Коммуникативная компетентность педагога ДОО: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации

Есть на складе
235 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886н
Авторы-составители Ненашева А. В., Осинина Г. Н., Тараканова И. Н. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-3541-9, 978-5-7057-2386-7, 978-5-7057-6028-2
Страниц 143
УДК 373.2
Штрихкод 9785705735419, 9785705723867, 9785705760282
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 98 г
Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее важных, вместе с тем сложных направлений в деятельности дошкольной организации.
В связи с этим возрастают требования к коммуникативной компетентности воспитателя на основе требований ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Представленные в пособии семинары-практикумы, тренинги, рекомендации помогут их участникам увидеть собственные проблемы, научат анализировать ситуации общения, понимать другого человека (в данном случае родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаружить "пробелы" в своих знаниях, дефицит умений и навыков. Содержание занятий способствует появлению у педагогов потребности к самосовершенствованию.
Пособие предназначено психологам ДОО, педагогам, студентам педагогических специальностей.

Подробное описание

Введение

В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 ФЗ «Об образовании в РФ» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Вопросы развития профессиональной и коммуникативной компетентности педагога рассматриваются в психолого-педагогической литературе.

Исследования целого ряда авторов (Е. П. Арнаутова, Е. М. Вроно, А. И. Захаров, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Необходимым условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении предполагает возможность индивидуального подхода, постоянство контактов, непосредственность, наличие «обратной связи». Анализ психолого-педагогической литературы (Д. Н. Исаев, Э. Берн, П. Н. Виноградов, К. Г. Юнг, К. Меэр) показал, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями.

В то же время в литературе отмечается, что процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.

Исследователями выделен ряд причин, вызывающих сложности во взаимодействии детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя (О. Л. Зверева); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н. П. Корниенко); отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей (Т. А. Данилина, З. И. Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е. К. Эльяшевич); стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями (В. П. Дуброва). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса – родителями и педагогами.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем, таких как: устранение недоверия, знание запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опора на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов в оказании помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно оказывать данную помощь.

Материалы предлагаемого пособия разработаны на основе: «Практикума общения педагога с родителями» (автор – канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Т. В. Кротова), «Коммуникативного тренинга (педагоги, психологи, родители)» (авторы – Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс), коррекционно-развивающей программы для педагогов «Давайте жить дружно» (автор – И. Левошко), тренинга «Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации» (автор – Л. Евланова), социально-психологического тренинга «Успешный учитель» (автор – И. А. Агеева), «Тренинга коммуникативной компетентности. В деловом взаимодействии» (автор – Е. В. Сидоренко).

Цели занятий реализуются в тесном тандеме ведущих: специалиста в области педагогики и педагога-психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию содержания практикума. Особенностью практикума является использование упражнений тренингового характера. Выполняя упражнения, участники познают причины и особенности своего поведения, учатся анализировать ситуации общения, понимать других людей (в данном случае родителей и коллег), прогнозировать и проектировать их поступки, обнаруживать «пробелы» в знаниях, дефицит умений и навыков.

Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивным знаниями, приемами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности.

Таким образом, повышая мастерство педагогов, пополняя их теоретические и практические знания в области коммуникативной компетентности, целесообразно использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение обучающихся в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Такой эффективной формой является тренинг. В тренинге сводится чувственный опыт и анализ в единое целое, таким образом создаются условия для психологической безопасности общения. В процессе тренинга каждый педагог становится непосредственным его участником. Активность его проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

Успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться. Только так можно достигнуть настоящего успеха. Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.

Успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Содержание

Введение    3

Содержание и планирование занятий    7

Модели занятий семинара-практикума    15

1-й год обучения    15

Занятие 1. Самый трудный родитель. Самый приятный родитель    15

Занятие 2. Поговорите со мной    24

Занятие 3. Того, кому доверяют, за руку не держат    28

Занятие 4. Творческий возраст    32

2-й год обучения    38

Занятие 1. «Когда душа с душою говорит…»    38

Занятие 2. Ораторами не рождаются, ораторами становятся    46

Занятие 3. Разговор через стекло    50

Занятие 4. Внутреннее раскрепощение    58

3-й год обучения    66

Занятие 1. Азбука общения    66

Занятие 2. Вербальные средства общения    83

Занятие 3. Невербальное общение    92

Занятие 4. Конфликты    103

Занятие 5. Стресс    110

Занятие 6. Эмоции    116

Диагностические материалы    123

Оценка уровня общительности педагога    123

Оценка стиля общения педагога    126

Методика «Оценка агрессивности педагога»    129

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе    134

Литература    137

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос