Изобразительное искусство. 5-6 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-378.2
Авторы Дроздова С. Б.
Издательство Учитель, 2022
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Изобразительное искусство. 5-6 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина" представляет поурочные планы по изобразительному искусству для 5 и 6 классов общеобразовательных школ в соответствии с программой В. С. Кузина. Предназначено учителям изобразительного искусства общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, может быть полезно организаторам внеклассной и кружковой работы к школе, а также студентам педагогических и искусствоведческих учебных заведений, слушателям ИПК.
Материал компакт-диска содержит обширные теоретические сведения, систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач, развитие творческого потенциала.
Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать современные навыки и умения учащихся

С этим товаром покупают

Примеры документов

Кабинет рисования в школе

КАБИНЕТ РИСОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Кабинет рисования необходим как для классной, так и для внеклассной работы по рисованию. Отсутствие кабинета отрицательно сказывается в первую очередь на рисовании с натуры, на возможности проведения бесед и показа наглядного материала.

Кабинет рисования дает учителю возможность сосредоточить все необходимое для обучения в одном месте. Он дает также возможность заранее подобрать и расположить материал на весть период обучения, а не пользоваться случайными предметами. Оборудование кабинета может быть капитальным или переносным. При кабинете должна быть лабораторная комната. Если нет никакой возможности устроить лаборантскую, то в нишах передней стены (хотя бы неглубоких) должны быть вмонтированы 2–3 выдвижные площадки-полки для установки моделей.

План работы кабинета может быть очень насыщенным, и помещение пустовать не будет, если наладить здесь внеклассную работу по изобразительному искусству, а также по подготовке наглядных пособий и образцов для уроков рисования, оформления к праздникам и т. д.

Одним из основных условий для работы в кабинете является достаточное количество света.

В кабинете очень важно иметь место, где можно хранить учебные пособия.

При кабинете надо обязательно иметь лаборантов. Их назначает учитель из числа учащихся. В их обязанность входит обеспечение урока пособиями, для чего лаборант во время перемены приходит в кабинет помогать учителю. Поскольку занятия в кабинете должны предусматривать различные виды изобразительного искусства, необходимо предусмотреть разнообразное оборудование. Данный нами список оборудования, возможно, покажется сложным, но это может быть перспективным планом-максимумом, который при желании можно осуществить в течение ряда лет.

1. Натурный фонд и копируемые образцы.

Гипсы. Два набора по 5–6 предметов (орнамент, части лица, маски), три набора по 3–4 предмета (ваза, капители колонн и т. п.). набор геометрических тел размером 23–30 см (куб, цилиндр, пирамида, шар).

Строительные кубики (бруски, цилиндры, арки и пр. детали архитектурного характера) или набор учебных деталей машиностроительного черчения.

Муляжи (овощи и фрукты) – 2–3 набора по 10 предметов.

Предметы быта (кувшины, ведро, лукошко, чемодан и т. п.) по 2–3 экземпляра.

Чучела птиц и животных (3–4 крупных, 10 мелких).

Ткани (без рисунка) для драпировки в натюрмортах (3–4 отреза по 80–100 см).

Ткани набивные, расписные и т. п. для уроков декоративного рисования (9–10 отрезов по 30–50 см).

Таблицы с учебными образцами узоров (в среднем по 3 таблицы на класс).

Набор вырезных элементов узора для составления из них различных декоративных композиций (один набор для 1–4 классов и один – для 5–8 классов).

2. Наглядные пособия.

Таблицы, объясняющие последовательность работы над рисунком.

Таблицы по основам перспективы.

Проволочные и плексигласовые геометрические тела (куб, цилиндр, конус, шар) – демонстрационные.

Модель аппарата перспективы (конструкция из плексигласа (оргстекла) и проволоки на деревянном основании.

Таблица по основам цветоведения.

Репродукции картин мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры.

Альбом «Памятники русской архитектуры и скульптуры».

Альбом «Народное декоративное искусство»

Раздаточный набор открыток с образцами декоративно-прикладного искусства. Каждая открытка в 20 экземплярах.

3. Принадлежности и инструменты рабочего оборудования.

Шторы оконные для затемнения (по числу окон), жалюзи.

Эпидиаскоп и экран для проецирования пленок и слайдов.

Подставка для натурных постановок – 2–4 шт.

Доски – настольные мольберты – 40 шт.

Небьющиеся баночки для кистей – 40 шт.

Кисти для акварели, кисти щетинные – 10–15 шт.

Папки для хранения рисунков – 8–10 шт.

