Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия

Есть на складе
136 руб.
-10%
122,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 882ф
Авторы-составители Михеева Е. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-2115-3, 978-5-7057-3682-9, 978-5-7057-4779-5
Страниц 142
УДК 372.21
Штрихкод 9785705736829, 9785705721153, 9785705747795
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 97 г
В пособии представлен опыт педагогической работы, обеспечивающий сенсорное и эмоционально-двигательное развитие дошкольников через различные виды деятельности по физическому, познавательному, социально-коммуникативному
и личностному направлениям, соответствующим положениям ФГОС ДО. Предлагаемые рекомендации, занятия, прогулки и развлечения, развивающие игры и упражнения, музыкально-ритмические, имитационно-подражательные движения, этюды-перевоплощения способствуют укреплению сердечно-сосудистой и двигательной систем, костно-мышечного аппарата, развитию общей моторики и быстроты реакции, снятию эмоционального и физического напряжения.
Пособие предназначено воспитателям, психологам, специальным педагогам и музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, студентам высших учебных заведений факультета педагогики и методики дошкольного образования, полезно учителям начальных классов и родителям.

Подробное описание

Введение

Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал Л. С. Выготский, имеет двигательный характер.

Наиболее продуктивным будет процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей, формирующий нравственно-этические установки по отношению к окружающему миру и собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка через двигательную активность.

Поэтому для закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные виды музыкального движения. Во время прогулок, наблюдений, экскурсий движения усиливают восприятие красоты окружающей природы, вызывают интерес, удовлетворяют потребность каждого ребенка в двигательной активности и эмоциональном благополучии.

В условиях занятия движение носит развивающий характер и ориентировано на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.

Г. И. Анисимова выделяет три аспекта воздействия музыкального сопровождения движения на организм ребенка.

Первый аспект физиологический. Исследования В. М. Бех-терева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

Занятия музыкальным движением способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.

Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребёнка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребёнок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать своё отношение к музыкальному образу, то есть можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, о различных явлениях природы. Каждое музыкально-ритмическое задание ребёнку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность. Ритмические движения помогают детям освоить средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи, – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Так, медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала общий жизненный тонус. К такой музыке относятся произведения подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется стабилизирующая музыка спокойного характера, с акцентами, повторяющимися через равные интервалы времени, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры, разучивании плясок, хороводов. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры, соблюдение рисунка танца. Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в музыкально-ритмической деятельности.

По мнению Н. Е. Щурковой, движение и танец развивают физический (моторно-двигательный) аппарат, «оспосабливая его к материализации в движениях нежного прикосновения. Танец – фактор, ввергающий в нежные действенные проявления».

Богатейшие возможности музыкального движения способствуют формированию устойчивых положительных эмоциональных реакций по отношению к природе, формируют экокультурные ценностные установки личности ребенка.

Л. Ф. Майстрова пишет: «Если понаблюдать за окружающим миром, то трудно не согласиться с тем, что он находится
в непрерывном эстетическом движении, движении танца. «Танцевать» умеют все, будь то пичужка, зверушка, деревце, взрослый человек или поистине уникальное явление природы – ребенок. Микрокосм ребенка вмещает огромный мир. Этот мир невозможно «удержать» в детском сознании. И ребенок ищет пути для «освобождения»: в звуковом, изобразительном, пластическом и т. д. отображении реальности».

Содержание

Введение    3

Развитие эмоционально-двигательной  сферы и сенсорики (упражнения для детей)    6

Развивающие музыкально-ритмические игры, этюды и упражнения, зарядки, разминки, гимнастика    34

Хореографические миниатюры    103

Этюды-перевоплощения    110

Конспекты занятий    112

Занятие «Травинка-путешественница»    112

Занятие «В гостях у Гриба-лесовика»    116

Занятие-прогулка «Рябина и рябинка»    119

Занятие-прогулка «Травушка-муравушка»    120

Занятие-развлечение «Колядки»    123

Развлечение на улице «Масленица»    125

Экологический праздник «Наш дом – Земля»    129

Литература    138

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.