Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней

Снято с продажи
Код 4208
Авторы Афонькина Ю. А., Омельченко Е. М.
Издательство Учитель, 2013
Серия Развитие дошкольника
ISBN 978-5-7057-2938-8
Страниц 205
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705729388
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 145 г
Пособие раскрывает организационные и методические аспекты деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста, который в современном дошкольном образовании рассматривается как инновационная форма предоставления образовательных услуг ребенку до трех лет. Предлагаемая модель является вариативной и может быть реализована как на базе детских садов, так и в центрах психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком 2-3 лет и его родителями на основе принципа интеграции различных видов игровой и познавательно-развивающей деятельности. Дидактические игры и авторские конспекты позволят педагогам реализовать модель развития ребенка на основе новых подходов к дошкольному образованию в соответствии с ФГТ.
Предназначено воспитателям, педагогам-психологам, логопедам, специалистам дошкольной педагогики.

Подробное описание

Введение

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни.

В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие.

Кроме того, в современных условиях становятся все более заметными деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психологической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания. Нередко можно услышать от современных родителей, а иногда от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел»: его симптомы взрослые начинают замечать в возрасте около двух лет. Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса трех лет наступит свой психологический возраст. А вот негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, которые ставят родителей в педагогический тупик, являются индикаторами нарушения детско-родительских отношений, выступают показателем того, что базовые потребности малышей не удовлетворяются, поскольку их жизнь в семье недостаточно целесообразно организована. Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира.

Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни (Г. П. Щедровицкий). В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой – обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПРа) раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг. Цель деятельности ЦИПРа состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

В данном пособии представлены организационные и методические вопросы деятельности ЦИПРа, программа деятельности которого составлена с учетом современных исследований  развития ребенка раннего возраста и специфики детско-родительских отношений родителей с детьми до 3 лет.

Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком 2–3 лет и его родителями на основе принципа интеграции видов деятельности и задач работы с детьми и их родителями.

Подборка дидактических игр и авторские конспекты занятий позволят читателю реализовать модель такого взаимодействия в реальной практической деятельности

Центральной идеей содержания данного пособия является приоритет развивающих задач в работе с детьми раннего возраста, реализуемых в процессе интегративной, комплексной деятельности команды специалистов: педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда.

В качестве ожидаемого результата совместной деятельности специалистов дошкольного образования в рамках ЦИПРа рассматривается социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

Представленная в пособии модель деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста успешно апробирована в ЦППРК (Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции) г. Мурманска.

Пособие будет полезно специалистам дошкольных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Содержание

Введение    3

Программа деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста «Играем вместе»    6

Пояснительная записка    6

Календарно-тематическое планирование занятий    21

Этап 1 (октябрь – декабрь)    21

Этап 2 (январь – март)    37

Этап 3 (апрель – май)    52

Конспекты занятий    68

Зайка и его друзья    68

Моя любимая игрушка    75

Птичка прилетела, на ладошку села    78

Бабушкины сказки    83

Зимняя прогулка    88

Соберем букет для мамы    93

Звонкие песенки    98

Мой веселый звонкий мяч    103

Приложения    106

Приложение 1. Консультации для родителей    106

Наш малыш… Какой он? (Особенности психического развития детей раннего возраста)    106

Три года: трудный возраст? (Основные характеристики кризиса трех лет)    108

Все дети разные: значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка    110

Темперамент Вашего ребенка (тест)    113

Почему у ребенка нарушается поведение? (Защитные механизмы детской психики)    114

Приложение 2. Анкеты для родителей    117

Первичная анкета для родителей    117

Итоговая анкета-опросник для родителей    119

Приложение 3. Игровой материал    120

Адаптационные игры    120

Игры, направленные на социальное развитие    134

Игры, направленные на развитие речи    150

Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности    165

Игры, направленные на сенсорное развитие    186

Сюжетные игры    198

Литература    201

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос