Окружающий мир. 2 класс: система уроков по УМК "Перспективная начальная школа". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-464 |
Авторы-составители | Гулуева Т. С., Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
На диске представлены подробные поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией "Перспективная начальная школа". Поурочные планы ориентированы на работу по учебнику:
- Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.
Материалы диска раскрывают виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 2. Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы (экскурсия)
Урок 2
Мишины вопросы.
Мир живой и неживой природы
(экскурсия)
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умений находить взаимосвязи живой и неживой природы; учить узнавать растения и животных данной местности.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся находить взаимосвязи живой и неживой природы, узнавать растения и животных данной местности, называть отличительные свойства природных объектов и изделий; получат возможность научиться характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, приводить соответствующие примеры; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Коммуникативные: рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Какие книги вы читали? Что вам больше всего понравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?
II. Экскурсия.
– Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает!
Перечислите все, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, камень, солнце.)
– Вы назвали много предметов. Природа – это все, что не сделано руками человека. Все, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)
– Назовите объекты неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)
– Подставьте щечки солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)
– А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому было жарко.)
– Посмотрите на небо. Что вы там видите?
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
– Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)
– Какие облака вы видите осенью? (Серые.)
– Что это:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер.)
– Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья, по небу плывут серые облака, часто идёт дождь, становится прохладнее.)
– Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)
– А почему вы не видите звезды? (Солнце яркое, поэтому звезд не видно.)
– Что придет на смену солнцу? (Луна.)
– Что происходит в природе с наступлением ночи?
– Что бы произошло, если бы всегда был день или всегда была ночь?
– Очень много вопросов, на которые мы ответим на следующих уроках. А вы сможете ответить на Мишины вопросы?
Урок 3. Советы старших
Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний учащихся о научно-познавательных книгах, развития умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся работать с книгами и справочниками учебника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); вступать в беседу на уроке.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности (знакомство с героями интриги как способ вхождения в урок); готовность к сотрудничеству, дружбе.
Оборудование: выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Отгадайте:
Поселились мудрецы Говорит она беззвучно,
В застекленные дворцы, А понятно и не скучно.
В тишине наедине Ты беседуй чаще с ней –
Открывают тайны мне. Станешь вчетверо умней.
(Книги.) (Книга.)
II. Формирование новых знаний.
– Чтобы ответить на Мишины вопросы, необходимо поискать ответы в книгах. Рассмотрите внимательно ваши учебники, тетради, хрестоматию, атлас. Обратите внимание на выставку книг, которые тоже помогут ответить на вопросы Миши, – это энциклопедии, словари-справочники.
Книги – наши помощники. Какие пословицы о книгах вы знаете?
· Книга – твой друг, береги ее.
· Кто много читает, тот много знает.
· С книгой жить – век не тужить.
· Книга поможет в труде, выручит в беде.
· Хорошая книга – мой спутник, мой друг, с ней интересней досуг.
· Чтение – лучшее ученье.
– Очень трудно представить жизнь без верного друга – хорошей книги. На свете существует множество книг – и маленьких, и больших. Каждая из них открывает нам путь в мир знаний.
Но невозможно иметь все книги. Есть специальное место, где хранятся тысячи, а может миллионы книг. Как называется это место? (Библиотека.)
О сколько в этом доме книг!
Внимательней всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой,
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг.
Увидишь древние костры,
Что скифы разожгли,
Увидишь дальние миры,
Невидные с Земли.
Во все, во все проникнешь ты, –
В столетия вперед,
И человеческой мечты
Увидишь ты полет.
И глубь небес, и ширь полей
Ты сможешь ощутить…
Ну как, скажи, таких друзей
Навек не полюбить?
Ю. Леонов
– Книги – это огромная ценность. И относиться к ним надо бережно. Чтобы книги, которыми мы пользуемся, не были на нас в обиде, прочитаем, как надо обращаться с ними.
1. Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.
2. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.
3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.
4. Не перегибай книгу по корешку.
5. Не пиши и не рисуй в книге.
Урок 4. Осенние работы на пришкольном участке (экскурсия)
Урок 4
Осенние работы на пришкольном участке
(экскурсия)
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, для выявления знаний об изменениях в природе, происходящих с наступлением осени; дать представление об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы; способствовать развитию наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся кратко характеризовать сезонные изменения, устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; получат представление об отдельных видах труда, связанных с природой, о значении этого труда.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; отвечать на вопросы по теме наблюдения; получат представление об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от встречи с коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.
Ход урока
Рассказ учителя.
– Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других устанавливал сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия.
Такие наблюдения за явлениями живой и неживой природы, позволяющие составлять прогнозы, важные для хозяйственной деятельности людей, стали основой науки фенологии. Может, кому-то покажется странным, что в наше время – в век компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники – люди обращаются за прогнозами к растениям. Но ничего удивительного в этом нет. Достаточно вспомнить, что кроме очень сложной медицинской техники и большого количества искусственно приготовленных лекарств незаменимыми для лечения человека остаются лекарственные травы, целебные воды природных источников и исцеляющий воздух курортов. Так и фенология – наука, основанная на наблюдениях за явлениями природы, – остается незаменимым подспорьем для человека.
На чем же основываются предсказания по природным приметам? Дело в том, что в природе очень многие явления связаны между собой: от того, когда наступили холод или жара, меняются сроки цветения растений, от развития растений зависит жизнь многих животных и т. д. Например, перед изменениями погоды становится иным давление воздуха. Это чувствуют насекомые, и у них изменяется высота полета. Вслед за ними поднимаются или опускаются птицы, питающиеся насекомыми. Человек, наблюдая за полетом птиц, может предсказать погоду.
– Какие приметы вы знаете?
· Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
· Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
· Листопад проходит скоро – зима будет холодная.
· Пока лист с вишен не опал, выпавший снег растает.
· Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
· Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, тёмные и чёрные – к дождю.
– Рассмотрите деревья вокруг вас. Какие вам знакомы?
– Какие кустарники вы видите и знаете?
– Как нужно охранять растения? (Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.)
– Нельзя также рвать травянистые растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые человек выращивает специально для этого. Назовите их.
– Изменились ли листья деревьев и кустарников с приходом осени? (Пожелтели листья, начали опадать; стало меньше травы, многие растения увядают.)
– Почему мы мало видим животных? (Растения живут на одном месте, а животные подвижны, к тому же часто очень ловко прячутся. Деревья, кустарники, травы образуют как бы дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом.)
– Как нужно вести себя в лесу, парке?
Урок 5. Ищем ответы на вопросы в учебнике
Урок 5
Ищем ответы на вопросы в учебнике
Задачи деятельности учителя: способствовать развитию умения работать с книгой как с источником информации.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся выделять важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, по тематическим разделам, в предметных и именных указателях и др.), находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе, определять тип справочной и научно-познавательной литературы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: презентовать научно-популярную книгу: правильно называть автора и заглавие, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.
Коммуникативные: строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру; осознают значение книг в жизни человека; проявляют внимание к способам презентации в жанре научно-популярной литературы.
Оборудование: выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга.)
II. Формирование новых знаний.
– Книга – это верный друг и помощник. Но нужно уметь пользоваться книгой, уметь найти ответы на вопросы.
Рассмотрим, как пользоваться учебником. Что размещено на с. 3? (Оглавление.)
– Что такое оглавление? (Содержание учебника с номерами страниц.)
– Как называется тема на с. 13? («Ищем ответы на вопросы в учебнике».)
– Это наша сегодняшняя тема урока. На какой странице рассматривается тема «Как связаны неживая и живая природа»? (На с. 35.)
– На какой странице обозначена тема «Условия жизни на планете Земля»? (На с. 41.)
– Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Вспомните, что означают эти условные обозначения.
– Что означает знак, нарисованный на с. 13? (Повторение пройденного.)
– На какой странице помещен Словарик? (На с. 122.)
– Что содержится в Словарике? (Слова с пояснениями, толкованиями.)
– Как расположены слова в Словарике? (В алфавитном порядке.)
III. Применение новых знаний.
– Найдите в Словарике слово «планета». На какой странице дан комментарий этому слову? (На с. 125.)
– Прочитайте пояснение.
– Найдите слово «солнце». Где оно записано? Прочитайте толкование.
– Найдите слова «звёзды», «экватор», «атмосфера Земли». Назовите страницы, на которых они объяснены. Прочитайте толкование.
– Рассмотрите внимательно Словарик. На какие буквы нет слов? (Д, е, ж, и, н, р, ф, ч, ш, щ, ю, я.)
– Расположите слова в алфавитном порядке: глобус, бинокль, созвездия, луна, почва, корнеплод, папоротник, водоросли, луч, планеты.
– Если попалось несколько слов на одну букву, как их расположить? (Нужно посмотреть на вторую букву; если и вторая буква одинаковая, то на третью и так далее.)
– Давайте добавим слова в наш Словарик. Для этого будем листать учебник и находить слова, которые выделены крупным шрифтом, а в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находить их толкование.
Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания.
Наблюдение – внимательно следить глазами за кем-нибудь или чем-нибудь.
Выполнение заданий 3, 4 в тетради.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Для чего человеку необходимо уметь работать с книгой? Чем вам поможет сегодняшний урок? Что у вас получилось лучше всего? В чем испытали затруднения? Как оцените свое настроение после урока?
Урок 6. Опыт и наблюдение
Задачи деятельности учителя: создать условия для развития умений проводить опыт и наблюдения по плану; уточнить понятия «опыт», «наблюдение»; объяснить различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование), называть основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: оценивать свои успехи при выполнении практических работ; делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.
Познавательные: различать этапы исследования (от постановки цели до вывода); различать виды оборудования для изучения окружающего мира; объяснять назначение предметов оборудования.
Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.
Личностные: проявляют интерес к изучению окружающего мира.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– На все ли вопросы можно найти ответ в книгах?
– На некоторые вопросы вы можете ответить самостоятельно. Для этого проведём опыты и наблюдения.
II. Формирование новых знаний.
– Посмотрите и скажите, веточки каких деревьев лежат у вас на столе слева. (Сосна и ель.)
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем: как расположены иголочки у сосны? (Они сидят парами.)
– Какие они по длине? (Длинные, узкие.)
– А что скажете про иголочки у ели? (Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие.)
– Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. (Душистые, смолистые.)
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? (Да.)
– Сбрасывают ли ель и сосна хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? (Они не сбрасывают хвою на зиму, но всё же листопад у них идет понемногу и постепенно. На месте опавших хвоинок вырастают новые.)
– Проведем опыт.
В гладкую деревянную дощечку вобьём два гвоздика так, чтобы монетка могла пройти между ними. Возьмём монету щипцами и нагреем её на огне. Теперь монета не проходит между гвоздями. От нагрева она расширилась. Посмотрим, что произойдет с монетой дальше. Через несколько минут монета остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями.
Какой можно сделать вывод? Не только монета, но и все другие твёрдые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
А что произойдет при нагревании с водой? Возьмём колбу, наполним её подкрашенной водой. Закроем ее пробкой с трубочкой. Часть воды войдет в трубочку. На трубочку приклеим бумажку в том месте, до которого дошла вода. Опустим колбу в горячую воду. Что произошло? (Вода в трубочке поднимается.)
– Это происходит потому, что от нагревания вода расширяется. Поставим теперь колбу в тарелку со снегом. Что происходит с водой? (Вода в трубке начнет опускаться.)
– Это происходит потому, что от охлаждения вода сжимается.
Какой сделаем вывод?
Жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
– Мы провели опыты и наблюдения. Что же такое опыт и наблюдение? Откройте свой Словарик. На прошлом уроке мы дописывали некоторые понятия. Найдите их.
III. Применение новых знаний.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
– Сейчас проведем наблюдение и опыт, глядя на представленные в учебнике картинки. Какое наблюдение провел Миша? (Он наблюдал, что вечером с крыши свисают сосульки. А днём, когда светит солнце, они начинают таять.)
– Какой опыт решил провести Миша? (Он обломил сосульку и поместил её в стакан. Стакан поставил около батареи.)
– Что произошло с сосулькой? (Она быстро растаяла.)
– Приведите примеры своих наблюдений и опытов, которые вы проводили с родителями или самостоятельно.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом