Изобразительное искусство. 7-8 классы: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-385.2
Авторы Свиридова О. В.
Издательство Учитель, 2022
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Изобразительное искусство. 7-8 классы: поурочные планы по программе Б. М. Неменского" серии "Поурочное планирование" создано в помощь учителям изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях, руководителям кружков, педагогам дополнительного образования.
В пособии представлены тематическое планирование и поурочные разработки, составленные опытными учителями в соответствии с программой: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с краткими метод. рекомендациями) / Б. М. Неменский [и др.]; под рук. и ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
Содержащиеся в поурочных планах теоретические сведения, методические рекомендации, дидактические материалы и практические разработки позволят учителю построить урок изобразительного искусства с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать навыки и умения учащихся.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

Введение

Красота – это понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.

Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.

Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)

Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.

Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусства и окружающей действительности, является драматургия урока.

Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.

Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материал.

Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, – постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

В художественном восприятии, принимая во внимание устремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки III четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».)

На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства будет плодотворным.


Уроки 3–4. Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

Уроки 3–4
КРАСОТА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ДВИЖЕНИИ.
ЛЕПКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА (СПОРТСМЕНА)

Цели:

1. Развивать творческую и познавательную активность.

2. Воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории.

3. Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции с изображением скульптур.

1) И. П. Мартос. Надгробие княгини С. С. Волконской (1782 г.).

2) Микеланджело. Скорчившийся мальчик. Ок. 1524 г.

3) В. И. Мухина. Борей. 1938 г. и др.

2. Тематические таблицы-схемы с изображением фигуры человека.

3. Художественные материалы для работы над скульптурой.

ПЛАНы уроков

Урок 3

1. Беседа о понимании красоты человека в движении и воплощении его в произведениях скульптуры.

2. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и получение домашнего задания.

Урок 4

1. Организационный момент.

2. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов, выставка и обсуждение работ.

Ход уроков

Урок 3

На прошлых занятиях мы говорили о поиске пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

В отличие от живописцев и графиков, скульптуры выражают свое понимание красоты через объем. Они видят красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике.

Обратимся к видеоряду на доске.

– Рассмотрите каждую скульптуру, подумайте, какое название вы бы ей дали. Какими средствами выражения пользовались художники для передачи красоты человеческой фигуры?

Скульптору Мартосу удалось передать волнующее душу движение плавных, размеренных складок на одежде женщины, запечатленной в склонившейся позе. Перетекание пластических форм вызывает ощущение застывших в мраморе минорных звуков. Образ наполнен чувством скорби и печали, располагает к размышлениям о жизни.

Скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело полна скрытой энергии и силы. Фигура повторяет монолит мраморного блока. Известно утверждение мастера о том, что скульптура должна быть выполнена так, чтобы после падения она не разбилась. Именно такой пластической цельностью обладает скульптура «Скорчившийся мальчик».

Какое произведение этого художника мы рассматривали на предыдущем уроке? Дайте сравнительную характеристику «Давида» и «Скорчившегося мальчика», глядя на них с точки зрения развития движения.

Стремительным порывом, целеустремленностью наделен образ «Борея» В. И. Мухиной.

Художница использовала для проекта памятника «Спасение челюскинцев» образ греческого божества – северного ветра, изображенного в виде крылатого мужчины.

Педагог может спросить ребят, почему, по их мнению, художница обращается к образу античного божества.

Его полет – это борьба со встречным ветром, встающими на его пути преградами, преодоление которых под стать только сильным людям. Поверхность монумента шероховата, фактура усиливает ощущение противостояния сил человека и природы.

Рассматривая эти три произведения, можно заметить, как различно передано движение: тихо, словно струящийся ручеек, в работе Мартоса, напряженно, энергично в работе Микеланджело и экспрессивно-динамично в образе «Борея» Мухиной.

На доске в схематичной форме учитель изображает движение, запечатленное в каждой из этих скульптур. Детям дается задание в схематичной форме «поискать» движение, передающее настроение тишины, покоя или стремительности, суеты, тревоги, беспокойства, восторга, радости и т. п.

На доске помещаются схемы-таблицы.


Урок 5. Великие скульпторы (урок-конференция)

Урок 5
ВЕЛИКИЕ СКУЛЬПТОРЫ
(Урок-конференция)

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

3. Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

Оборудование и материалы:

1. Творческие работы учащихся (групповые или индивидуальные).

2. Репродукции с изображением скульптур великих авторов.

3. Литературный ряд: «Скульптор» Е. А. Баратынский; Микеланджело Буонарроти; Н. Браун.

ПЛАН урокА

1. Беседа о скульптуре, ее видах, скульпторах.

2. Сообщения учащихся о результатах поисковой работы (индивидуальной и коллективной).

3. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Эпиграф: Ведь сам Бог – скульптор:
он создал человека не колдовством,

а кусок за куском – как ваятель.

Л. Бернини

Вступительное слово учителя.

Скульптура – одно из самых древних искусств. Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского «sculpere», что значит «высекать».

До сих пор сохранилась и прекрасная легенда о замечательном скульпторе Пигмалионе.

ПИГМАЛИОН

В далекие времена на острове Кипр в Средиземном море жил скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины, и из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал ее Галатеей. Статуя так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее.

В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину, такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя.

Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось...

Пигмалион вернулся домой, подошел поцеловать свою статую, и – о чудо! – под поцелуями она ожила, превратилась в прекрасную женщину.

Галатея стала женой Пигмалиона, а эта поэтичная легенда во все времена служила темой для многочисленных художественных произведений.

А поэт Евгений Баратынский посвятил этому свое стихотворение.

Скульптор

Глубокий взор вперив на камень,

Художник нимфу в нем прозрел,

И побежал по жилам пламень,

И к ней он сердцем полетел.


Но, бесконечно вожделенный,

Уже он властвует собой:

Неторопливый, постепенный

Резец с богини сокровенной

Кору снимает за корой.


В заботе сладостно-туманной

Не час, не день, не год уйдет,

А с предугаданной, с желанной

Покров последний не падет,


Покуда, страсть уразумея

Под лаской вкрадчивой резца,

Ответным взором Галатея

Не увлечет, желаньем рдея,

К победе неги мудреца.


Давайте поговорим сегодня о великих скульпторах, чьи творения вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

Они жили в разные эпохи, работали в разных техниках, но были настоящими мастерами и оставили свой след в истории искусства.

– Одним из первых скульпторов, чье имя сохранило время, был Мирон (V в. до н. э.). Какое творение этого автора вам известно?

Правильно, «Дискобол».

– О творчестве каких еще античных авторов вам стало известно в результате поисковой работы?

Сообщения учащихся о Фидии, Поликлете, Лисиппе, Скопасе, Праксителе и др.


Урок 6. Изображение фигуры человека с использованием таблицы

Урок 6
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАБЛИЦЫ

Цели:

1. Развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

2. Воспитывать любовь и интерес к искусству.

3. Формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Оборудование и материалы:

1. Тематические таблицы-схемы с изображениями фигуры человека.

2. Художественные материалы для работы в технике рисунка.

ПЛАН урокА

1. Беседа о пропорциях и приемах выполнения фигуры человека, о главном и второстепенном в изображении.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

– На предыдущих уроках мы уже познакомились с каноном и модулем, которыми руководствовались художники при изображении фигуры человека. Вы сделали набросок и выполнили фигуры человека в объеме.

На последующих двух уроках мы закрепим знания о пропорциях, выполнив рисунки фигуры человека сначала с использованием тематических таблиц, а затем сделав набросок с натуры.

Сегодня поработаем с тематическими таблицами.

Можно использовать любую тематическую таблицу для обучения рисованию фигуры человека.

Таблица 3

Выполнение рисунка фигуры девочки

Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков.

Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты и в ней – высоты головы. Рисуя девочку в зимней одежде, делят высоту ее фигуры на пять равных частей. В верхней части кружочком рисуют голову, туловище – наклонными прямыми, касательными к кружочку головы линиями, соединенными между третьей и четвертой отметками дугообразной линией, ноги – трапецией против середины туловища.

Геометризованную фигуру конкретизируют. Глаза рисуют двумя небольшими дугами (верхние веки) и кружочками (радужная оболочка со зрачком), нос – двумя маленькими точками и рот – чертой и тремя примыкающими к ней дугами, обозначающими границу губ. Затем намечают пряди волос, брови, головной убор, уточняют контур щек и их вогнутые границы у подбородка. Рисуя шубку, сначала отмечают поднятый воротник двумя полосками, плотно примыкающими к голове, шарф, стягивающий воротник, – двумя наклонными штрихами, плечи, кушачок под второй отметкой, грудь и полы шубки – трапециями. Рисуют узкие плечи, рукава, слегка изгибающиеся на уровне кушака, и рукавички – полуовалами с треугольными большими пальцами. В трапеции, очерчивающей всю массу ног, находят середину, отмечают толщину ног, обутых в теплые сапоги, и рисуют их округлые головки.

Рисуя фигуру человека, нельзя забывать о модуле, о сравнении частей фигуры друг с другом, о величинных отношениях между ними и их расположении. П. П. Чистяков в этом смысле говорил, что надо, «рисуя голову, видеть, пятку».

Большую роль при изображении фигуры играет одежда. Она может подчеркнуть характерные очертания и движения фигуры. Облегание тканью частей тела определяется прежде всего формой этих частей, плотностью и толщиной ткани и покроем одежды. В местах изгиба формы (в локте, колене, тазе) особенно часто возникают складки. Здесь ткань, сжатая с двух сторон, образует узкие, ломкие, валикообразные складки, направленные по линии сгиба. В местах опоры ткани (плечи, бедра) складки не образуются и поверхность ткани, облегая тело, повторяет его формы.

Рисуя одетую фигуру, следует в первоначальном наброске показать основные части тела, их размер, движение. В одежде не все элементы в равной степени выявляют форму тела и движение его частей. Поэтому надо отбирать в одежде такие элементы, которые помогают построить фигуру, выявить ее характер и движение. Все остальные детали и складки, не помогающие решить эту задачу, игнорируются.


Урок 7. Набросок фигуры человека с натуры

Урок 7
НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ

Цели:

1. Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

3. Формировать навыки в рисовании фигуры человека.

4. Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения.

Оборудование и материалы:

1. Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека с натуры.

2. Подбор иллюстраций с примерами и набросками художников.

3. Художественные материалы.

ПЛАН урокА

1. Беседа о правилах и техниках выполнения набросков на примере выполнения наброска фигуры человека с натуры.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

– В теме сегодняшнего урока есть слово «набросок». Давайте обратимся к словарю художественных терминов и дадим ему определение.

Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура). В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Наброски выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др. В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.

Программа по изобразительному искусству предусматривает и длительные (в течение урока) рисунки человека с натуры, основанные на детальном изучении пропорций, строения фигуры взрослого человека и ребенка, усвоении элементарных сведений о пластической анатомии человека.

В начале урока с помощью специальных таблиц учитель объясняет детям изменение пропорций фигуры в зависимости от возраста человека, индивидуальные особенности в конструктивно-анатомическом строении различных людей. В результате беседы учащиеся должны хорошо усвоить, что, как правило, фигура человека имеет следующие пропорции: размер головы умещается в высоте фигуры приблизительно 7–7,5 раза, длина ног в 4 раза больше размера головы, кисть руки примерно равна высоте лица, длина ступни равна длине головы.

Данный урок имеет исключительно важное значение. Впервые дети учатся рисовать фигуру человека с натуры (раньше они делали это по наблюдению, памяти, воображению при составлении различных композиций). Задача обучения детей выполнению набросков фигуры человека – одна из самых сложных во всем курсе обучения детей изобразительному искусству.

Учащиеся впервые знакомятся с пропорциями фигуры на живой натуре. Надо объяснить детям, что художники для своих картин тоже рисуют людей с натуры, выполняют разнообразные наброски (желательно показать рисунки, наброски художников).

В. Серов. Портрет Т. Карсавиной А. Ф. Пахомов. Иллюстрация к книге

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.