Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение

Снято с продажи
Код 3458
Авторы-составители Карлина Р. П.
Издательство Учитель, 2016
Серия Для образовательных учреждений VII-VIII видов
ISBN 978-5-7057-2842-8, 978-5-7057-3349-1
Страниц 311
УДК 376
Штрихкод 9785705728428, 9785705733491
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 13 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 247 г
Важным структурным компонентом личности является ее социализация - адаптация к социальной реальности. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания.
В пособии предлагается опыт комплексного системного подхода к построению воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Представленный материал содержит концепцию и программу развития и воспитания обучающихся, планирование и методическое сопровождение воспитательного процесса, диагностические материалы, проекты воспитательных коррекционно-развивающих программ с конспектами занятий, модель создания органа ученического самоуправления.
Предназначено директорам, заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методической службы, может быть полезно специалистам в области коррекционного образования и дефектологии, педагогам-воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Коррекционно-воспитательная деятельность в образовательных организациях составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления (векторы) воздействия, складывающиеся из следующих элементов (блоков):

I блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;

II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой;

III блок социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий;

IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспита-тельно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый с группами детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.

Социализация ребенка с ограниченными возможностями – конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения, поэтому заметное место на пересечении составляющих образовательно-воспитательного процесса занимает социально-реабилитационная работа. Основными социальными целями являются: становление и разностороннее развитие личности воспитанника; его социально-трудовая реабилитация, компенсация дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.

В пособии представлен опыт работы педагогического коллектива государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 VIII вида г. Ельца Липецкой области.

Материал раскрывает содержание воспитательной работы с точки зрения комплексного системного подхода в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и рассматривается как институт социального воспитания; логически структурирован на основе приоритетных направлений и аспектов воспитания детей с ограниченными образовательными потребностями.

В содержании первого раздела представлены концепция воспитательной работы и программа специального (коррекционного) образовательного развития, включающие следующие компоненты: структуру управления воспитательным процессом, организационные мероприятия, приоритетные направления воспитательного процесса, условия коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности, паспорт программы, анализ выполнения программы, условия и мероприятия по развитию непрерывного профессионального образования педагогов.

Второй раздел раскрывает технологию планирования воспитательного процесса, представляющего собой скоординированность действий заместителя директора по воспитательной работе и педагогов-воспитателей: примерное планирование работы заместителя директора по воспитательной работе, циклограмма внутришкольного контроля воспитательного процесса, тематика инструктивно-методических совещаний, перспективно-темати-ческие планы воспитательной работы с детьми младшего, среднего и старшего звена.

Раздел методического сопровождения обеспечивает организацию и планирование деятельности методической службы, методического объединения воспитателей и творческой группы педагогов-новаторов, рекомендует формы проведения мониторинга качества воспитательной работы.

Диагностический блок включает диагностические материалы, в которых изложены критерии и методика исследования уровня воспитанности детей, представлен образец формы дневника педагогических наблюдений.

Особое место в пособии занимают практические материалы: проекты воспитательных коррекционно-развивающих программ с конспектами занятий, разработки коллективных творческих дел.

Предназначено директорам и заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методической службы, может быть полезно специалистам в области дефектологии, педагогам-воспитателям коррекционных образовательных учреждений всех видов.

Содержание

Введение    3

Р. П. Карлина, Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова, В. Н. Карлин

Концепция воспитательной работы

Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности    6

Коррекционно-развивающее пространство    11

Условия коррекционно-развивающего пространства    12

Приоритетные направления воспитательного процесса    17

Проект «Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства» (7–8 классы)    20

Паспорт программы    25

Анализ выполнения программы    26

Условия коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности    28

Организационные мероприятия по созданию системы воспитательной работы    33

Профессиональное образование педагогов    38

Планирование воспитательного процесса

Рекомендации по планированию    42

План работы заместителя директора по воспитательной работе на ____ – ____ уч. год    45

