Окружающий мир. 1 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа". Программа для установки через Интернет

Снято с продажи
Код СИ-460
Авторы-составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2021
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Окружающий мир. 1 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа"" серии "Планирование учебной деятельности" представляет сценарии уроков по окружающему миру в 1 классе, составленные в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в соответствии с учебником:
- Федотова О. Н. Окружающий мир : учебник : 1 кл. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
В разработках определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Материал содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
Электронная форма данного пособия дает возможность более интенсивно и эффективно работать с предлагаемым материалом, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, поиск, печать и т. п.).

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Где живет семья Ивановых

Урок 1
Тема: ГДЕ ЖИВЕТ СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с учебником, рабочей тетрадью, хрестоматией, условными обозначениями, главными героями учебника – Машей и Мишей Ивановыми; уточнить понятие «адрес», включающее следующие компоненты: название своего города (села, поселка), своей улицы, номер своего дома; способствовать запоминанию адреса школы, развитию речевых умений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся называть свои имя и фамилию, населенный пункт, улицу, номер своего дома, описывать дорогу от дома до школы; получат возможность научиться называть адрес школы, выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах, подготавливаться к уроку.

Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов; положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы;

· познавательные: работать с учебной книгой – рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилии авторов и заглавие); определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска; ознакомиться с аппаратом ориентировки;

· коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: изображение вертолета; мяч.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Учитель читает стихотворение:

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»,

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

– Кто может ответить на эти вопросы легко и быстро, без предварительной подготовки? А кто-то, возможно, затруднится?.. Как вы думаете, можно ли забывать свой адрес? Почему важно знать домашний адрес каждому человеку? Есть ли у вас предположения, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?

– Сегодня на уроке мы узнаем, где живет семья Ивановых и где живете вы.

II. Открытие нового знания.

1. Знакомство с предметом и учебником «Окружающий мир».

– «Окружающий мир» – новый предмет и учебник новый.

На наших уроках узнаем об этом мы всё очень скоро.

– Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите на рисунке семью Ивановых. Нам часто предстоит встречаться с членами этой семьи. Мы начинаем изучать новый предмет, который познакомит нас с окружающим миром. Вместе с нами изучать этот предмет будут Маша и Миша Ивановы и их родители.

– Полистайте учебник, найдите героев книги на разных страницах и выясните, чем они занимаются.

– Отгадайте загадку:

Заворчу, заурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет.)

– Путешествовать мы будем на вертолете и с него наблюдать за жизнью Маши и Миши, а иногда спускаться к ним в гости.

Рассмотрите условные обозначения в учебнике.

Учитель объясняет значение условных знаков.

2. Игра «Задай свой вопрос».

Учащиеся встают в круг. Учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника – Маша и Миша:

– Почему осенью листья желтеют?

– Почему листья опадают на зиму?

– Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?


Урок 2. Где живет семья Ивановых

Урок 2
Тема: ГДЕ ЖИВЕТ СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ

Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления учащимися знания персональных данных; способствовать ознакомлению с историей родного города (поселка, села); развивать внимание, память; воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, имя своего учителя, адрес и номер школы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе;

· познавательные: работать с учебной книгой; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска;

· коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов; положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.

Оборудование: ребус; рисунки с изображением родного города (поселка).

Ход урока

I. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

– Что такое «адрес»? Зачем надо знать адрес?

– Когда может потребоваться адрес?

– Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы и решить учебную задачу: составить картотеку «Мой домашний адрес».

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите рисунки-подсказки на левой стороне разворота. Где живут Маша и Миша Ивановы?

– Какое название носит их поселок? (Село Мирное.)

– Как называется улица, на которой живут Миша и Маша? (Улица Знаний.)

– Какой у них номер дома? (Дом 1.)

– Назовите адрес своей школы.

2. Игра «Мой адрес».

Учащиеся встают в круг и, передавая друг другу конверт, сообщают свой домашний адрес.

ножки

Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

III. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление картотеки «Мой домашний адрес».

– Послушайте, какое хорошее стихотворение о добрых соседях написал поэт А. Кондратьев:

Вот соседи по этажу.

Каждый вечер на них я гляжу.

Вот соседи в доме моем:

Во дворе мы всех узнаем.

А на улицах шум и говор:

Это полный соседей город.

А за городом вся страна:

Вся соседями населена.

Никому не кажется странным,

Что соседи – и люди, и страны.

И Земля окликает Марс:

Эй, сосед, как дела у вас?


Урок 3. Мы познаем мир

Урок 3
Тема: мы познаем мир

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с термином «признак предмета», органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); способствовать развитию речевых умений, воспитанию уважения к одноклассникам, взрослым.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и рассказывать о них, объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; получат возможность научиться называть органы чувств человека и их основные функции.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место в сотрудничестве с учителем; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; составлять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различать (узнавать) изученные объекты и явления природы.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: знают основные моральные нормы и ориентируются на их соблюдение; оценивают свои поступки, действия, слова.

Оборудование: загадки об органах чувств; предметы для игры «Отгадай предмет».

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Как зовут героев учебника «Наш мир»?

– Где живут Миша и Маша?

– По какому адресу мы можем послать им письмо?

II. Открытие нового знания.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как Миша и Маша познают мир.

1. Работа по учебнику (с. 6–7).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Посмотрите с вертолета вниз. Что вы видите? (Учащиеся подробно описывают центральный рисунок.)

– Расскажите о здании школы, школьном дворе, растениях и животных.

– Обратите внимание на детей. Найдите среди них Машу. Что делает Маша? (Девочка прощается с Жучкой перед порогом школы и гладит собаку.)

– Как вы думаете, почему художник дважды нарисовал Машу – перед зданием школы и на переднем плане рисунка? (Художник хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.)

– Что вы слышите с вертолета? (На борту вертолета можно услышать только шум работающего мотора.)

– Давайте спустимся на землю недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на урок в поселке Мирном, познакомимся с Машей, погладим Жучку. Какие звуки мы слышим на земле? (Лает собака, едет и гудит машина.)

– Какие запахи мы чувствуем, гуляя вместе с Машей на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений.)

– Рассмотрите главный рисунок, где изображена Маша с Жучкой. Почему Маше нравится гладить Жучку?

– Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки рукой?

– Кто из вас гладил собаку? Что вы при этом чувствовали? (Гладя собаку рукой, мы чувствуем то же, что чувствует Маша: тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость собаки.)

– Что помогло вам и Маше увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)

– Будем ли мы ощущать тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в порыве нежности коснется нашей щеки или голой ноги?

– А если мы будем гладить собаку в перчатках, мы сможем почувствовать тепло собаки? (Мы можем чувствовать, что шерсть Жучки мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая, то есть кожей.)

2. Игра «Глаз, ухо».

Учащиеся встают в круг или около парт.

– Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т. д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро присесть на месте, затем встать и сказать, что вы видите справа от себя.

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря-кря!

Прилетел веселый жук: ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Клювом перья расправляют: га-га-га!

Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква!

Ветер ветки раскачал: р-р-р!


Урок 4. Мы познаем мир

Урок 4
Тема: мы познаем мир

Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний об органах чувств, которые помогают познавать мир; способствовать развитию мышления, внимания, воспитанию трудолюбия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся определять признаки различных объектов природы; проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств, рассказывать о своих наблюдениях,

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; составлять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Оборудование: яблоки, карточки, предметы для игры «Отгадай предмет».

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

– Рассмотрите рисунок на доске (два яблока).

– Чем отличаются эти яблоки? (Размером, формой, цветом.)

– Кто догадался, о чем предстоит нам узнать? Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «признаки предмета».

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику (с. 6).

– Рассмотрите рисунок на с. 6. Что делает Миша?

– Сладкое ли яблоко у Миши? (Нет.)

– Как вы узнали? (О том, что яблоко кислое, мы узнали по выражению лица Миши.)

– Какое яблоко ест Миша? (Большое, зеленое, кислое.)

– Вы назвали признаки предмета. Слово «признак» произошло от слова «признать», то есть «угадать».

– Что помогло Мише узнать вкус яблока? (Определить вкус яблока Мише помог язык.)

– Язык – это орган чувств. Он помогает нам определить вкус яблока, груши, сахара, то есть познавать окружающий мир еще с одной стороны.

– Сравните яблоки на ветке. Что вы можете сказать о них?

2. Игра «Назовите предмет по признакам».

Учитель называет признаки предмета, учащиеся узнают этот предмет.

– Холодное, сладкое, молочное или фруктовое, тает на языке. (Мороженое.)

– Очень кислый желтый цитрусовый фрукт. (Лимон.)

РАДУГА

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

3. Работа в печатной тетради (задание 4).

– Отметьте рисунки, где изображены издающие звуки предметы. Какие из них можно назвать изделиями?

– Раскрасьте рисунки с изображением изделий.

– Подчеркните тот орган чувств, который помогает нам слышать. (Уши.)

4. Игра «Отгадай предмет».

Учитель загадывает предмет, а учащиеся пытаются узнать, что за предмет загадан. Учащиеся могут задавать любые вопросы, а учитель отвечает «да» или «нет», но сам предмет не называет.

– Задуманный предмет живой? (Да.)

– Он кусается? (Нет.)

– Он мяукает? (Да.)

– Кошка? (Верно.)

5. Работа по карточкам.

– Рассмотрите рисунки. Какими органами чувств девочка пользуется в каждом случае? Покажите стрелочкой.


Урок 5. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

Урок 5
Тема: мы познаем окружающий мир
с помощью органов чувств

Задачи деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по закреплению терминов «органы чувств», «признаки предметов»; способствовать развитию умений проводить опыты с целью определения признаков предметов с помощью органов чувств, практических навыков, наблюдательности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся называть органы чувств человека и их основные функции; объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; составлять план и последовательность действий; предвосхищать результат и уровень усвоения знаний.

Познавательные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.

Личностные: понимают важность присущих человеку отличительных особенностей: речи, мышления, памяти, позволяющих ему творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.

Ход урока

I. Сообщение темы и содержания урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться проводить опыты. Нам необходимо быть особо внимательными, сосредоточенными, наблюдательными. Эти качества помогут обобщить увиденное и правильно сформулировать выводы.

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику (с. 8–9).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Расскажите, что делают Маша и Миша. (Маша проводит опыт. Она пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы. А Миша наблюдает за Машей.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 8, они помогут нам в ходе проведения опытов.

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 9. Что здесь изображено? (Органы чувств.) Назовите органы чувств.

– Обратите внимание на условный знак. Что он обозначает? (Это значок «работа в парах».)

2. Правила проведения опытов.

1) Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.

2) Опыт проводится детьми по очереди: первым экспериментирует тот, кто сидит ближе к двери классной комнаты, а другой наблюдает; во время второго опыта учащиеся меняются ролями.

3) После выполнения задания ученики молча берутся за руки и поднимают их вверх, показывая этим, что работа завершена. По разрешению учителя они подходят к столу и производят замену «лабораторного оборудования».

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо (поворот вправо),

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже –

Через левое плечо (поворот влево).

Буквой «л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

3. Проведение опытов (работа в парах).

Рекомендации. Для первого опыта готовится несколько непрозрачных мешочков или коробок из-под обуви, в которых сделано отверстие для детской руки. В мешочки (коробки) помещается набор предметов, которые ученики будут определять на ощупь. Это могут быть счетные палочки, ключик, колечко, шишка, катушка ниток, круглый шарик и др. Если класс небольшой, то каждой паре можно подготовить свой набор предметов.

Для второго опыта понадобятся стаканчики с холодной и теплой водой. Они стоят на подносе на учительском столе.

Для третьего опыта нужны тарелочки с семенами злаков (овес, пшено, рис, пшеница).

4. Обсуждение результатов проведенных опытов.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос