Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по учебникам под редакцией М. М.Разумовской, П. А. Леканта. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
81 руб.
-10%
72,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-284.2
Авторы-составители Финтисова О. А.
Издательство Учитель, 2022
Серия Поурочное планирование
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Русский язык. 7-9 классы: поурочные планы по учебникам под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта" серии "Поурочное планирование" содержит конспекты уроков по русскому языку, составленные опытными учителями-словесниками в соответствии с учебниками:
1. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2011
2. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2011.
3. Русский язык. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2011.
Материалы уроков для 7-8 классов соответствуют требованиям программы основного общего образования.
Поурочное планирование для 9 класса конкретизирует информационно-методическую основу по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На диске содержатся основные теоретические сведения, разнообразный дидактический материал (карточки для устного опроса, задания творческого характера, развивающие игры), а также проверочные и контрольные работы.
Каждый урок направлен на достижение определенной цели в процессе овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по следующим направлениям: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.
Представленные разработки уроков помогут начинающим учителям-словесникам найти свой подход к проведению урока, выбрать оптимальные формы работы. Пособие будет полезно опытным преподавателям русского языка, а также студентам педагогических учебных заведений.

Поурочное планирование обновлено в соответствии требований новых стандартов.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Язык как развивающееся явление

У р о к 1* (см. Примечание)

ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

Цели:

1. Создание положительного настроя на изучение русского языка в 7 классе.

2. Знакомство со структурой учебника.

3. Закрепление умения производить орфографическое списывание.

4. Формирование умения создавать лингвистический рассказ.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Я рада встрече с вами, рад и наш кабинет: посмотрите, как приветливо зеленеют цветы, а с доски вам улыбается солнышко. Я надеюсь, что именно такое настроение будет на наших уроках. И мы с вами будем друг друга радовать: как вы думаете, чем вас буду радовать я? Интересными заданиями, понятными объяснениями. Чем – вы? Умными вопросами, заинтересованностью в получении знаний, успехами в изучении русского языка. И тогда, действительно, солнышко нам будет улыбаться даже в самый хмурый день.

Знакомство с аппаратом учебника.

Учебник по своей структуре похож на учебники предыдущих лет. Новое – цифра «7» на обложке учебника. А это значит, что вы повзрослели еще на один год. И это последний год, когда мы изучаем новые правила по орфографии русского языка.

II. Актуализация знаний.

1. Б е с е д а.

– Скажите, мы разговариваем сейчас так же, как наши предки? Таким же языком княгиня Ольга раздавала приказания своей дружине? Так же ли Петр I, как мы сейчас, разговаривал с боярами? А Ломоносов, шедший с обозом в столицу, создавший первый учебник по русской грамматике, все понял бы сейчас в нашей речи? Нет, язык изменяется, развивается с течением времени. Это тема нашего урока. Число, вид работы, тему урока записываем посредине строчки (на доске желательно постоянно в одном и том же месте), между работами – 2 строчки. Слово «тема» не пишем, кавычек в названии темы нет.

2. Чтение и анализ лингвистического текста.

1) Упр. 1(1). Выразительно прочитайте; объясните, как этот текст соотносится с эпиграфом перед параграфом (подтверждает мысль эпиграфа, раскрывает ее). Приведите свои примеры развития языка.

2) Чтение и устный пересказ текста из упр. 1(2).

III. Повторение изученного.

– Конечно, язык развивается, меняется. Но книги остаются, несмотря на телевидение, Интернет и т. д. О роли книги в ее жизни писала Марина Цветаева в стихотворении «Книги в красном перелете». О каких книгах какого писателя она писала? (О книгах Марка Твена.) Первые 2,5 абзаца записаны на доске, остальное читается:

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

Уж поздно! Мама, десять строк!..

Но мама, к счастью, забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»…

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Орфографическое списывание. Записать первые 2,5 абзаца с доски, графически (где возможно) объяснить написание подчеркнутых букв и знаков препинания.

Объяснение вслух.

IV. Домашнее задание: ЗСП-1 записать без ошибок, придумать 3–4 предложения, включив слова из ЗСП в причастные и деепричастные обороты.


Урок 2. Этимология как раздел лингвистики

У р о к 2

ЭТИМОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ

Цели:

1. Введение понятия об этимологии как науке.

2. Формирование умения пользоваться этимологическим словарем.

3. Повторение орфографических и пунктуационных норм и правил.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ на лингвистическую тему о развитии языка.

II. Изучение нового материала.

1. Прочитайте тему урока и вспомните, что изучает этимология. Если трудно – в помощь информация учебника на с. 4.

2. На доске запись стихотворения С. Крыжановского:

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» –

«Вран» и «ворон»,

«Молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Задание. Выразительно прочитайте. Какие слова «обжигают горло», по выражению поэта? Почему? Языковое явление, примеры которого приводит поэт, называется полногласием и неполногласием. Слова с неполногласием придают тексту торжественность. Приведите примеры таких слов (ворота – врата, золото – злато, берег – «о брег песчаный и пустой»). В начальной школе вы заучивали написание слов «воробей», «молоко», «сорока». Как бы сейчас вы объяснили их написание? Это исконно русские слова с полногласием «оро» – «оло». Что дает изучение этимологии слов? Как сформулирована основная мысль в стихотворении? Запишите последние три строчки. Они станут эпиграфом нашего урока.

Дополнительное задание: попутно объясните, что общего в словах с подчеркнутыми буквами? Они имеют корни с чередованием гласной, пишутся по правилу «ослика»: ослик говорит: «иа», то есть пиши «и», если после корня «а», а слово «сочетание» – исключение.

III. Актуализация знаний.

1. Работа с этимологическим словарем.

Упр. 2 устно по словарю (с. 306–307) по цепочке, затем записать слова, подчеркнуть вставленные буквы.

Упр. 6 (2) – самостоятельно. Чтение – проверка.

2. Комплексный анализ текста.

Выразительно прочитать.

Определить тему и основную мысль.

Объяснить знаки препинания в конце первых трех предложений (многоточие показывает, что перечень слов с этим корнем можно продолжать, он не закончен; восклицательные знаки передают чувства автора), в 5-м предложении – тире между подлежащим и сказуемым.

Задание 2 письменно (если времени остается мало – устно).

Задание 3 на доске и в тетради; можно добавить словообразовательный разбор.

IV. Домашнее задание: устно упр. 5 (1), письменно упр. 3, слова из ЗСП-1 приготовиться писать под диктовку.


Урок 4. Развитие речи. Стили речи

У р о к 4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ

Цели:

1. Повторение и обобщение изученного материала о стилях речи.

2. Формирование умения строить высказывание научного стиля по схеме.

3. Закрепление умения производить стилистический анализ текста по плану.

Ход урока

Запись темы урока.

I. Вступительная беседа.

Игра «Аукцион».

Задание: вспомните все, что вы знаете о стилях речи. Например, их названия, особенности (где применяется, задача стиля речи, какие средства языка используются, в какой обстановке). Условие одно: не повторять; право слова имеет в первую очередь еще не говоривший. Желательно кратко сформулировать свой ответ.

II. Лингвистическая разминка.

Задание: запишите в столбик названия стилей речи, о которых пойдет речь:

1) задача речи этого стиля – сообщение и объяснение (научный);

2) используется в объявлениях и заявлениях (деловой);

3) речевая ситуация: 1–1 в неофициальной обстановке (разговорный);

4) в тексте этого стиля обилие слов в переносном значении, эмоционально окрашенных слов (художественный);

5) в тексте этого стиля может прозвучать призыв: например, защищать беспризорных детей (публицистический).

III. Актуализация знаний.

1. Составление лингвистического рассказа по схеме (упр. 8, 9) с использованием в ответе различных синтаксических конструкций.

2. Дописывание строчек.

Задание: рядом с названием стиля напишите пример сферы употребления этого стиля. Например, публицистический – заметка в газете. Можно смотреть карточку-подсказку № 10.

3. Чтение схем речевой ситуации.

Упр. 10: прочитать схему, придумать речевую ситуацию. Например, разговорный стиль: беседа двух подружек об увиденном фильме. Вопрос: может ли информация о фильме быть передана другими стилями? Какими?

4. Анализ текста.

Упр. 11: прочитать выразительно; устно назвать стили речи, использованные в тексте (художественный и научный).

Задание письменное: выписать по одному примеру-фрагменту. Подчеркнуть слова в переносном значении.

IV. Закрепление.

1. Творческое письмо по заданию.

Письменно два текста об одном и том же предмете или явлении (тему можно определить общую или предложить каждому выбрать себе) разными стилями. Например, художественным и разговорным, научным и разговорным, деловым и разговорным. Объем текста – 2–3 предложения.

2. Анализ созданных текстов (по упр. 14 устно).

V. Домашнее задание: упр. 13 письменно.


Урок 5. Звуковой анализ слов

У р о к 5

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Цели:

1. Повторение и обобщение изученного по фонетике и орфоэпии.

2. Ознакомление с приемом звукописи.

3. Формирование умения характеризовать звуки.

О б о р у д о в а н и е: карточки с представленными словами для закрепления правильного орфоэпического произношения.

Ход урока

I. Оргмомент (урок можно начать так же, как предыдущий).

II. «Орфографическая дуэль».

– Сегодня мы «сражаемся» со словами из ЗСП-1 и упр. 41. Я верю, что вы целыми и невредимыми останетесь после «дуэли».

Диктовка. Самопроверка, самооценка.

Записать слова, в которых ошиблись.

III. Фонетическая разминка.

1. На доске (2–3 человека) фонетический разбор слов из упр. 23. Транскрипцию слова «елочка» можно посмотреть в упр. 33, слово «окрестность» по аналогии со словом «местность» из упр. 22, окончание слова «учиться» – там же по слову «решаются», в слове «трясина» буква «я» дает звук [иэ].

2. Одновременно характеристика звуков, записанных на доске: [щ’] – согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий; [й’] – согласный, всегда мягкий, звонкий; [б’] – согласный, парный звонкий, парный мягкий; [м] – согласный, всегда звонкий, парный твердый, сонорный.

3. Упр. 30: выразительное чтение, определение основной мысли, анализ особенностей произношения выделенных слов, задание 2 письменно.

IV. Актуализация знаний.

– Послушайте стихотворение К. Бальмонта; скажите, в чем его особенность:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,

Отдаваясь воле волн.

Месяц матовый взирает,

Месяц горькой грусти полн.

– Мы не столько вдумывались в смысл слов, сколько вслушивались в звуки, многократно повторяющиеся. Перечислите, какие запомнили: [в’] и [в], [б] и [б’], [ч], [м] и [м’].

– Об этом явлении рассказано на с. 18 в информации «Возьмите на заметку».

Выразительно прочитать; затем выполнить устно упр. 37, 38, 39. В упр. 39 задание 3 письменно (уж[ш], дыш[ш]ало, ос[с’]енью, с[с]олныш[ш]ко, блис[c]тало, короч[ч]е, с[с]тановилс[c’]я и т. д.)

V. Домашнее задание: упр. 28, 35, 36.


Урок 6. Способы словообразования

У р о к 6

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Цели:

1. Повторение и углубление знаний о словообразовании.

2. Закрепление умений определять способ словообразования, писать сложные слова.

4. Определять средства выразительности в стихотворении.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: Найди лишнее:

1) [ч’], [ш’], [м’], [щ’] (имеет парный твердый звук);

2) [э], [й], [о], [у] (согласный);

3) [з], [н], [с], [г] (глухой);

4) я, ю, к, б, ъ (не имеет звука).

II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 35 (2) – устно: задание, похожее на задание разминки тем, что надо определить звук, охарактеризовать его (устно). Чтение, характеристика. Обязательно спросить, кто испытывает затруднения, так как подобное задание – в контрольной работе.

2. В тексте упр. 36 (отрывок из стихотворения Ф. Тютчева) найдите средство выразительности, придающее динамичность описанию: сравнительный оборот «как бы резвяся и играя», в предложении это обстоятельство.

III. Исследование языкового материала.

Задание 1: найдите слова в переносном значении (определите, какое это средство выразительности) в отрывках из стихотворений С. Есенина в упр. 47: 1) метафора, 2) олицетворение, 3) эпитет, 4) олицетворение («морозом подожженная»).

Задание 2:

1) прилагательное «волноватый» образовано, как многие прилагательные, по модели: прилагательное + например красноватый, беловатый и т. д.

2) «зеленистый»: сущ. + например .

3) «голосатые»: сущ. + , например и т. д.

4) существительное «листолёт» образовано путем сложения по схеме , например самолет, вертолет и т. д.

IV. Углубление знаний.

1. Б е с е д а.

– Выполняя 2-е задание, знания из какого раздела лингвистики мы применили? (Словообразование.)

– Вспомните и перечислите способы словообразования.

– Проверьте свои знания по схеме упр. 42.

– Приведите примеры к каждой модели.

2. Устно упр. 43, 45, 46 (по цепочке).

3. Упр. 48 письменно (5–6 слов), упр. 50 (5–6 слов) самостоятельно.

4. Упр. 52 устно (по цепочке), записать 3 словосочетания с существительными разных родов.

V. Домашнее задание: упр. 44, 53 письменно, упр. 51 (приготовиться писать под диктовку).

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.