Освоение детьми 5-7 лет образовательной области "Речевое развитие": развитие звуковой культуры; планирование и содержание игровых блоков и занятий

Есть на складе
132 руб.
-10%
118,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4461
Авторы Модина И.А.
Издательство Учитель, 2015
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
ISBN 978-5-7057-3610-2, 978-5-7057-4264-6
Страниц 71
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705736102, 9785705742646
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 111 г
В пособии содержится планирование игровых блоков по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области "Речевое развитие" (развитие звуковой культуры), разработанное с учетом положений ФГОС ДО. Рассматриваются психолого-педагогические условия организации игровой деятельности, построенной по сюжетно-событийному принципу, приведены развернутые конспекты игровых хроник, предложена дидактическая база с рекомендациями по ее изготовлению. Игровые ситуации построены таким образом, что дети являются не только участниками, но и соавторами событий, связанных между собой единым сюжетом с одними и теми же игровыми персонажами.
Предназначено воспитателям и методистам ДОО, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Кому из взрослых не знакома ситуация, когда ребенка просто невозможно оторвать от игры и, тем более, добиться, чтобы он добровольно и с радостью убрал свои игрушки. Конечно, малыш выполняет требования взрослого, но это чаще всего оканчивается ссорой и детскими слезами. А ведь можно тихонько подойти к играющему ребенку, сделать загадочный вид и попросить его прислушаться: «Ты ничего не слышишь? А я слышу, как игрушки собираются плыть в Африку на день рождения к жирафику. Давай представим, как будто коробка – это корабль». И не сомневайтесь: все игрушки тут же будут сложены в коробку-«корабль» и отправлены в «Африку»-шкаф. Слово «как будто» – это волшебный золотой ключик, который открывает удивительный мир игры. По мнению ведущих отечественных психологов, игра является для ребенка-дошкольника не только самым привлекательным видом деятельности, но и самым мощным средством психического и личностного развития. Именно в игре происходит становление основных достижений будущих первоклассников, которые так ценят современные учителя начальных классов: воображение, умение выделять и удерживать контекст в общении со взрослым (что в будущем поможет ребенку не только слушать, но и слышать учителя), произвольность (способность управлять своим поведением и регулировать эмоции), коммуникативность и стремление к сотрудничеству, активность, инициативность и самостоятельность, а самое главное желание стать школьником. И действительно, именно в игре, где все «понарошку» и «как будто», мощно развивается воображение. В игре всегда есть правила, которые просто нельзя не выполнять, иначе игра не состоится. И как бы ребенку ни хотелось еще и еще крутить воображаемый руль машины, надо останавливаться, потому что по сюжету игры «уже приехали». А это требует определенного волевого усилия. Если же говорить об игровых контекстах (требованиях, предъявляемых к сюжету или роли), то в игре их великое множество: врач и пациент, продавец и покупатель, парикмахер, водитель – словом, вся социальная палитра. Игра, несомненно, является и первой школой подлинного детского сотрудничества и коллективного авторства, где каждый ребенок чувствует себя свободным и учится проявлять самостоятельность и инициативу. Именно в процессе игры у детей вырабатывается умение смотреть на себя со стороны. «В игре ребенок плачет, как пациент, но радуется, как играющий» (Л. С. Выготский).

Таким образом, в игре готовится полноценная почва для перехода ребенка на следующую ступеньку, где и находится школа. Однако часто дети приходят в школу, но не переходят на следующий этап возрастного развития. И тогда под партой, где встречаются карандаш и ластик, разворачивается увлекательная игра, в процессе которой горе-ученик, пусть в экстремальных условиях, но доигрывает свое дошкольное детство. И все потому, что любящие мама и папа и другие причастные к жизни малыша взрослые, вместо того чтобы играть вместе с ним, чуть ли не с пеленок учили малыша буквам и цифрам.

