круг пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил круг на части (показ картинки или опыта). Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за часом. Глядел человек на свое изобретение и радовался. Еще бы! Ведь он придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы. Тогда и появились круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на циферблат. Работали такие часы только в солнечные дни, но все равно польза от них была огромная. Долго они служили людям.

– Как вы думаете, нужны ли были людям солнечные часы? Почему?

– Кто изобрел солнечные часы? (Человек.) Как назвать такого человека? (Изобретатель, творец.)

– Подходим к другому столу. (На столе картинка с изображением водяных часов и песочные часы.)


Из прошлого ложки

Из прошлого ложки

Программные педагогические задачи: познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам (кухонной утвари), ремеслам предков; пользуется диалогической формой речи; использует новые слова в речи.

Материал: ложка-заготовка, расписная ложка, алюминиевая и металлическая ложки, заготовки плоскостных изображений ложки, краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации).

Словарная работа: ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари, сувенир.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков»; игра на ложках, посещение мини-выставки «Ложка в прошлом и настоящем».

Содержание деятельности

Бабушка Арина открывает бабушкин сундук и загадочно говорит.

– Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор? Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)

– Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пишу ложкой. А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне. Ложка гораздо старше вилки.

– Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

– А какие ложки знаете вы? (Металлические, деревянные, серебряные.)

– Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого – липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.

– На Руси знатные и богатые люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.

– А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Рассматривание серебряной ложки и старой деревянной, сточенной по краям. Сравнение этих ложек детьми.

– В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от таких ярких ложек!

Рассматривание ложек (иллюстраций).

– Позднее появились более практичные ложки – алюминиевые (показывает ложку), но они тоже гнулись и ломались, а от горячего – темнели. (Показывает ложку.)

– Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего – нержавейки (показывает ложку).

– Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома – украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посредине), для ухи – черпак, для муки и т. д. (Рассматривают все ложки.)

– А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

– Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия – задорная, плясовая.

Дети пробуют играть на ложках.

Исполнение песни «Ложки деревянные».

Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение,

Славим прадеда Семена

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Токарева
16 февраля 2018 (06:39)
Данный методический продукт имеет практическую значимость для воспитателя. Дает  представление о системно-деятельном подходе реализации задач, направленных на формирование представлений дошкольника о национальной традиционной культуре.

Юлия Токарева
18 декабря 2017 (13:39)
В описании методического пособия "Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет" - "обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГТ."
Подробнее: https://www.uchmag.ru/estore/e267718/

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.