Школьная служба восстановительной медиации (служба примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания

Есть на складе
149 руб.
-10%
134,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 5412
Авторы-составители Уварова О. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
ISBN 978-5-7057-3825-0, 978-5-7057-5496-0
Страниц 123
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705738250, 9785705754960
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 84 г
Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, анализом влияния на развитие со-бытий эмоциональных состояний, законами проведения переговоров.
В пособии представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление материала, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе
с учениками по формированию УУД и личностных компетенций.
Адресовано классным руководителям, психологам, социальным педагогам,
руководителям образовательных организаций, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

КТО такой медиатор и для чего ОН нужен?

(особенности работы службы примирения в школе)

Рост общего уровня конфликтности современного общества определяет направление поисков систем работы с участниками разнообразных школьных конфликтов и подготовки учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации. Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. Школьная служба примирения (медиации) ставит своей задачей подготовку учеников к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников, помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения. Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

В пособии представлена система подготовки медиаторов-подростков: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов и другой разнообразный практический материал, который может быть использован в работе с учениками.

Материалы могут представлять интерес для педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в создании школьной службы медиации.

«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому принадлежат эти апельсины по праву.

– Тому, кто первый их заметил, – сказал один.

– Тому, кто увидел в них образ солнца, – сказал другой.

Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью, проходил мимо путник – к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:

– Рассуди нас!

– Для чего каждому из вас эти апельсины? – это все, о чем спросил путник.

– Мне, – сказал один, – нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ею полакомиться на свадьбе дочери.

– Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сына, – промолвил другой.

Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица» (притча).

Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны.

Жизнь ребенка стремительна и разнообразна: в течение дня малыши умудряются несколько раз обидеться, разозлиться, поссориться, подраться, помириться и забыть о былых обидах. Мириться легко и приятно – об этом помнят дети, но почему-то совершенно забывают взрослые.

Свидетелями конфликтов мы становимся ежедневно: огрызаются прохожие, ссорятся стоящие в очередь в магазине покупатели, не уступают друг другу дорогу водители; суды переполнены заявлениями о рассмотрении дел о защите чести и достоинства, а в телестудиях респектабельно выглядящие собеседники завершают разговор кулачными боями. Дети постепенно привыкают к мысли о том, что потасовка – путь решения проблем, а в жизни все решает закон выживания, согласно которому уступает не тот, кто не прав, а тот, кто слабее.

Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (№ 193-ФЗ).

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне – за собственной обидой не забыть о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах-участниках конфликта и в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

Однако если в судебной практике медиация достаточно зарекомендовавшая себя система, то в сфере образования это пока еще молодое направление. Значение такой службы в школе педагогами и руководителями оценивается очень высоко, проблема возникает с тем, как подготовить медиаторов среди учеников.

Медиатор – это не активист, который готов участвовать во всем, не отличник, который привык добросовестно относиться к заданию учителя, и вовсе не принципиальный правдоискатель. Медиатор – это ученик, который пользуется авторитетом у ровесников, обладает необходимыми для ведения переговоров качествами: умеет выслушать, сохранять нейтралитет, корректно подобрать слова в разговоре. И, конечно же, это человек, который выражает желание заниматься столь непростой с психологической позиции деятельностью, как примирение сторон-участников конфликта.

В пособии представлена система подготовки медиаторов. Работа по созданию службы медиации в образовательном учреждении предполагает серию практических занятий, помогающих будущим медиаторам овладеть техникой активного (эмпатического) слушания, понимания механизма работы эмоций человека, техникой управления эмоциональным состоянием, и знакомство с методикой проведения переговорного процесса.

Материалы представляют интерес для педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в создании школьной службы медиации.

Содержание

введение. Кто такой медиатор и для чего он нужен? (особенности работы службы примирения в школе)    3

Как научиться слушать и слышать? (овладение техникой активного слушания)    7

Как научиться управлять своими эмоциями?    19

Как разобраться в конфликтной ситуации?    24

Как эффективно провести переговоры?    40

Как провести беседу с участниками конфликта?     48

Приложения    53

Приложение 1. Нормативно-правовое обеспечение работы школьной службы примирения (медиации)    53

Приложение 2. План создания службы медиации в образовательном учреждении (циклограмма)    61

Приложение 3. Конспекты занятий, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий по проблемам конфликтологии и созданию школьной службы примирения (ШСП)    66

Приложение 4. Диагностические методики    82

Опросник Басса–Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций    82

Тест Томаса–Килмена для определения доминирующей модели поведения в конфликтной ситуации    88

Диагностики выявления особенностей ведения переговоров    94

Тест «Рука» для исследования особенностей личности    99

Литература    121

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Инна Барабаш
15 сентября 2017 (07:08)
Спасибо. Очень актуально.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос