Гражданско-патриотическое воспитание в школе. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-676
Авторы-составители Будникова О.Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А.В. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Воспитательные системы
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Гражданско-патриотическое воспитание в школе" серии "ФГОС. Воспитательные системы" содержит теоретические и практические материалы, разработанные в свете требований ФГОС. Вниманию педагогов предлагаются программа патриотического воспитания школьников; социальные и целевые системные проекты; сценарии праздников, тематических вечеров, интеллектуальных, военно-спортивных и подвижных игр.
Диск включает следующие разделы:
- "Патриотическое воспитание"
- "Гражданское воспитание"
- "Правовое воспитание"
- "Физическое воспитание"
- "Военная подготовка"
Настоящее электронное пособие предназначено заместителям директора ОУ по учебно-воспитательной работе, организаторам классных и внеклассных мероприятий, учителям, классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования для систематизации воспитательного процесса и организации основных направлений внеурочной деятельности со школьниками всех уровней общего образования.

Примеры документов

Возвращение к истокам национальной культуры

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные раскрываемые понятия: культура, истоки национальной культуры, искусство народа, народное творчество, народные традиции, обычаи, обряды, праздники.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).

Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать?

Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д.

Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян к национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы заново осмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания, чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.

Как известно, приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре ведется на двух ее основах: традиционной (прошлой) культуре и культуре классической. Остановимся подробнее на приобщении воспитанников к традиционной культуре народа. Здесь видятся несколько путей.

Первый путь – это путь общения-просвещения с помощью специалистов и носителей традиционной культуры. Это и спецкурсы «Основы национальной культуры», и уроки «Народоведение», и программа «Музейная педагогика», и др.

Второй путь – путь создания очагов народной культуры (музей «Родная старина», школа традиционных ремесел, соответствующее оформление интерьеров ОУ).

Третий путь – путь обучения и приучения, то есть передачи мастерства из уст в уста, из рук в руки от учителя-мастера, учителя-носителя традиционной культуры. Здесь будет интересен опыт приобщения воспитанников к фольклору как своеобразной школе, в которой новым поколениям передается социальный опыт народа; опыт изменения содержания программ трудового обучения, основанного на изучении основ отечественной культуры. Ценность данных программ состоит в том, что их содержание идет в контексте истории, в контексте познания вековых традиций, обычаев и обрядов народа.

Главный вывод, следующий из вышесказанного: национальная культура способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности, избавляет его от комплекса национальной неполноценности, способствует возрождению национальной гордости, воспитанию уважения к своей истории, традициям, родному языку.

Устное народное творчество

С искусством народа мы начинаем знакомиться с первой услышанной в детстве песенки, сказки, с первых детских игр. Искусство, созданное народом, сопровождает нас и в зрелом возрасте. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил бы напева какой-нибудь народной песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore – народное знание, народная мудрость: folk – народ, lore – знание), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песенках. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенки прибаутки, маленькие сказочки в стихах.


Я и моя семья

Я И МОЯ СЕМЬЯ

Цели проекта:

– пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

– формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких людей;

– формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.

I. Родительский дом.

Самый лучший в мире дом –

Это тот, где мы живем.

Можно здесь читать, играть,

Веселиться, танцевать,

Рисовать, мечтать и петь,

Даже мультики смотреть,

Но нельзя ворчать, скучать,

Лгать и слабых обижать.

Ставим цели:

– открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «семья», «родительский дом»;

– укрепление родственных чувств.

Действуем!

1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):

– «Дом, в котором я живу»;

– «Моя семья и я».

2. Общаемся:

– «Родительский дом – начало начал»;

– «Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам нашего народа);

– «Моя семья – мое богатство».

II. Кто-кто в родном доме живет?

НАШИ РОДИТЕЛИ

Ставим цели:

– выяснить, какие они, наши родители, за что мы их любим и ценим;

– открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не знаем вовсе;

– научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.

Действуем!

Открываем своих родителей заново.

Путешествуем:

– в детство своих родителей;

– в мир увлечений своих родителей (эстафета увлечений, выставки, работа Города мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);

– в профессию своих родителей.

Узнаем:

– историю романтической любви папы и мамы;

– что радует и огорчает наших родителей;

– с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;

– какими нас видят и хотят видеть наши родители.

Учимся по-новому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме.

1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».

2. Вспоминаем:

– «Мамины добрые и ласковые слова»;

– «Мамины нотации и нравоучения»;

– «Мамины наказы и советы».

3. Оцениваем: «Мамины заботы».

4. Ищем:

– «Добрые слова в адрес мамы»;

– «Слова благодарения маме».

5. Рисуем: «Милой мамочки портрет».

6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы(ки)?».

7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.

8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».

9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самые-самые!».

Учимся по-новому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе.

1. Пишем: «Рассказы о моем отце».

2. Вспоминаем: «Папины наказы и советы».

3. Оцениваем: «Папины заботы».

4. Ищем:

– «Добрые слова в адрес папы»;

– «Слова благодарения папе».

5. Рисуем: «Папин портрет».


Чудо-родина моя – моя малая родина

ЧУДО-РОДИНА МОЯ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
___________________________________________________
(село, деревня, район, город)

Много чудес на свете,

Много – не сосчитать…

Только одна на планете

Милая Родина-мать

Александр Александров

К одному из главных чудес мы, конечно же, относим нашу Родину – Россию, а также ее частицу, милую каждому сердцу, – малую родину (родной край, город, село, район).

Ведь край родной – это и вся страна, и тот уголок ее, где ты родился и вырос.

Проект «Чудо-родина моя – моя малая родина» поможет детям еще больше узнать свой родной край, научит видеть в хорошо знакомых с детства местах что-то новое, чудесное, удивительное и в то же время то, что представляет проблемы, которые необходимо учиться решать с детства.

I. Стартовый период проекта.

1. Стартовая программа «Знакомимся с проектом "Чудо-родина моя – моя малая родина"».

2. Большой совет друзей «Как мы будем участвовать в проекте, посвященном нашей малой родине?» (проводится совместно с родителями и др. взрослыми).

3. Формирование творческих групп, создание объединений ребят и взрослых:

группа историков (изучение и сбор материалов об истории малой родины);

творческая группа художников, поэтов и прозаиков (рисунки, фотографии, поделки, вышивки, рассказы, стихи и песни, посвященные малой родине);

творческая группа мастеров-умельцев (изготавливают сувениры, подарки для замечательных людей);

объединение защитников природы малой родины (проводят акции защиты и помощи природе);

«Пресс-центр» (освещает участие воспитанников в реализации проекта);

группа книгоиздателей (выпускает книги, посвященные малой родине, ее красоте, особенностям, замечательным людям, проблемам; книги с рассказами, стихами, рисунками ребят их учителей и родителей о малой родине);

сотрудники зала «Чудо-родина моя – моя малая родина» (зал оформляется силами ребят и их родителей. Дети готовят экскурсии и проводят их для гостей, малышей, сверстников).

II. Основной период проекта.

1. Открываем свою любимую малую родину заново.

Путешествуем по территории малой родины с целью открытия ее красоты, ее особенностей, ее славы, ее проблем.

Пишем азбуку «Наша любимая малая родина от А до Я».

Собираем мнение жителей «О нашем селе (деревне, районе, городе) и о нас» (выделяем хорошее и плохое, то, что нравится и не нравится людям, делаем выводы и решаем, чем мы можем помочь нашему району и людям, в нем живущим).

Изучаем историю малой родины и проводим итоговую историческую игру «В зеркале истории малой родины по имени _______________________________________».

Составляем Карту заботы о своей малой родине и ее людях.

Проводим встречи:

– с ветеранами, тружениками, руководителями;

– со старожилами.

Пишем книгу из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), посвященную замечательным людям малой родины.

Проводим вечера благодарения ветеранам, труженикам «Вам от души мы говорим спасибо!».

Проводим благотворительный марафон «Поможем нашим ветеранам», «Подарим радость ветеранам».

Открываем свою Доску почета «Ими гордимся, с них берем пример».

Проводим конкурсы:

– конкурс-викторина «Что мы знаем о нашей малой родине и ее людях?»;

– конкурс-мечта «Наша малая родина в будущем»;

– конкурс мастерства и вдохновения «На крыльях вдохновения», посвященный нашей малой родине;

– поэтов и прозаиков «О нашей малой родине и о нас»;

– художников «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

– фотографов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

– видеофильмов «Мое село (город, район, моя деревня) – души моей частица»;

– семейных книг, видеофильмов


Трудовое воспитание как важнейшая составляющая целостного процесса патриотического воспитания юного поколения россиян

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН

Основные раскрываемые понятия: труд как ценность, нравственное деяние, трудолюбие, трудовое воспитание, культ труда, хозяйственный патриотизм.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Замечательной чертой русского народа и сегодня является трудолюбие. Трудолюбие, мастерство были и остаются мерой достоинства русского человека. В каждой русской семье с давних пор родители у детей воспитывали стремление к труду. Народ всегда осуждал лень, тунеядство, безделье. Сегодня трудовое воспитание как важнейшая составляющая целостной системы воспитания юного поколения постепенно изживается и в семье, и в школе, уходит в прошлое.

Цель: возрождение ценности труда как нравственного деяния, культа труда посредством выстраивания системы трудового воспитания: следует развивать склонность воспитанников к добровольному творческому труду, интерес к хозяйствованию, к достатку, бережливость по отношению к национальному богатству, отношение к работе не просто как к способу добывания средств к существованию, а как к высшей форме человеческого самоосуществления и благородного самоутверждения (русский хозяйственный патриотизм).

Должны быть восстановлены:

1. Обслуживающий труд.

2. Трудовое обучение, основанное на традициях национальной культуры для девочек.

3. Особые программы трудового обучения мальчиков.

4. Возрождение престижа рабочего и крестьянского труда.

5. Развитие ремесел.

6. Открытие центров современных, необходимых стране профессий.

Труд для школьников должен выступать как осознанная нравственная необходимость, как труд-забота о ком-то или о чем-то, как творческий труд. Исходя из этого, сферы трудовой деятельности детей и юношества могут распределяться в рамках следующих направлений:

– сфера трудового обучения (отдельно мальчиков и девочек);

– определение объектов трудовой деятельности в помещении школы, в школьном дворе, микрорайоне школы;

– открытие мастерских разного профиля, в том числе школы народных умельцев, других трудовых объединений, деятельность в которых должна быть лично и социально значима для воспитанника, необходима для окружающих людей, общества, Отечества. Задача педагогов – найти и разработать такие экологические, милосерднические, миротворческие, социальные программы, в которых могли бы участвовать дети (открытие объединений юных экологов, садоводов, полеводов, юных аграриев, восстановление деятельности школьных лесничеств и др.);

– расширение сферы профессионального обучения и самоопределения воспитанников, разработка и реализация программ профессионального самоопределения «В мире профессий».

Таким образом, будет решаться задача перехода от разовых трудовых дел к постоянно действующим трудовым объединениям школьников. И так как школа самостоятельно не сможет решить эту задачу, ей необходимо будет объединять свои усилия с родителями и общественностью, различными взрослыми движениями, реализующими социально направленные программы и проекты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОГРАММА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК (5–9 кл.)
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОСНОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
(автор В. А. Соколова)

Предисловие

Труд – основа жизни любого народа, основа его нравственности, всех представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, должном и недолжном. Мотивами труда пронизаны народные обряды и обычаи, весь фольклор – песни, пословицы и поговорки, сказки и загадки. Именно поэтому вести трудовое обучение, опираясь на вековой народный опыт, в том числе и на народную героику, вековые народные ценности, сегодня представляется делом нужным и правильным.

Разумеется, направленность такой программы резко отличается от направленности современного учебного предмета «Технология». Судите сами.

Вместо обычных занятий по кулинарии в программу вводится раздел «Русская кухня», где кроме приготовления русских блюд изучается убранство русской избы, ритуал еды в быту крестьян, говорится о гостеприимстве и хлебосольстве русского человека, обычаях и обрядах, связанных с ними.


Я и общество

Я И ОБЩЕСТВО

Общество – сложная система материальных и духовных отношений, взаимосвязей между социальными группами и их индивидами, выражающая совместный, групповой характер форм жизнедеятельности людей, обеспечивающий выживание и воспроизводство человеческого рода.

Общество гражданское – непосредственно неконтролируемая государством и его структурами сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена законами от прямого вмешательства государства. Имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения.

Школа как модель общественной жизни.

Школа – маленькая модель общества, жизнь в которой строится по своим законам и правилам, по своей системе жизнедеятельности. Школа – это такой социальный институт, который призван совместно с семьей:

– помочь юным членам общества освоить самую главную в мире профессию – быть человеком;

– дать новым поколениям достойное образование, научить учиться в течение всей жизни;

– передать те нетленные идеалы и ценности, выработанные человечеством, которые ни при каких изменениях в обществе и ни при каких системах не подвергаются сомнению;

– помочь освоить и присвоить ценности высокой культуры;

– научить жить в постоянно изменяющемся мире не пассивно, а на уровне действенных участников жизни, занимающих активную гражданскую позицию.

Попробуйте с этих позиций посмотреть на свою школу и, если это необходимо, кардинально изменить школьную жизнь, став активными участниками этих изменений.

Задания:

I. Составьте памятку-ориентир «Я и школа» по следующим позициям:

Знаю: _________________________________________________

Умею: _________________________________________________

Действую: _____________________________________________

Мои права по отношению к моей школе: ___________________

Мои обязанности по отношению к моей школе: _____________

II. Разработайте:

1. Систему морально-этических ценностей коллектива:

Правила человеческого общежития в школьном сообществе по следующим позициям: «В нашем сообществе МОЖНО», «В нашем сообществе РАЗРЕШАЕТСЯ», «В нашем сообществе ПООЩРЯЕТСЯ», «В нашем сообществе НЕ находит одобрения».

Традиции школьного сообщества (традиции морально-этического плана: традиции Дружбы, Памяти и Верности, Содружества школьных поколений, Сотрудничества и Сотворчества, традиция Гостеприимства и др.

Систему поощрений и наград.

Систему порицаний для членов школьного сообщества, нарушающих его законы и правила человеческого общежития.

2. Систему законодательной деятельности:

Законы, ориентирующие человека строить свою жизнь, согласно истинным идеалам и ценностям жизни: законы ДОБРА, КРАСОТЫ, ПРАВДЫ, СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ, ДОСТОИНСТВА, ЧЕСТИ И СОВЕСТИ.

Закон о защите чести и достоинства человека в школьном сообществе.

Органы в системе самоуправления, защищающие честь и достоинство членов школьного сообщества, выносящие решения о поощрении или порицании членов школьного сообщества.

3. Систему жизнедеятельности членов школьного сообщества, носящую деятельностный характер взаимодействия членов школьного сообщества:

– деятельность добротворческая (добро для других людей; добро на благо развития школы и школьного сообщества; природоохранительная деятельность; деятельность, направленная на улучшение окружающей жизни; помощь братьям нашим меньшим);

– трудовая деятельность (труд творческий, труд-забота о ком-то или о чем-то);

– досуговая деятельность (интеллектуальная деятельность; здоровьеформирующая и здоровьесберегающая деятельность; реализация потребности в общении; творческая деятельность: техническая, прикладная, научно-исследовательская, спортивно-игровая, художественно-театральная; обучение досуг);

– самоуправленческая деятельность.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО

ЗАКОН, ЗАКОННОСТЬ

Закон

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос