Русский язык. 6 класс. Система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-451
Авторы-составители Финтисова О. А., Чермашенцева О. В.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Система уроков. Русский язык. 6 класс. По учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта" серии "Новые стандарты: учимся работать (Планирование учебной деятельности)" создано в помощь преподавателям русского языка.
Предлагаемый диск ориентирован на образовательные учреждения, работающие по системе учебников и содержит сценарии уроков по русскому языку в 6 классе, сгруппированные по темам и составленные по учебнику: Русский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.]; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2011.
Учебные занятия спроектированы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: определены планируемые результаты освоения темы, универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели, продуманы творческие задания.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Слово – основная единица языка

Урок 1
Слово – основная единица языка

Цели деятельности учителя: способствовать созданию положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка, формированию умений орфографического списывания, составления лингвистического рассказа; создавать условия для ознакомления с учебником.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, рассматривают иллюстрации, помещенные в учебнике, самостоятельно грамотно списывают текст, пишут под диктовку, объясняют значение слова бересклет, знают и применяют на практике правила орфографии, составляют рассказ на лингвистическую тему.

Метапредметные:

Личностные – воспринимают речь учителя (одноклассников), выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Наглядность: иллюстрация с изображением попугая, сигнальные карточки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель мобилизует учащихся на урок: проверяет готовность, эмоционально настраивает на урок.

– При входе в кабинет вас приветствовал попугай (картинку с изображением попугая прикрепить на дверь кабинета). У него еще нет имени, мы назовем его на сегодняшнем уроке. Что он делает у нас в кабинете? Он очень любознательный попугай, хочет научиться грамотно писать и говорить, поэтому задает множество вопросов. На уроке мы попытаемся удовлетворить любопытство попугая – ответить на все его вопросы. Скажите, что необходимо ученику, чтобы аргументированно вести диалог, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания? (Надо внимательно слушать, выполнять указания учителя, проявлять старание, терпение при выполнении заданий и упражнений.)

II. Повторение изученного материала.

1. Знакомство с аппаратом учебника.

– Покажите учебники по русскому языку попугаю. У каждой книги есть автор. Найдите, кто написал этот учебник: на странице 2 есть надпись «авторы учебника».

– Наш попугай очень красивый и любит все яркое, красочное. Как вы думаете, какая из иллюстраций учебника ему понравится больше всего? Почему?

(Выслушать несколько ответов, похвалить за наблюдательность, доказательность ответа; объяснить, что в ходе уроков мы будем неоднократно обращаться к этим иллюстрациям.)

– У попугая снова вопрос: он слышал что-то о причастии, знает, что об этом написано в нашем учебнике. Помогите ему, скажите, на какой странице об этом можно прочитать. Где мы об этом можем узнать? (В конце учебника, в оглавлении, где указаны названия параграфов и страницы их расположения. О причастии написано на с. 164.)

2. Орфографическое письмо.

– Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – вот цель уроков русского языка. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М. Дудина и скажите, о чем в нем идет речь.

Ты – тверд и гибок, нежен и силен,

Ты – соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

– Какое слово вам непонятно? (Бересклет.)

– А догадаться можете, что это? (Это название дерева.)

– Запишите этот отрывок из стихотворения и подумайте, как оно соотносится с темой нашего урока. А какова тема нашего урока? (Слово – основная единица языка.)

– А как вы узнали? (Прочитали запись на доске.)

– Какая информация еще записана? (Число и вид работы.)

– Перепишите аккуратно и грамотно в тетрадь.

(Проверка записи у нескольких учеников, обязательно отметить аккуратность, грамотность выполнения работы.)


Урок 2. Роль слова в жизни людей

Урок 2
Роль слова в жизни людей

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умений составлять лингвистический рассказ, работать с учебником и схемой; создавать условия для орфографического списывания, обучения на основе понимания системы языка.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, самостоятельно аккуратно и грамотно списывают текст, объясняют значения слов, выполняют комплексный анализ слова, показывают взаимосвязь разделов о языке.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, осуществляют взаимопроверку.

Оборудование, наглядность: иллюстрация с изображением попугая, схема «Разделы лингвистики».

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

– Прочитайте тему урока. Исходя из ее названия, подумайте и скажите, какие задания и упражнения будем выполнять на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения домашнего задания: аккуратность, грамотность записи текста.

(Если взаимопроверка по каким-либо психологическим причинам нежелательна, то проводится самопроверка.

Отметить тех учащихся, у кого правильно выполнено задание, может прилетевший попугай.)

– На прошлом уроке мы говорили о том, что может слово: слово может соединить и разъединить людей, оно может служить любви, а может – вражде и ненависти, в зависимости от того, что человек говорит и как он это делает. Вы обращали внимание на то, что очень важно думать, прежде чем говорить, и приводили доказательства этому: народные изречения, случаи из личного опыта. Дома вы составляли рассказ на тему «Роль слов в жизни людей».

Учащиеся повествуют рассказ на лингвистическую тему.

– В ходе урока мы продолжим дополнять информацию о роли слов в жизни людей.

III. Повторение изученного материала.

1. Орфографическое списывание.

(Списывание проводится на усмотрение учителя: или текст из еще не сделанного упражнения, или стихотворение с доски.)

Из древних уральских руд,

Когда –

Не скажу я точно,

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

«Останется жить в веках

Надежное это слово!»

Вместе со словами: мать,

Правда,

Народ,

Россия –

Пойдет да пойдет шагать,

Все зло, что ни есть,

осиля.

(Л. Татьяничева.)

– Объяснить значение выделенных слов (переносное значение).

– Дополнить этой информацией свой рассказ о роли слов в жизни людей.

2. Работа с учебником и по схеме.

– Попугай интересуется, что обозначает эта схема.


Урок 3. Части речи и члены предложения

Урок 3
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умения различать части речи и члены предложения; создавать условия для отработки норм правописания, умения определять части речи и члены предложения, повторения орфографических правил и орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, выполняют комплексный анализ слова, знают и определяют в тексте части речи, члены предложения.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование, наглядность: иллюстрация с изображением попугая, сигнальные карточки.

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

Предложить учащимся самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить? (Какие бывают части речи, члены предложения, как и зачем их различать?)

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение разных видов разбора слова грустна (запись на доске).

2. Ознакомление с текстом из упр. 7.

– Назовите, к какой части речи относятся слова в этом тексте.

(Предварительно можно перечислить все части речи: их 10, как и пальцев на руках; загибаем 6 пальцев – это самостоятельные части речи, из них четыре – именные (со словом «имя») + глагол + наречие и четыре – служебные части речи. По этому вопросу спросить как можно больше учащихся в течение всего урока, начать спрашивать можно еще до урока при входе в класс: правильный ответ – разрешение войти, остальные учащиеся слушают, вспоминают.)

III. Повторение изученного материала.

1. Разминка «Найди лишнее». (Задание предлагает попугай.)

Глагол, наречие, дополнение.

Подлежащее, дополнение, сказуемое.

Союз, глагол, местоимение.

Определение, предлог, обстоятельство.

– Самостоятельно составьте 2 подобные цепочки, используя информацию из упражнения 85, с. 39.

2. Исследование языкового материала.

– Знания в области какого раздела лингвистики нам потребуются, чтобы определить часть речи? (Морфологии.)

· Упр. 83 (п. 4): устно по «цепочке» определить, к какой части речи относятся слова (пишет, пишем, письмо, письмами).

· Упр. 84 (п. 4): записать в тетради и на доске; определить части речи и их синтаксическую роль в предложении, синтаксическую роль слов (по образцу на с. 39).

· Упр. 87: устно по «цепочке» назвать существительные, глаголы, прилагательные; перечислить оставшиеся неназванные слова, объяснить, почему их не назвали.

· Упр. 86: подчеркнуть члены предложения, указать части речи всех слов (письменно).

IV. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Какие умения и навыки приобрели на уроке? Что было самым ценным из услышанного?

Предложить учащимся оценить свою деятельность на уроке при помощи сигнальных карточек соответствующих цветов.

Домашнее задание: упр. 88 (задание по аналогии с классной работой), упр. 89, 91, 93 – выполнить карандашом в учебнике.


Урок 4. Части речи и члены предложения

Урок 4
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель деятельности учителя: создавать условия для отработки умений различать и определять части речи и члены предложения; орфографических правил написания глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, выполняют синтаксический разбор предложения, творческое задание, знают и определяют в тексте части речи, члены предложения, определяют орфограммы в глаголах (написание -тся, -ться, безударных гласных в окончаниях глаголов, мягкого знака после шипящих, проверяемых безударных гласных в корне).

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование, наглядность: карточки-подсказки, иллюстрация с изображением попугая.

Работу по теме урока можно начать до звонка: пропуск в кабинет – правильное перечисление самостоятельных или служебных частей речи, главных или второстепенных членов предложения.

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока, постановка целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

· Упр. 93.

– Вот и наш попугай. Он сомневается, правильно ли сделано им упр. 93. Помогите ему: читаем полностью предложение, первый отвечающий может выбрать предложение, которое он будет читать.

· Упр. 88. Выполнение синтаксического разбора (можно без характеристики) предложений (на доске).

· Упр. 89. Нахождение основы предложения, местоимений (во втором абзаце – он), глаголов (занимался, строил) в предложениях.

– Сегодня на уроке основное внимание будем уделять глаголам и их написанию.

III. Исследование языкового материала.

1. Работа по учебнику: выполнение упр. 90 на с. 41, 299 на с. 133.

– Из упр. 90 прочитать только глаголы. Какие орфограммы встретились в этих глаголах? (В первом глаголе написание -тся и -ться: не буду обижаться.)

– Сразу вопрос: как их различать?

(Нужно сказать, что, несмотря на кажущуюся простоту правила, по количеству ошибок эта орфограмма в числе первых.)

– Найти в упр. 299 (с. 133) глаголы с этой орфограммой.

– Какие еще орфограммы встретились в словах? (Встретилась орфограмма «Безударная гласная в окончании глагола». Это слова борются, держишься.)

– Эти слова записать, по карточке-подсказке объяснить написание (возможно в виде цепочки):

держ..шься → держаться → искл. → II → и → держишься.

(В словах съешь, сберечь, держишься обнаружили орфограмму «Написание мягкого знака у глаголов после шипящих».)

Предложить учащимся по карточке-подсказке сформулировать основное правило: у глагола после шипящих в конце слова всегда пишется мягкий знак. Записать слова: съешь, сберечь, держишь. Найти слова с этой же орфограммой, но в других частях речи, записать, указав часть речи, проверить по карточке-подсказке (глушь (сущ., 3-е скл.), много встреч (сущ., мн. ч.).

2. Закрепление изученного материала.

Упр. 95, с. 43–44.

– Найдите все глаголы. Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Проверяемая безударная гласная.)

Записать словосочетания с глаголами, выделить корень, проверяя правильность написания. Образец можно дать на доске, далее – самостоятельно:

3. Творческое задание.


Урок 5. Развитие речи. Стили речи. Повторение

Урок 5
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ

Цели деятельности учителя: создавать условия для повторения и закрепления знаний о стилях речи; способствовать формированию умений определять стиль речи текста, выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей, отмечая стилевые языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные – ориентируются на страницах учебника, знают особенности научно-делового, художественного и разговорного стилей, определяют стилистическую принадлежность текста, составляют речевую ситуацию согласно речевой задаче, используя соответствующие языковые средства, находят средства выразительности, самостоятельно аккуратно и грамотно списывают текст.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – формулируют учебную задачу, структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, работать в паре.

Оборудование, наглядность: карточка-подсказка «Стили речи» (см. Приложение).

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи.

– Один раз в неделю (например, по пятницам) уроки будут особенными – это будут уроки по развитию речи. Мы будем изучать строение текста, цель его написания, а самое главное – будем учиться создавать свои тексты в разных стилях речи.

II. Повторение изученного материала.

1. Исследование схемы.

– На уроках в 6 классе мы повторим то, что знаем об особенностях художественного и разговорного стилей, узнаем характерные особенности научно-делового стиля. Перечислите, о каких особенностях стиля речи вообще можно рассказать: где используется, каковы задача речи и речевая ситуация, какие языковые средства используются. Допишите в свою схему речевую ситуацию, характерную для научно-делового стиля. Эту информацию можно найти на с. 9, 76–77.

2. Анализ языковых явлений.

· Упр. 18, 19, по заданию (устно): выразительное чтение, составление речевой ситуации, определение стиля речи.

· Работа в паре: нахождение средств выразительности. В первом тексте – эпитет добрые глаза, однородные члены предложения в описании внешности пуделя, эмоционально-окрашенные слова, например глядели умильно. Во втором тексте – обращения, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (голенькая, Машенька), глаголы с приставкой по-, обозначающей начало действия, побудительные восклицательные предложения.

3. Текст в разговорном стиле.

Упр. 15: чтение; приведение доказательства, что данный текст разговорного стиля; нахождение слов вежливости, смягчающих общение.

4. Комплексная работа с текстом.

Упр. 20: выразительное чтение; определение стиля речи; нахождение слов и выражений, помогающих автору изобразить картину (лес, точно терем; березы; как вышки, елочки; клены, листва), передать отношения (веселая стена, елочки); запись текста (орфографию при необходимости можно обсудить заранее, чтобы не испортить эмоциональный настрой).

III. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Какие умения и навыки приобрели на уроке? Что было самым ценным из услышанного?

Предложить учащимся оценить свою деятельность на уроке при помощи сигнальных карточек соответствующих цветов.

Домашнее задание: закончить работу, выполнив задание 4 (до текста) и 1 (после текста), упр. 21 (на урок 10).

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.