В детском саду ситуация практически не меняется. Педагоги дошкольного образования в основном также ориентированы на освоение детьми предметных знаний. Как правило, взрослые не умеют играть и не играют с детьми. В лучшем случае воспитатель использует отдельные игровые приемы. При этом к детям приходит Незнайка (Карлсон, Буратино или какой-либо другой сказочный персонаж), которому надо помочь решить какую-либо проблему или, вернее, сделать это за него. Дети вначале воодушевляются, так как думают, что воспитатель хочет с ними поиграть. Но подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний. Затем игрушка, с проблемы которой началась детская деятельность, просто отодвигается в сторону, как отработанный материал, а игра «умирает», так и не успев «родиться». А дети? А дети должны считать белочек или морковки, изучать следы диких и домашних животных, подробно знакомиться со строением тела человека (в рамках нового валеологического направления), а также учиться читать, считать и даже писать в прописях.

В связи с этим современные дошкольники не умеют играть и, в большинстве случаев, подменяют игру простым манипулированием с игрушками. А серьезные знания, приобретенные
на всякий случай, никак не используются детьми в их жизни и деятельности и поэтому не вносят ощутимого вклада в развитие дошкольников. Это приводит к низкому уровню психологической готовности ребенка к школьному обучению и, как следствие, отсутствию у детей желания идти в школу.

Для того чтобы изменить ситуацию, следует организовать образовательный процесс в детском саду как значимую для каждого ребенка деятельность, внутри которой воспитатель по-настоящему играет с детьми, а уже в процессе игры решает свои педагогические задачи.

Одной из таких педагогических задач, несомненно, является задача формирования в дошкольном возрасте представлений о фонетической составляющей русского языка. Освоение ребенком звукового состава языка составляет основу развития речи и напрямую зависит от уровня развития фонематического слуха. Развитие фонематического слуха следует начинать уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы в школе у ребенка не наблюдалась дисграфия – нарушение письма, которое характеризуется наличием стойких ошибок, и дислексия – нарушение процесса чтения.

Какие же условия должен обеспечить воспитатель для полноценного развития игровой деятельности детей и формирования у них представлений о звуковом составе русского языка? Именно эти вопросы и раскрываются в пособии, показывая педагогу ДОО, как правильно построить образовательную деятельность через игру.

Содержание

Введение    3

Психолого-педагогические условия игрового и фонетического развития старших дошкольников    5

Особенности организации занятий    9

Учебно-тематическое планирование    10

Планирование содержания по игровым блокам    11

Конспекты игровых занятий. Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетике    15

Игровое занятие 1. Таинственный гость    15

Игровое занятие 2. Спасение звуковичков    17

Игровое занятие 3. Кафе «Звуковичок»    20

Игровое занятие 4. Новые друзья    21

Игровое занятие 5. Знакомство с согласными звуковичками    23

Игровое занятие 6. Звучащая поляна    24

Игровое занятие 7. Сказочный полет    27

Игровое занятие 8. Разрушительный ураган    29

Игровое занятие 9. Магические знаки    32

Игровое занятие 10. Подарок для звуковичка [м]    35

Игровое занятие 11. Продолжение строительства    36

Цикл игровых занятий 12–22. Восстановление страны Фонетики    37

Игровое занятие 23. Последний домик    39

Игровое занятие 24. День рождения звуковичка [й’]    40

Игровое занятие 25. Лягушка-путешественница    42

Игровое занятие 26. Радостное известие    44

Игровое занятие 27. Театр «Звуковичок»    45

Игровое занятие 28. Подготовка к новому концерту    47

Игровое занятие 29. Второй концерт в театре «Звуковичок»    48

Игровое занятие 30. Вручение паспортов    49

Игровое занятие 31. Продолжение вручения паспортов    51

Игровое занятие 32. Изготовление программок для гастрольных концертов    52

Игровое занятие 33. Продолжение изготовления программок для гастрольных концертов    54

Игровое занятие 34. Успешные гастроли    55

Приложения    56

Литература    69

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос