Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе

Снято с продажи
Код 4458
Авторы-составители Николкина Т. А.
Издательство Учитель, 2021
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
ISBN 978-5-7057-3095-7, 978-5-7057-5012-2
Страниц 132
УДК 372.21
Штрихкод 9785705730957, 9785705750122
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 93 г
В пособии представлена система занятий изобразительной деятельностью детей подготовительной группы, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ДО
к содержанию и планируемым результатам дошкольного образования.
В предлагаемых занятиях, составленных на основе практического опыта
и включающих рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование, беседы об искусстве, задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" решаются комплексно, во взаимодействии образовательных областей: "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие". Определены планируемые образовательные результаты освоения содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", цели педагогической деятельности, виды детской деятельности, что позволит педагогам обеспечить системно-деятельностное образование детей.
Предназначено воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, рекомендовано родителям.

Подробное описание

введение

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.

Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается в том числе и в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Её содержание направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через:

· развитие продуктивной деятельности детей;

· развитие детского художественного (изобразительного, музыкального, игрового, конструктивно-модельного) творчества;

· приобщение к изобразительному искусству.

В предлагаемых конспектах занятий задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» решаются комплексно, в ходе освоения других образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.

Особое внимание в пособии уделено эстетическому и полихудожественному развитию детей средствами искусства и действительности.

Рассматривая искусство как особую форму познания и отражения жизни в художественных образах, как важнейшую часть культуры и средство нравственно-эстетического, эмоционального и художественного развития детей, автор-составитель переносит акцент с узких задач (обучение элементарным навыкам изобразительной деятельности) на более широкие цели. Направлены они на развитие художественного восприятия и различных видов художественной деятельности, но прежде всего на нравственно-эстетические, общечеловеческие ценностные ориентации, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, выраженным в произведениях художественного творчества языком искусства. Предусмотрено также и последовательное развитие познавательных и творческих возможностей каждого ребенка через интеграцию различных видов искусства.

Помимо интеграции искусств, в художественном развитии очень важна взаимосвязь и взаимодействие ребенка с близким ему природным окружением.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев... Развитие у детей умения «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», эмоционально откликаться на красоту природы и отражать свои впечатления в рисунке – важная задача педагога.

Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе произведений народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…» (К. Д. Ушинский).

Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.

Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё наполнено светом, все радует взор красочностью. Поэтому декоративному рисованию отводится особое место в пособии.

Любая художественная деятельность детей должна носить вариативный характер, рождать эмоции, чувства. Ребенок с самых первых лет своей жизни находится на известной «эстетической стадии» детства, поскольку по своей природе он в равной степени предрасположен к разным видам искусства (полихудожественен). Поэтому каждое занятие с детьми, деятельность ребенка, планируемая воспитателем, должны опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления. Исходя из этого положения, воспитатель должен развивать у детей способность естественно, радостно существовать в процессе художественной деятельности, чтобы они получали удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. И в общем, и в художественном развитии принципиально важно, чтобы дети по возможности стали свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Слова, звуки, движения, цвет и форма должны возникать у них на глазах в живом явлении, их собственными силами и действиями, творчески выражаться в рисунках, музыкальных импровизациях, в языковой фантазии. Только таким образом одновременно включаются различные механизмы художественно-образного освоения действительности и искусства. Внутренне соприкасаясь друг с другом, механизмы эти будут интегрироваться в одной личности и окажут своеобразное влияние на ее полихудожественное развитие.

Решая задачу передачи и приумножения опыта творческой деятельности, педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует стремление быть оригинальным в выборе сюжета, использовать адекватные средства выражения (цвет, линию, объем и т. п.) для осуществления своего замысла; учит давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, проявлять инициативу и самостоятельно выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рассматривать книги по искусству; помогает реализовать творческую индивидуальность (я – художник, зритель, критик).

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.

В предлагаемых конспектах большое внимание уделено обучению детей способам деятельности. Автор-составитель ориентирует педагога на формирование у детей умений и навыков, необходимых для осуществления творческих замыслов в различных видах художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной.

Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнить работу, объективно оценивать свои старания. Педагог должен помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

При организации занятий изобразительной деятельностью необходимо соблюдать ряд принципов:

 тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой;

· активное включение детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

· создание эмоционально положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;

· индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его предпочтений, склонностей, интересов;

· бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;

· использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.

Материал пособия поможет педагогам обогатить содержание работы с детьми, удовлетворить их потребность в познании, созидании и творчестве, а также решать задачи, поставленные ФГОС ДО:

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Содержание

введение    3

Декоративное рисование

Занятие 1. Тема: Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур    8

Занятие 2. Тема: декоративное рисование орнамента в квадрате    13

Занятие 3. Тема: Рисование узора в полосе из чередующихся растительных элементов    18

Занятие 4. Тема: Декоративное рисование орнамента в квадрате    23

Занятие 5. Тема: Декоративное рисование. Снежинка    28

Занятие 6. Тема: Декоративное рисование орнамента из веточек с листочками в квадрате    32

Рисование с натуры

Занятие 1. Тема: Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала    36

Занятие 2. Тема: Рисование с натуры светофора    42

Занятие 3. Тема: рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»    47

Занятие 4. Тема: Рисование с натуры игрушки-кораблика    50

Занятие 5. Тема: Рисование с натуры портфеля    54

Занятие 6. Тема: Рисование с натуры доски для резания овощей    59

Занятие 7. Тема: Рисование с натуры белого гриба    63

Занятие 8. Тема: Рисование с натуры игрушки-рыбки    67

Занятие 9. Тема: Рисование с натуры. Ёлочные украшения    71

Занятие 10. Тема: Рисование с натуры предметов округлой формы. Бусы    75

Тематическое рисование. Беседы об изобразительном искусстве

Занятие 1. Тема: Картина И. и. шишкина «рожь»    80

Занятие 2. Тема: Картина И. И. Левитана «Золотая осень»    84

Занятие 3. Тема: Картина А. К. Саврасова  «Грачи прилетели»    89

Занятие 4. Тема: Творчество И. И. Левитана    93

Занятие 5. Тема: Композиция «Рыбки в аквариуме среди водорослей»    98

Занятие 6. Тема: Композиция «Новогодняя ёлка»    101

Занятие 7. Тема: Композиция «Cнежная баба»    105

Занятие 8. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок»    109

Н. В. Субботина

Занятие 9. Тема: Фантастическое животное    113

Занятие 10. Тема: Осенние листья    118

С. А. Казначеева

Занятие 11. Тема: Солнечные блики на воздушных шариках    122

Н. Н. Гладышева

Занятие 12. Тема: Ваза с тюльпанами    125

Литература    129

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос