Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал

Снято с продажи
Код 4707
Авторы Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2014
Серия Образовательный мониторинг
ISBN 978-5-7057-3651-5
Страниц 115
УДК 373
Штрихкод 9785705736515
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 180 г
В пособии рассматриваются все группы профессионально-педагогических умений (гностические, конструктивные, организаторские, специальные), содержание которых отражает психолого-педагогическую работу педагога по освоению детьми образовательных областей, организацию различных видов детской деятельности. Предложенный мониторинг позволяет выяснить уровень владения педагогом специфическими для каждой образовательной области умениями обучающего порядка и умениями, направленными на решение развивающих и воспитательных задач, составить по его результатам индивидуальный профиль своей профессиональной деятельности и определить приоритеты перестройки ее структуры в свете выполнения ФГТ и ФГОС.
Адресовано руководителям, старшим воспитателям, педагогам ДОУ; полезно всем специалистам дошкольного образования.

Подробное описание

Введение

Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образования детей дошкольного возраста. Такой подход требует от педагога не только использования инновационных технологий, но и существенной перестройки структуры своей профессиональной деятельности.

Приоритеты такой перестройки определены в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г.) в разделе «Требования к психолого-педагогическому обеспечению», среди которых выделяются следующие:

– субъектное отношение педагога к ребенку;

– индивидуальный подход, учет зоны ближайшего развития ребенка;

– мотивационный подход;

– доброжелательное отношение к ребенку;

– учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

– сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития.

Данные требования реализованы в авторской модели мониторинга профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Концептуальную основу для разработки мониторинга составил подход Е. А. Панько, которая рассматривает умения педагога ДОУ как средство реализации развивающей функции в его работе с детьми. Она определяет педагогическое умение как осознанное владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением. То есть именно в профессиональных умениях педагога отражены все компоненты структуры его профессиональной деятельности. Система профессиональных умений включает, согласно выводам Е. А. Панько, гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения.

Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

Конструктивные умения позволяют видеть «завтрашний день» воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

Организаторские умения обеспечивают организацию разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, «заразить» их своей энергией, инициативой.

Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

Все группы профессионально-педагогических умений представлены в мониторинге профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Содержание данных умений в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отражает, во-первых, содержание психолого-педагогической работы педагога по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», ориентированное на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей; а во-вторых, требования к общему объему обязательной части программы, включающему образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Разработки адресованы заведующим, старшим воспитателям, педагогам и педагогам-психологам ДОУ. Мониторинг направлен на изучение как общих характеристик профессиональной деятельности педагогов ДОУ, прежде всего, отношения к детям, так и сформированности у них умений по реализации образовательных областей. Мониторинг сконструирован таким образом, чтобы выяснить, как педагог владеет специфическими для каждой образовательной области умениями обучающего порядка, так и умениями, направленными на решение развивающих и воспитательных задач, преемственных для всех образовательных областей, например, умениями развивать высшие чувства, строить позитивное общение с детьми, учитывать их гендерные различия.

Мониторинг профессиональной деятельности педагогов ДОУ проводится не менее двух раз в год, а при наличии у конкретных педагогов определенных затруднений в обеспечении образовательного процесса возможно и чаще, в индивидуальном порядке. Результаты мониторинга подлежат оценке и интерпретации старшим воспитателем с помощью педагога-психолога детского сада в соответствии с принципом конфиденциальности.

По результатам мониторинга составляется индивидуальный профиль профессиональной деятельности каждого педагога, планируется и отражается в индивидуальном модуле работа по методическому и психологическому сопровождению педагога. Обобщенные данные мониторинга позволяют прогнозировать направления методической и психологической работы с педагогическим коллективом и определять эффективность такой работы, а также своевременно предотвращать возможные трудности в реализации педагогами той или иной образовательной области и своевременно корректировать соответствующие компоненты образовательного процесса.

Тем самым в ДОУ создаются условия для успешного достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, а в целом – для повышения качества дошкольного образования.

Содержание

Введение    3

Изучение характера взаимодействия педагога с воспитанниками    5

Изучение профессиональных умений педагога    13

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Физическая культура»    16

Изучение сформированности умений  по реализации образовательной области «Здоровье»    20

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Безопасность»    33

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Социализация»    37

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Труд»    51

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Познание»    60

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Коммуникация»    73

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»    82

Изучение сформированности умений по реализации  образовательной области «Художественное творчество»    95

Изучение сформированности умений по реализации образовательной области «Музыка»    103

Индивидуальный профиль профессиональной деятельности педагога    110

Индивидуальный модуль профессионального развития педагога    113

Рекомендуемая литература    114

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос