Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по программе "Гармония". Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-208.3
Авторы-составители Бондарева Т. В., Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Поурочное планирование для начальной школы
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по программе "Гармония"" серии "Поурочное планирование для начальной школы" предлагает примерное поурочное планирование к проведению уроков окружающего мира в 3 и 4 классах, разработанное в соответствии с образовательной программой "Гармония" и учебниками:
1. Окружающий мир : учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011;
2. Окружающий мир : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011.
В предлагаемом компакт-диске преподаватель сможет найти все необходимое для квалифицированной подготовки и качественного проведения уроков, учитывая специфику образовательной программы "Гармония". Содержится разнообразный дидактический материал, способствующий формированию у учащихся целостного представления о мире, расширению знаний о жизни растений, животных и деятельности человека, развитию наблюдательности, мыслительной и творческой активности.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Земля – наш общий дом

Урок 1
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Цели: повторить, закрепить и систематизировать знания об объектах окружающего мира; ознакомить с учебником; обратить внимание детей на разнообразие растений и животных, культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; развивать логическое мышление; воспитывать любовь и познавательный интерес к окружающей природе, эстетические чувства.

Оборудование: аудиозаписи песен, иллюстрации (животные различных групп), Библия.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь этому. (Пауза.)

Внимание мое растет.

Голова мыслит ясно. (Пауза.)

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

II. Вводная беседа.

Учитель читает стихотворение.

Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты,

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног.

– Как вы провели лето?

– Что с вами произошло во время летних каникул?

– Поделитесь интересными наблюдениями за растениями и животными. (Ответы детей.)

III. Знакомство с учебным комплектом.

– Найдите изменения, которые произошли с учебником.

– Как устроен учебник?

– В учебнике есть специальные знаки, подсказывающие, о чем пойдет речь в данном тексте. Есть знаки, которые указывают способ действия. Найдите их.

– Какие новые условные знаки появились на страницах учебника?

– Чем они отличаются от предыдущих?

– Какие еще подсказки есть в книге?

(Есть заставки (шмуцтитулы) перед изучением большой темы. По заставке (и тексту, и иллюстрациям) можно догадаться, что будет изучаться в этой теме.

Есть бордюры из маленьких рисунков, которые тоже подскажут нам тему данного урока или раздела.)

– Какой условный знак стоит в книге первым? (Для ответа на этот вопрос надо вспомнить изученное ранее.)

– Что это за совет? Когда ему надо следовать? (Перед изучением нового материала надо вспомнить, что дети уже знают.)

– Откройте рабочую тетрадь № 1.

– Какие еще советы дает нам автор? (Наблюдай, размышляй, исследуй, анализируй.)

– Как вы понимаете эти советы?

IV. Изучение нового материала.

Чтение стихотворения.

Светит солнце с высоты.

Рады солнышку цветы,

Рады рощи и поля,

Рада вся земля.

Веселей в лесу шумят

Птичьи голоса,

Песни звонкие летят

Прямо в небеса.

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть еще очень много жителей. Давайте назовем наш общий дом. (Природа.)

Работа в рабочей тетради (задания 1, 2, 3) – по рядам.

Учащиеся заполняют схемы и обсуждают всем классом.

Ответ на задание 1. Живая, неживая природа, изделия (творения) человека.


Урок 2. Разнообразие изменений в окружающем мире

Урок 2

РАЗНООБРАЗИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Цели: сформировать представление об изменениях в живой и неживой природе и в жизни людей; ознакомить со способами изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой; развивать наблюдательность, умение анализировать, находить причины и следствия изменений; воспитывать уважительное отношение к созидательной деятельности человека и негативное – к разрушительной по отношению к природе, воспитывать стремление к изменению самого себя в лучшую сторону.

Оборудование: картины живой и неживой природы, плакат «Человек – часть природы», слова-таблички «природа», «родина».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Работа со стихотворением.

В этот мир я пришел не напрасно!

Этот мир нахожу я прекрасным.

Облака голубые плывущие

И цветы разноцветно цветущие,

На травинке жучок и муха жужжащая,

У цветка лепесток и паутинка дрожащая,

Вот травинка растущая, рядом – лежащая,

Это жизнь без прикрас, совсем настоящая;

Я человек, я частица природы.

Для меня на Земле нет непогоды.

Солнце сияет иль дождь моросит –

Значит, так надо – природа велит.

Осень, зима, весна, да и лето –

Нам нужно бы знать точно про это.

Как происходит в природе такое?

Связаны ли все явления с тобою?

Должен ты знать, что есть север и юг,

(Может, на Запад поедешь ты вдруг?)

А на востоке солнце встает,

По небу ходит, тепло нам дает.

Есть у Земли атмосфера такая,

Смотришь из космоса – вся голубая.

Воздух, чтоб жить, нам нужен с тобой,

Воды океан голубой-голубой!

Нам нужно твердо стоять на земле.

Это всем нужно – мне и тебе.

Нужно и травке на нашем лугу,

Я по траве к речке бегу.

Силы мне даст воздух лесной,

Ветер в полях подружился со мной!

Я дома живу, на планете своей,

Нету планеты добрей и милей.

Мама живет на планете Земля,

Сделать прекрасней планету должен и я.

Я не нарушу законы планеты.

С детства я должен осмыслить все это.

Я родился, чтоб созидать,

Сердца тепло Земле отдавать.

Законы природы все познавать,

Их чтить, уважать, не нарушать.

Я должен беречь планету, как мать,

Я должен ее всей душой понимать!

Н. Д. Коваленко

Вопросы для обсуждения (по содержанию стихотворения):

– Что меня окружает?

– Какие времена года мы знаем?

– Какие стороны горизонта нам известны?

– Как называется планета, на которой мы живем?

– Что мы называем природой?

– Как ты должен относиться к тому, что тебя окружает?

– Что означают слова: «Я люблю свою Родину»?

Рассмотрите картинки и скажите, что на них изображено, перечислите. Назовите одним словом (Природа.)

– Что такое природа?

Природа

Живая – растения, животные, человек.

Неживая – воздух, небо, луна, вода, солнце, планеты, земля, звезды, горные породы, песок, глина.

– Подумайте, как связаны и связаны ли вообще живая и неживая природа?

III. Объявление темы урока.

Перед закатом набежало

Над лесом облако – и вдруг

На взгорье радуга упала

И засверкало все вокруг.

Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.


Урок 4. Природные явления и погода

Урок 4

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОГОДА

Цели: познакомить с понятиями «природные явления», «погода» (облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений, приборами для определения направления и силы ветра; продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки; воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира.

Оборудование: выставка рисунков. Изменения в природе (в школе, в классе), картины разной погоды, условные знаки природных явлений, таблицы «Природные явления». «осадки», «ветер»; флюгер, настенный дневник наблюдений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков «Изменения в природе (в школе, в классе)» .

– Какие изменения происходят с вами? А в нашем городе? На селе? В природе в утренние и вечерние часы?

– Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу?

– Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас? Что повторяется в жизни растения? животного? человека?

III. Постановка темы урока.

– В природе все время происходят разнообразные изменения, и эти изменения называются природными явлениями. Тема нашего урока – «Природные явления и погода». Мы узнаем, какие природные явления характеризуют погоду, каким может быть ветер.

IV. Изучение нового материала.

Работа со стихотворением О. Дриза (с. 26).

– О каких явлениях природы рассказал поэт в стихотворении? (Светит солнце, ненастье, дождь, снегопад.) рассмотрите иллюстрацию на этой же странице. Какое природное явление изображено? (Облачность.)

– Что вы знаете об облаках?

Работа с текстом учебника (с. 26–27).

– Отметьте понятия, связанные с характером погоды.

На доске:

– Посмотрите в окно на небо. Определите состояние облачности.

– Предложите свои варианты условных знаков и нарисуйте их на доске.

Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают.

(К табличкам добавляем условные обозначения облачности:

.)

В течение всего года каждый из вас будет вести дневник наблюдений за погодными изменениями. Его можно найти в рабочей тетради (с. 61). Учиться заполнять дневник вы будете постепенно, по мере знакомства с различными характеристиками погоды. (Рассматривание дневника наблюдений.)

Работа по рабочей тетради (задание 14).

(Осадки: дождь, роса, туман, град, снежинки, иней.)

– Какие осадки выпадают из облаков? (Дождь, град, снег.)

– Какие осадки образуются у земли? (Туман, иней.)

– Какие осадки образуются на поверхности почвы? (Роса, иней.)

– Когда выпадает роса? (Летом, утром.)

– Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (Зимой.)

На доске:

Игра «Причины и следствия».

Много дней жарко и нет дождей – … (наступает засуха).

Небо затягивают слоистые дождевые облака – … (наступает ненастье).

После жаркого дня наступает холодная ночь – … (выпадает роса).

После теплого дня ночью мороз – … (на почве появляется иней).

Вывод: очень важно уметь наблюдать за изменениями в природе.

– Отгадайте загадку:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,


Урок 11. Осенняя пора в жизни людей

Урок 11

ОСЕННЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в живой и неживой природе; сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину; развивать умение работать с таблицами и схемами; воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, прививать заботу о сохранении чистоты и красоты школьного двора.

Оборудование: рисунки «Осень в жизни людей», иллюстрации (лес, болото, поле, сад, луг).

Ход урока

I. Организационный момент.

Сбросили ромашки

Белые рубашки.

Верная примета,

Что уходит лето!

II. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение С. Городецкого «Осеннее настроение» (с. 132).

– Как меняется настроение людей с приходом осени? (Осень – это праздник золота, света, красоты, но настроение грусти, уныния, ведь это красота прощальная.)

ОСЕНЬ

Я хожу, грущу один: Миновало лето,

Осень рядом где-то. Осень наступила.

Желтым листиком в реке На полях и в рощах

Утонуло лето. Пусто и уныло.

Г. Новицкая А. Плещеев

– Дайте характеристику своего осеннего настроения по словарю настроений.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

А. Пушкин любил в осени буквально все. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

– Какое настроение передает П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осенняя песнь». Какое настроение у вас создалось? (Печаль, тоска.)

– Какие заботы в садах, на огороде, в поле, в лесу не оставляют людям времени, чтобы грустить? (Убрать урожай, провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений.)

– Объясните смысл пословиц:

«Солнце красит землю, а человека труд».

«За посевами нужен уход, сам по себе урожай не придет».

«Скоро дерево садят, да не скоро плоды с него едят».

«Лето со снопами – осень с пирогами».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня урок посвящен осенним заботам людей. Нам предстоит ответить на вопрос, который записан на доске: «Чем характерна осенняя пора в жизни людей?»

Дети поют песню или группа заранее подготовленных ребят читает стихотворение.

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

– Яблоки румяные, сладкий мед,

яблоки румяные, сладкий мед!

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

– Разных овощей полный огород,

разных овощей полный огород!

Что нам осень принесет?

Что нам осень принесет?

– Золотого хлебушка на весь год,

золотого хлебушка на весь год!

Л. Некрасова

IV. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа (по рабочей тетради, задание 35).

Чтение сказки.

Ответ на задание 35. Порядок вставки пропущенных слов: белки, лисицы, зайцы, ежи, летучие мыши, перелетные, дрозды, дятлы.

– Как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей.)

– Что интересного вы узнали о животных, насекомых?

Сообщения детей, учитель дополняет сообщения детей.

дополнительный МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Бабочки – это насекомые с полным превращением. Из куколки выходит взрослая бабочка.

Кузнечики – насекомые с неполным превращением. У них в цикле развития нет стадии куколки. Их личинки растут, линяют, постепенно превращаясь во взрослые особи.

Комары


Урок 12. Обобщение по теме «Осенние изменения в природе и в жизни человека». Практическая работа № 1

Урок 12

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

практическая работа № 1

Цели: проверить усвоение знаний (осенние месяцы, этапы осени, изменения в неживой и живой природе), умение пользоваться условными обозначениями характеристик погоды, обобщать наблюдения и делать по ним выводы; воспитывать желание контролировать усвоение знаний.

Оборудование: жетоны для викторины, кроссворд, класс украшен листьями, собранными во время экскурсии, оформлен стенд творческих работ учащихся, выполненных из природного материала, выставка рисунков на тему «Золотая осень».

Подготовительная работа:

1. Оформить класс.

2. Подобрать стихи, загадки, пословицы и приметы осени.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы сегодня здесь за «круглым столом»

Об осени поговорим и споем.

Много знаете замечательных стихов,

И каждый осень здесь воспеть готов!

II. Постановка целей урока.

– Сегодня мы подведем итоги. Обобщим наши знания об этом времени года. Работать будем по группам.

III. Актуализация опорных знаний. «мозговой штурм».

Викторина.

Класс делится на 3 группы по уровню подготовленности.

Учитель последовательно задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ группа получает жетон цвета своей команды (красный, желтый, зеленый). Если группа затрудняется при ответе на вопрос, другая группа может ответить и заработать жетон соперников. Количество набранных жетонов – показатель уровня знаний.

– Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

– Как изменилась температура?

– На что повлияло похолодание? (На растения.)

– Как изменились растения? (Травы и цветы завяли, деревья сбрасывают листву.)

– Какие признаки осени вы наблюдали в природе? (Ответы детей.)

– Как изменилась окраска листьев? Расскажите, как происходит листопад.

– Что происходит с плодами и семенами у многих деревьев, кустарников и трав?

– Как влияют эти изменения на жизнь птиц?

– Как птицы готовятся к зиме?

– Что птицам страшнее: голод или холод?

– Как летят птицы в теплые края? (Косяком, цепочкой, стаей.)

– Как происходят перелеты?

– Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему?

– Что происходит с водоемами?

IV. Подведение итогов викторины, объявление вопросов обсуждения.

– Посчитайте, сколько жетонов вам удалось заработать в ходе викторины.

Каждая группа получает программу круглого стола:

1. Осень в стихах и на картинах.

2. Краски осени.

3. Загадки, приметы, пословицы.

4. Осенние месяцы.

V. Проведение круглого стола.

1. Осень в стихах и на картинах.

Каждая группа читает стихи об осени разных авторов, находит соответствующую картину.

Славная осень. Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Н. Некрасов

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф. Тютчев

Осень! Осыпается весь наш бедный сад:

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

К. Бальмонт

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.