План внутришкольного контроля воспитательного процесса на ______ уч. год    49

Схема анализа воспитательной работы в группе    52

Анализ занятия    54

Режим дня воспитанников (1–4 классы)    58

Режим дня воспитанников (5–9 классы)    60

Отчет о работе воспитателя за год    61

Тематика инструктивно-методических совещаний на ____ – ____ уч. год    62

Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ___ – ___ уч. год (младшая возрастная группа)    64

Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ___ – ___ уч. год (средняя возрастная группа)    75

Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ____ – ____ уч. год (старшая возрастная группа)    91

Разработки занятий

Тема: Хороший ли я друг?    99

Тема: Беспорядок. Волнует ли он меня?    103

Тема: Кто я: хозяин или квартирант?    105

Тема: Уборка квартиры это удовольствие или тяжкий труд?    106

Методическое сопровождение воспитательного процесса

Организация работы методической службы    108

Мониторинг качества воспитательной работы    109

Рекомендации по самосовершенствованию воспитателя    113

Рекомендации по планированию методического объединения (МО) воспитателей    117

План работы МО воспитателей на ____ – ____ уч. год    120

Организация работы творческой группы воспитателей    126

План работы творческой группы воспитателей на ____ – ____ уч. год    127

Диагностика как компонент воспитательного процесса (диагностические материалы)

Критерии уровня воспитанности детей с особыми образовательными возможностями в развитии (10, 13, 16 лет)    128

Методика исследования уровня воспитанности детей    133

Дневник педагогических наблюдений за воспитанником    155

Воспитательные коррекционно-развивающие программы

Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова

Проект «До 16 и старше…» (7–9 классы)    162

Разработки занятий

Тема: Чему я должен научиться в этом году    177

Тема: Я еще ребенок или уже взрослый?    178

Тема: Подросток и мода    179

Тема: Сочувствие и жестокость    180

Тема: Мое, чужое, общее    184

Тема: Мы выбираем    187

Тема: Нас выбирают    188

Тема: Обсуждаем, но не осуждаем    190

Тема: Незнакомый Я    191

Тема: Кривое зеркало    193

Тема: Хочу поделиться    194

Перспективно-тематический план курса «Я – подросток» (8 класс)    198

Разработки занятий

Тема: «Гражданка» агрессия    205

Тема: Думаю, знаю, но не скажу    207

Тема: Что, когда и как сказать    209

Тема: Что написано пером…    212

Тема: Подчиниться или не согласиться?    216

Тема: Искусство спора    218

Тема: Причины и виды конфликтов    220

Тема: Твоя – моя проблема    223

Тема: Человек в обществе    224

Тема: Ты и я – мы одной крови    226

Тема: Понять и принять    228

Тема: Ты в моей судьбе    230

Тема: Я – в радости    231

Перспективно-тематический план курса «Модель выпускника» (9 класс)    234

Разработки занятий

Тема: Субординация    242

Тема: Твое рабочее место    243

Тема: Служебные обязанности и их исполнение    245

Тема: Вызов «скорой помощи». Посещение поликлиники    247

Тема: Лечение и самолечение    249

Тема: Устраиваюсь на работу    251

Тема: Молодежные организации    255

Тема: Производственные отношения    258

Тема: Лидеры и я    260

Тема: Бюджет – это…    261

Тема: Виды предприятий, предоставляющих работу    263

Р. П. Карлина, Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова

Проект «Гармонизация развития детей на основе нравственных ценностей» (7–8 классы)    265

Разработки занятий

Тема: Поделись с другим    275

Тема: Знакомый, приятель, товарищ, друг    277

Тема: Подари улыбку другу    278

Тема: Капитан, рулевой, команда    280

Тема: Я – ты – вы-общение    282

Тема: Я, ты, мы    285

Тема: Хочу быть стройным    287

Тема: Как ухаживать за своим лицом    288

Тема: Я и мои эмоции (умение слушать другого человека)    289

Тема: Умение сказать «нет»    292

Тема: Последствия курения. Отказ от предложения закурить    293

Тема: Стресс. Способы его снятия    295

Тема: Почему есть пьющие и непьющие люди    298

Тема: Сказка про алкоголь    300

Тема: Неправильное представление о пользе курения    302

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос