В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников

  • Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников — интернет-магазин УчМаг
-10%
83 руб.
74,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! В корзину Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Код: 4712 5740050
Авторы: Ушева Т. Ф.
Издательство: Учитель, 2015
ISBN: 978-5-7057-4008-6
Страниц: 41
УДК: 371
Штрих-код: 9785705740086
Размеры (Ш x В x Т): 197 x 285 x 2 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, скрепка
Вес: 75 г
В пособии представлены материалы и задания для диагностики уровня сформированности рефлексивных умений у учащихся 1-4 классов, являющихся необходимой составляющей образовательной деятельности, особым средством освоения учебной программы в соответствии с ФГОС НОО. Рассмотрены также педагогические условия для развития положительной динамики в развитии саморефлексии у каждого школьника.
Предназначено учителям начальной школы, классным руководителям, методистам, педагогам-психологам и руководителям общеобразовательных школ; рекомендовано специалистам учреждений органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.
Подробное описание

Подробное описание

Введение

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с сообщением ученикам предметных знаний ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся, что позволило бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, легче находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся рефлексивных умений. В процессе обучения весьма важно не столько научиться получать и усваивать готовые знания, сколько самому находить пути решения проблемных задач. В учебном процессе должны предусматриваться место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие [7; 23]. К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, а оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один часто не видит всех своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему как инструмент.

Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что и делает возможным освоение новых знаний и умений.

Представленный опыт программно-методического обеспечения учебного процесса по формированию и диагностике рефлексивных умений школьников на учебных занятиях не ставит точек в исследовании вопросов рефлексии учащихся, а лишь отвечает на некоторые из них.

Индивидуальные различия детей по уровню развития рефлексивных умений очень велики, поэтому педагог, использующий программу формирования рефлексивных умений и мониторинг их сформированности, должен понимать, что они являются для него ориентиром, а не жесткой схемой.

Учителю необходимо самому овладеть разнообразными методиками, приемами и дидактическими средствами формирования и диагностики рефлексивных умений. Их практическая реализация в ходе деятельности по формированию рефлексивных умений школьников на учебных занятиях позволяет:

школьникам – проявлять субъектную позицию, участвовать в организации учебной деятельности, самоопределяться в рабочей ситуации, принимать ответственность, анализировать и прогнозировать свою деятельность, приобретать реальный рефлексивный опыт;

учителям – организовывать учебный процесс, учитывая индивидуальность каждого ребенка, создавать условия для диалогового взаимодействия учащихся, постоянной смены позиции;

школе – развивать метапредметную рефлексивную компетентность учащихся.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов его содержания. Рефлексия ученика становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения учебной программы. Работать над формированием рефлексивных умений, а следовательно, проводить процедуру диагностики как части целенаправленной педагогической деятельности необходимо систематически, начиная с первого года обучения.

В пособии представлены материалы, раскрывающие сущность рефлексивных умений, изменения в организации учебного процесса по формированию рефлексивных умений и диагностические материалы, которые были разработаны и апробированы специалистами лаборатории методологии и новой образовательной практики КК ИПК РО и учителями школ Красноярской Ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения. Результаты их практической реализации получили высокую оценку специалистов края и других регионов. Научно-методические труды Л. В. Бондаренко, Н. М. Горленко, В. К. Дьяченко, О. В. Запятой, М. А. Мкртчяна, И. Г. Литвинской, В. Б. Лебединцева, Н. П. Сеременко, Т. Ф. Ушевой и других авторов размещены в свободном доступе в интернете по адресу: www.kco-kras.ru.

Учителя начальной школы формируют рефлексивные умения в разных предметных областях, как в учебной, так и во внеучебной деятельности: О. А. Андряшина, МОБУ гимназия № 1 г. Ишимбая (Республика Башкортостан); М. П. Голиевская, МБОУ НОУ № 5 г. Чехова Московской области; Т. А. Капустина, Л. В. Лежнева, М. В. Пасечная, ГБОУ СОШ № 412 Петродворцовского района г. Санкт-Петербурга; О. А. Коваленко, ГБОУ № 1460 г. Москвы; С. В. Кренева, МОУ «Дунайская СОШ им. А. Я. Волобуева» Белгородской области; Л. А. Мальцева, С. Л. Ткаченко, МОУ СОУ № 8 п. Бараит Новоселовского района Красноярского края; Р. Н. Магульская, ГУО СОШ № 20 г. Орши (Республика Беларусь); О. А. Можевитина, МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Строитель Яковлевского района Белгородской области; И. В. Панфилович, ГУО СОШ № 15 г. Могилева (Республика Беларусь); С. В. Поветкина, МБОУ СОШ пос. Литовко Амурского района Хабаровского края, Н. Г. Рязанова, МБОУ СОШ № 27 г. Норильска Красноярского края; С. Чернядьева, МОАУ СОШ № 8 г. Кирова. Примеры образовательных практик этих педагогов по формированию рефлексивных умений еще раз доказывают универсальность, метапредметность и необходимость их становления в младшем школьном возрасте.

Автор заинтересован в сотрудничестве со специалистами, работающими по данным вопросам, и заранее благодарен всем читателям за отзывы, пожелания, описания опыта, критические замечания по данному материалу.

Содержание

Введение    3

Особенности формирования рефлексивных умений учащихся    5

Основные подходы к формированию рефлексивных умений учащихся    5

Понятие рефлексии, рефлексивных умений и особенности их становления    5

Педагогические условия формирования рефлексивных умений учащихся    8

Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования рефлексивных умений    9

Особенности учебных занятий по формированию рефлексивных умений    9

Методы и приемы формирования рефлексивных умений    10

Диагностика рефлексивных умений учащихся    18

Этапы и методы диагностики рефлексивных умений учащихся    18

Мониторинг уровня сформированности умений  кооперативной рефлексии школьников 3-го, 4-го годов обучения    20

Диагностика умений коммуникативной рефлексии учащихся.    30

Диагностика умений личностной рефлексии учащихся    32

Диагностика умений интеллектуальной рефлексии учащихся    33

Приложения    34

Литература    39

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Для партнеров

Скрыть
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный | по тегам
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru