Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-233.3
Авторы-составители Елизарова Е.М., Николаева С. В., Смирнова И. Г.
Издательство Учитель, 2023
Серия Поурочное планирование для начальной школы
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова" серии "Поурочное планирование для начальной школы" предлагает примерное поурочное планирование к проведению уроков окружающего мира в 3 и 4 классах, составленное по учебникам:
1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2011.
2. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2011.
В поурочных разработках представлена целостная широкая картина мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний, что является ключевым требованием системы общеразвивающего обучения Л. В. Занкова

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

введение

«Окружающий мир» – это прежде всего мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

На уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники также усваивают этические нормы поведения.

Изучая курс «Окружающий мир», младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Итак, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие з а д а ч и:

џ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

џ в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучить безопасному поведению в природе и обществе;

џ формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

џ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Этот аспект курса позволяет решать крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе.

В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.

Целью природоохранного воспитания является формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. Наличие такой готовности предусматривает т р и о с н о в н ы е о с о б е н н о с т и:

– ориентацию в разнообразных взаимозависимостях в природе между человеком и окружающим миром;

– умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

– умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Проблема воспитания ответственного отношения к окружающему миру занимает большое место в данном пособии. Одним из приемов, который будет способствовать решению этой проблемы, является применение познавательных задач и проблемных вопросов. В пособии моделируются различные жизненные ситуации, они помогают детям усваивать качества и свойства предметов, уточнять представления, получаемые в процессе наблюдений в природе; заострять внимание на природоохранных вопросах; закреплять нормы и правила поведения в природе.


Урок 13. Особенности Африки

У р о к 13
особенности Африки

Цели: познакомить с географическим положением Африки; развивать познавательный интерес.

Оборудование: физическая карта Африки, карты климатических поясов, природных зон мира.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

С о о б щ е н и е «с и н о п т и к о в».

Октябрь – листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодеры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Покончив с первым делом – раздеванием леса, осень принимается за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как и воздух, вода уже оскудела жизнью.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревет и льет, и снизу метет.

Поля опустели, и ливни – рекою,

А это, скажи мне, время какое?

(Октябрь.)

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Морозный иней на траве – к дождю.

II. Постановка целей урока.

Учитель или заранее подготовленные дети читают отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит» и «Бармалей», в которых говорится о климате Африки, ее обитателях, особенностях территории, даются названия географических объектов.

П р о с м о т р в и д е о ф р а г м е н т а из мультипликационного фильма «Король Лев» – 2 минуты.

Африка – удивительный материк, красивый и загадочный. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какая она, Африка? Почему зарождение человечества произошло именно в Африке?

III. Работа по теме урока.

– Что вы знаете об Африке? (Ответы детей.)

1. Р а б о т а с ф и з и ч е с к о й к а р т о й.

– Географическое положение материка;

– рельеф;

– реки и озера.

Прочитайте самостоятельно текст учебника и найдите географические объекты, указанные в тексте, на карте (Атлантический океан, Тихий и Индийский океаны, Антарктида, Евразия, Суэцкий перешеек, Средиземное море, Красное море, вулкан Килиманджаро, реки Нил, Нигер, Конго, Замбези, озера Виктория, Танганьика).

2. Р а б о т а п о в о п р о с а м у ч е б н и к а (с. 33).

Учащиеся рассматривают первый вопрос и делают вывод.

Вывод: тропический пояс получает больше тепла и влаги.

3. Б е с е д а о т р о п и ч е с к и х л е с а х.

Ч т е н и е у ч и т е л е м рассказа «В лесах жарких стран» по Г. Ганейзер.

В жарких странах зимы нет. Про снег там никто и не слыхал. Только в некоторых местах бывает сухое время года, когда сохнет трава, а потом идут дожди и всё зеленеет. В других местах дожди идут часто. А жарко там всегда, весь год. Деревья и кусты растут там круглый год, поэтому вырастают высокие, с большими листьями. Только очень тесно им в лесу. Ветки переплелись так густо, что человеку приходится прорубать дорогу топором.

Бабочки над цветами летают тоже не такие, как у нас: крупные, яркие, бывают бабочки величиной с блюдце. Птиц там множество, от самой крошечной, с нашу бабочку, до самой большой, с петуха. Все они пёстрые, всех цветов и летают среди листьев с криком, свистом, пением.

Зверей в этих лесах и не сосчитать. Живут они густо, а корма всем хватает. Одни питаются травой и листьями деревьев, другие – плодами, третьи едят насекомых. А хищные звери подстерегают других животных и кормятся их мясом.

В лесах жарких стран живёт самое большое травоядное животное на свете – слон. Он ломает молодые ветки, сочные побеги деревьев и кустов, ест плоды и траву. Расчищая себе дорогу в густых зарослях, слоны ломают хоботом ветки, вырывают с корнем деревья. Тогда в лесу образуется широкая дорога, по которой и люди могут проникнуть в глубь леса.

По сучьям больших деревьев прыгают и лазают обезьяны, большие и маленькие. Они едят и плоды, и орехи, и яйца птиц, всяких насекомых и червяков. Обезьяны всю жизнь проводят на деревьях, но у них есть враги: по веткам к ним подкрадываются леопарды, пантеры и огромные змеи – удавы.

В реках и озёрах жарких стран водятся страшные зубастые крокодилы. Они выставляют из воды только нос и глаза и подстерегают животных, когда те приходят пить воду.

– Большая часть Африки расположена в тропическом климате и является пустынной. Почему так? (Ответы детей.) Все дело в ветрах, которые не приносят на эту территорию дождей.

4. Р а б о т а с к а р т о й (с. 35.)


Урок 14. Природные зоны Африки (работа по группам)

У р о к 14
природные зоны Африки
(работа по группам)

Цели: формировать представления о природных зонах Африки; познакомить с растениями и животными Африки, с их приспособленностью к условиям внешней среды; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений изученных природных зон; развивать речь, память, интерес к изучению окружающего мира; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: карта «Природные зоны Африки», иллюстрации – животные, обитающие в Африке.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

С о о б щ е н и е «с и н о п т и к о в».

– Давайте послушаем дежурных синоптиков. Какой прогноз погоды на сегодня?

Дождь осенний – дождь тягучий: кап-кап-кап.

Обложили небо тучи – весь не выльется никак!

С. Маршак

II. Постановка целей урока.

– Природа Африки очень разнообразна. Главная причина образования природных зон – это климат. Назовите природные зоны Африки. Объясните причины их образования. (Зона экваториальных лесов – много тепла и влаги; зона тропических пустынь – температуры высокие, а осадков мало; африканская степь – саванна; средиземноморская зона.)

III. Работа по теме урока.

1. Р а б о т а п о г р у п п а м.

1-я г р у п п а – зона экваториальных лесов.

Зона экваториальных лесов располагается по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС

Африканская страна золотая Гана.

Словно уши у слона – листья у банана.

Гроздь тугая на стволе – как рука в перчатке.

Каждый плод сидит в чехле, ароматный, сладкий.

Зреет манго. Сотни штук! Фрукты вроде дынек.

И сверкнул на солнце вдруг золотистый финик.

А над ним в вышине в полированной броне

Дозревающий кокос все орехи перерос!

Ну а в самой высоте обезьяна на хвосте,

Будто плод, качается. Тем и отличается,

Только в том и разница, что все время дразнится.

Е. Фейерабенд

– До сих пор тропический лес – самое неизученное место на всей планете. Почему?

Экваториальные леса – это бескрайний зеленый океан. Растения здесь цветут и плодоносят круглый год. Нередко на деревьях одновременно развиваются бутоны, цветут цветки, образуются завязи и висят уже спелые плоды. Экваториальный лес поражает богатством, разнообразием растительности. Деревья достигают высоты двадцатиэтажного дома, трудно увидеть их крону. Их стволы обвивают ползучие растения – лианы, вырастающие длиной до 400 метров. Деревья-гиганты заслоняют небо деревьям второго, третьего и других ярусов, которые тоже тянутся вверх, к солнцу. Весь лес приобретает многоярусный характер. Внизу, у земли, всегда царит зеленая мгла.

Все необычно для нас в экваториальном лесу. Многие деревья не имеют ветвей, например, все пальмы. А цветки и плоды у них образуются прямо на стволе. Листья у деревьев крупные и жесткие, по ним легко стекает вода. В течение года лес выглядит неизменным. Но листопад здесь идет постоянно, и так же постоянно вырастают новые листья. Встречаются здесь и травы, но только вы их не узнаете. Попробуйте пройти по «лугу», на котором стеной стоят «травинки», стволы которых достигают 30 см в толщину и около 10 м в высоту. Это древовидные папоротники и бамбук. Здесь же «травка» до 15 м в высоту, плоды которой любят дети всей планеты, – банан. Стать похожими на деревья их заставила опять-таки борьба за место под солнцем. Правда, дикий банан несъедобен.

– Как вы считаете, есть ли люди в этой местности? Могут ли они жить в тропических лесах?

Во влажных тропических лесах живут различные племена. Они являются кочевниками, то есть постоянно передвигаются с места на место в поисках лучших земель. Некоторые из них – охотники-собиратели, другие – расчищают небольшие участки, чтобы вырастить себе кое-какие съедобные растения. Они жгут срубленные деревья и посыпают землю золой – это повышает плодородие почвы на некоторое время. А когда плодородие участка исчерпывается, они перебираются на другое место и расчищают новый участок.

– Какой климат в зоне тропических лесов?

Климат.


Урок 17. Жизнь древних людей

У р о к 17
жизнь древних людей

Цели: расширить представления детей о жизни древних людей; формировать интерес к изучению истории прошлого человечества; развивать познавательные процессы (наблюдательность, речь, память, мышление, воображение), эмоциональную сферу, творческие способности.

Оборудование: лента времени, рисунки с изображением древних людей и пещер первых поселений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а изучать необходимо. (М. Горький.)

II. Введение в тему урока.

С ц е н к а «Егор и предки».

1-й ученик. Три часа смотрел Егор телепередачи,

Не решил он до сих пор ни одной задачи.

2-й ученик. Над задачником притих наш Егор, бедняжка.

Две задачи – но каких! – читать очень тяжко.

Егор. Едут, едут поезда – повстречаются когда?

Полилась в бассейн вода – что с ней делать? Вот беда!

1-й ученик. Помутился ясный взор, тяжелеют веки…

Егор. Скверно!

2-й ученик. Думает Егор.

Егор. Жить в двадцатом веке.

Напридумали наук – их, наверно, двести штук!

Написали сотни книг – отдувайся, ученик!

Славно жил на свете грубый первобытный человек:

Никогда не чистил зубы и не мылся целый век.

Не решал дикарь примеры, не чертил он план пещеры.

У него в задачах скверных не встречались поезда,

Географию, наверно, не учил он никогда.

Ни ботаник, ни черчений, ни забот, ни огорчений.

Только мамонта убей – и никаких тебе дробей!

2-й ученик. И вот Егор в пещере сто тысяч лет назад.

Снаружи воют звери, в пещере дым и чад.

1-й ученик. Пусть задохнуться можно, к тому ж еще и вонь!

Но велено Егору поддерживать огонь.

Егор. Эх, лапти эти предки! – ворчит вовсю Егор,

Подбрасывая ветки в прожорливый огонь.

Дурацкая привычка – коптиться целый день.

Изобрели бы спички, так нет – им думать лень!

Сиди, ломай тут ветки для этих простофиль…

А там, в двадцатом веке, многосерийный фильм!

А там в футбол гоняют, мальчишек полон двор.

2-й ученик. В мечтах голы считает, задумался Егор.

1-й ученик. Одумался не скоро. Беда! Огонь потух!

2-й ученик. От страха у Егора захватывает дух.

1-й ученик. Свершил он преступленье – пощады тут не жди –

Убьют без сожаленья угрюмые вожди.

2-й ученик. И мчится без оглядки Егорка в дикий бор,

И дикие порядки ругает наш Егор.

Егор. Работа да работа – ни отдыха, ни игр…

1-й ученик. Тут из-за поворота навстречу вышел тигр.

Какой-то страшно грубый, какой-то саблезубый!

2-й ученик. Егорке и простого хватило б за глаза!

1-й ученик. Из леса из густого помчался он назад.

2-й ученик. А тигр несется следом за лакомым обедом.

Сейчас ударит лапой, и – кончен разговор!

Но тут, от страха слабый, проснулся наш Егор.

III. Проверка домашнего задания. Постановка цели.

– Каждое новое орудие сначала было еще очень похоже на старое. К примеру, посмотрите на иллюстрацию, первая стрела очень похожа на дротик. Что вы знаете об этом? Расскажите.

– Менялись не только орудия, менялся и сам человек. Это видно по скелетам, по раскопкам. В пещеру вошел неандерталец, а вышел кроманьонец.

Показывает иллюстрации, на которых изображены древние люди.

– О чем же пойдет речь сегодня на уроке? (О жизни первобытных людей.)

– Познакомимся также с еще одним источником исторических знаний – письменным.

– Что такое жилище? (Укрытие от непогоды, место для отдыха, сна, убежище от врагов.)

– Зачем нужен был «дом» человеку в теплом, даже жарком климате? (Спрятаться от солнца.)

– Что представлял собою его дом в таких условиях? (Шалаш.)

– Наступило похолодание. Древний человек стал искать новое укрытие. Где он его нашел? (В пещере.)

– Как вы думаете, пещера – это дом? (Дом, созданный природой, его человек не строил, а находил.)


Урок 19. Наследие Древнего мира (ролевая игра)

У р о к 19
наследие древнего мира
(ролевая игра)

Цели: углубить и расширить знания учащихся по истории Древнего мира; воспитывать интерес к изучению истории.

Оборудование: фотографии Эрмитажа, красная ленточка, карточки-описания древних государств.

Подготовительная работа: класс разделен на несколько групп. Каждая группа отвечает за создание «своего» зала. Члены группы сами выбирают «музейные экспонаты», с которыми они познакомят весь класс. Распределяются обязанности: экскурсоводы, научный эксперт, художник-оформитель.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным.)

– От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя.) Я желаю вам, чтобы этот урок прошел с пользой и вы узнали что-то новое.

– Вы пришли в музей. Как себя поведете? Как возникли музеи? Роль директора музея мы поручили исполнить ученику ... .

Музеи – это места, где собраны и экспонируются коллекции каких-либо предметов, которые найдены в природе или сделаны человеком. Существуют музеи, посвященные искусству, науке, истории, промышленности, технологии. Слово «музей» происходит от греческого слова, обозначающего «храм муз». Музы были покровительницами искусств. Одним из первых учреждений, которое можно назвать музеем, найдено в Александрии в Египте (III век до н. э.).

II. Постановка цели урока.

Эрмитаж

Воскресное утро. А небо прозрачно и чисто. Сегодня мы с классом идем в Эрмитаж. (Дети рассматривают фотографии музея.) В Эрмитаже все экспонаты распределены по отделам: первобытной культуры, античного мира (Древняя Греция и Древний Рим), культуры народов Востока, истории русской культуры и др. Мы сегодня представим экспозицию «Наследие Древнего мира» и определим такие залы-отделы: Шумер; Древний Египет; Вавилония; Китай; Индия; Древняя Греция; Древний Рим.

III. Актуализация опорных знаний.

Р а б о т а в г р у п п а х.

1. Устанавливаются заранее подготовленные средства наглядности – иллюстрации, фотографии, рисунки.

2. Уточняется план урока. Определяется очередность посещения залов музея во время экскурсии.

– У вас на партах лежат карточки с описанием древних государств. Ваша задача – определить по описанию название государства.

К а р т о ч к а 1 д л я в с е х г р у п п.

џ Древний народ, который жил там, где две великие реки – Тигр и Евфрат – впадают в Персидский залив. Землю эту называют Двуречьем, Междуречьем, Месопотамией.

џ Как выяснили археологи, первыми в истории человечества научились проводить воду на поля и осушать болота – только так можно было заниматься земледелием в долине Тигра и Евфрата.

џ Первыми придумали, как записать слова и мысли. Писали они на «дощечках» из сырой глины, и называлась их письменность «клинописью», потому что значки были похожи на маленькие клинышки.

џ Очень трудно было ученым прочесть клинопись, но когда это все же удалось, выяснились очень интересные факты. Оказывается, тысячи лет назад они знали математику (науку о числах), астрономию (науку о движении небесных тел). Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на 12 месяцев, неделю на семь дней.

џ Жители выращивали ячмень, пшеницу, овощи, финики, разводили овец и коров. Дополнительным источником пищи были охота, ловля рыбы и дичи. Торговали продуктами, выменивали их на древесину, камни, металлы.

– Группа ребят, которая готовила сообщение о Шумере, у вас есть, что добавить к сказанному? (Дети должны непременно приготовить сообщение о главном изобретении Шумеров – колесе; найти иллюстрации или нарисовать панорамный вид Шумера.)

К а р т о ч к а 2 д л я в с е х г р у п п.

џ Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берет свое начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

џ Письменность известна под названием «иероглифов», в переводе с греческого – «священные письмена», тогда как сами египтяне называли их «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости.

џ Делали лодки из связанных стеблей тростника. Но на них плавали на небольшие расстояния. Такие лодки использовались для рыбной ловли.

џ Жилища сначала строили из глины, ила и соломы, потом научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

џ

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.