Электрические лампы с рефлектором и штативом – по числу натурных постановок.

Бюстовые станки (высотой 1,3 м) – 2 шт.

Стеллажи, ручной пресс.

Фотованночки или жестяные противни – 2–3 шт.

4. Для учителя.

Академический набор акварели (в тюбиках) – 1 шт.

Карандаши цветные (набор 24 шт.) – 2 шт.

Набор гуаши – 1 шт.

Картон тонкий – 5 метров.

Альбом для рисования (203 × 288) – 2 шт.

Бумага рисовальная (полуватман, ватман, акварельная) – 15 листов


Урок 2. Экскурсия в осенний парк

Урок 2
ЭКСКУРСИЯ В ОСЕННИЙ ПАРК

Вид занятия: урок-наблюдение.

Цели и задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать и делать словесное описание зримого мира.

Литературный ряд: стихи об осенней природе.

Ход урока

I. Ход экскурсии.

Во время прогулки обращаем внимание ребят на цветовые сочетания в окружающем пейзаже: прозрачную синеву неба, золотой, багряный наряд деревьев, яркие осенние цветы, прозрачность и легкость воздуха, обилие золотистых тонов.

Обращаем внимание на элементы линейной и воздушной перспективы, высокую, низкую и обычную точку зрения, линию горизонта, ее просматриваемость.

Детям говорится о том, что будем рисовать осень, деревья, природу по памяти, поэтому внимательно наблюдаем, собираем красивые листья для засушивания.

Читаем стихи об осени:

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

А. Балонский

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

И. Бунин

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень:

– Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

Э. Федоровская

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Загадки:

Что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий. (Небо.)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)

Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)

Алый платок упал на лесок,

Лег на луг – потемнело вокруг. (Закат.)

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья осенью.)

II. Итоги урока.

Домашнее задание. Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.


Урок 9. Рисуем отгадки к народным загадкам

Урок 9
РИСУЕМ ОТГАДКИ К НАРОДНЫМ ЗАГАДКАМ

Вид занятия: рисование по памяти.

Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством; грамотное владение композицией, линией, цветом; развитие ассоциативного мышления.

Оборудование: для учителя и учеников – методические таблицы, книжки-загадки, альбомы, графические материалы.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Чтение загадок и их отгадывание.

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего – труба да ящик. (Телефон.)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли.)

Огородник – тот с длинным носом живет.

Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка.)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы.)

Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка.)

Одноглазая старушка

Узоры вышивает. (Иголка.)

Одна подружка пролезла другой в ушко. (Иголка с ниткой.)

Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила.)

Две ручки, во всё брюхо зубы. (Пила.)

Без головы, а в шляпе. (Гвоздь.)

Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь.)

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка и карандаш.)

Кто говорит молча? (Книга.)

Народные загадки учат присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивают ассоциативное мышление, любознательность, расширяют кругозор.

Разбор художественно-выразительных средств загадок и признаков, по которым угадывается предмет.

III. Самостоятельная работа детей.

Проиллюстрировать загадки. Детям предлагается продумать композицию так, чтобы по возможности отгадку можно было увидеть не рядом с текстом загадки. Лист можно согнуть, как открытку. Текст загадки быстро и красиво пишется печатными буквами (показать, как строится вспомогательная сетка под строчки), цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками. Можно первую букву текста оформить как «буквицу». Порядок работы такой: сначала карандашом в тонких линиях намечают изображение, а затем выполняется в цвете.

IV. Итоги работы.

Уборка рабочих мест.

В конце урока проходит коллективное обсуждение выставленных работ.

Домашнее задание. Выполнить иллюстрацию на свое усмотрение.


Уроки 10–11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

Уроки 10–11
УЗОР В ПОЛОСЕ.
ЭСКИЗ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ СОСУДА

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; познакомить с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями, с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; сформировать понятия об элементах орнамента, его видах.

Оборудование: для учеников – бумага, графические материалы, краски; для учителя – натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета».

Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, таблицы.

Ход урока 10

I. Организация класса.

II. Беседа о контрастных цветах.

Контраст (фр. contraste – резкое различие, противоположность) – противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одного из важных художественных средств изобразительного искусства. Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрасте. От умелого применения контрастов зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.

Рассмотрим цветовой круг. В нем можно найти три пары контрастных цветов, которые лежат друг против друга.

Это: красный – зеленый

оранжевый – синий

фиолетовый – желтый

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные, символические, комбинированные и другие.

Орнамент (от лат. ornamentum – украшение).

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый.

Все орнаменты можно классифицировать по трем основным группам:

– замкнутые;

– ленточные;

– сетчатые.

Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство внешнего вида и содержания, эстетическую и художественную ценность.

Декоративная переработка форм – упрощение форм ради большей цветовой и графической выразительности.

Раппорт – повторяющаяся часть орнамента.

К каким видам можно отнести:

– украшения скатертей, салфеток, тарелок, оконных и дверных проемов и прочих рамок;

– потолочные росписи, ковровые узоры;

– решетки мостов и ограды;

– узорчатые пояса, кайму по низу платья, шарфа;

– орнамент обоев, драпировок и тканей.

Справка. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (сравним готику, модерн, барокко, египетские и арабские, греческие, китайские и индийские узоры).

III. Творческая работа учащихся.

Задание. Сделать три декоративных полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.

Мотивы – геометрический, растительный.

Объяснить требования к работам:

1. Вертикальное расположение листа, а полосы в нем – горизонтально.

2. В полосе может быть несколько повторяющихся участков с сюжетом узора из каких-либо элементов (рапорт).

Может быть не один, а два разных «куска», но они все равно в определенном порядке должны чередоваться.

3. Выполнение в цвете – тоже повторяем один или два раза, сохраняя последовательность ритмического чередования.

4. Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя, выразительность.

5. Промежутки между полосами оставляем белыми.


Урок 13. Мультипликационные герои

Урок 13
мультипликационные герои

Вид занятия: тематическое рисование.

Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии; эмоциональная разрядка; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Оборудование: для учеников – альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с героями мультфильмов, детские книги; для учителя – иллюстративный материал, книги о мультипликации, доска, мел, бумага, фото-, кинопленка

Зрительный ряд: реклама мультфильмов, детские работы.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Беседа о мультипликации.

Отгадаем загадки:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит).

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красивую ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Она красива и мила,

А имя её от слова «зола». (Золушка.)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш).

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

Справка. Наверное многие из вас, сами того не подозревая занимались мультипликацией, когда рисовали на полях альбома или тетрадки смешного человечка в различных последовательных моментах движения – по человечку на каждой странице. А потом, быстро перелистывая страницы, можно было увидеть оживающего человечка.

Мультипликация (от лат. «умножение») – это вид искусства, в основе которого лежит оживленный кинематографическим способом рисунок или скульптурное изображение (кукла). Кинолента и фотопленка (и мультфильм тоже) состоит из целого ряда кадриков-фотографий последовательных моментов, фаз движения (к примеру, человека, птицы). Когда мы снимаем реальное движение кинокамерой, то она раскладывает его на составные элементы – неподвижные фазы. При показе пленки со скоростью 24 кадра в секунду неподвижные кадры-фазы оживают и создают впечатление непрерывного живого движения. То же самое происходит в мультипликации. Но чтобы заставить нарисованного персонажа сделать какое-нибудь движение, нужно последовательно зарисовать каждую фазу этого движения на отдельных листах бумаги, а потом в той же последовательности снять их по рисунку-фазе на кадрик пленки. В результате получится такая же кинолента, но только каждый кадрик ее нарисован. Так же снимают мультфильмы с куклами, а теперь еще входит в обиход компьютерная мультипликация («Масяня» и др.). Теперь вы можете себе представить, какой это трудоемкий процесс – изготовление рисованных фильмов. Фильм, состоящий из одной части, идет на экране 10 минут со скоростью 24 кадра в секунду. Значит, для него нужно нарисовать около 15 тыс. рисунков. А ведь в мультфильме на экране обычно двигается не один, а сразу несколько героев, и каждый двигается по-разному. Над каждым мультфильмом трудится целый коллектив художников (художники-мультипликаторы, художники-постановщики и др.). Когда персонаж должен, к примеру произнести определенный звук, художник рисует герою то положение губ, которое этому звуку соответствует в действительности.

Наиболее часто встречающиеся жанры мультфильмов – сказка, сатира, веселая комедия.

Мультипликация бывает не только рисованная, но и объемная. В этом случае вместо рисунка действуют скульптуры-куклы, части «тела» которых соединяются шарнирами и кукле можно придать любое заданное положение. Объемно-мультипликационные фильмы снимаются, как и кинофильмы, в павильоне, где устанавливаются объемные декорации.

Мультипликация – дитя XX века. Она появилась почти одновременно в нескольких странах. Почетное место среди ее создателей принадлежит выдающемуся русскому оператору, художнику и кинорежиссеру В. Старевичу, «отцу» объемной мультипликации.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.