Математика для гуманитариев. 5-11 классы: опыт работы, уроки, внеклассные мероприятия

Есть на складе
141 руб.
-10%
126,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2220
Авторы-составители Панишева О. В.
Издательство Учитель, 2011
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-2236-5
Страниц 271
УДК 371.3
Штрихкод 9785705722365
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 10 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, склейка
Вес 191 г
Преподавание математики детям с гуманитарным складом ума требует от учителя особых подходов и методов. Вниманию учителя предложены разнообразные задания и задачи, имеющие гуманитарную составляющую, разработки нестандартных уроков и внеклассных мероприятий, систематизирована информация из различных фольклорных и литературных источников, которая может быть востребована на уроке.
Пособие будет полезно при организации внеклассной работы по предмету, так как содержит интересные сведения и необычные факты, которые можно использовать при разработке конкурсов, викторин, тематических праздников.
Предназначено учителям математики школ, лицеев, гимназий, может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…

А. П. Чехов

Существует известная история, то ли подлинная, то ли вымышленная, которую одни рассказывают про великого математика Архимеда и сиракузского царя Гиерона, другие – про великого математика Евклида и египетского царя Птолемея. Царь выразил желание изучить геометрию и обратился с этой целью к математику. Математик начал его обучать. Царь выразил недовольство тем, что его учат совершенно так же, в той же последовательности, как и всех других, не принимая во внимание его царский статус, каковой, по мнению царя, предполагал особый способ обучения. На что математик, по преданию, ответил: «Нет царского пути в геометрии»1.

Трудно не согласиться с древним педагогом. Ни в какой науке, пожалуй, нет царского пути. Однако есть такие разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениямиК великому сожалению, у гуманитарно ориентированных людей математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение. Неуклюжее (и по содержанию, и по форме) преподавание математики в средней школе немало тому способствует.

Как заинтересовать гуманитарно ориентированных детей таким непростым школьным предметом, как математика? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Возможно, пособие, которое вы держите в руках, поможет найти ответы на эти вопросы.

Кто-то, наверное, скажет: «Разве для гуманитариев математика нужна какая-то другая?» Вариантов ответов на этот вопрос может быть много. Но как бы там ни было, неопровержимым остается следующий факт: в гуманитарном классе преподавать математику непросто.

Трудности, с которыми сталкивается учитель математики в условиях работы в гуманитарном классе, носят различный характер: для успешной работы в таком классе педагогам не хватает методической и дополнительной литературы; отмечается нехватка учебного времени; низкая мотивация изучения гуманитариями математики; недостаточно развитое логическое и абстрактное мышление у учащихся подобных классов; необходимость постоянного поддержания интереса школьников к изучению предмета. Как одну из существенных трудностей педагоги называют преодоление у школьников отношения к математике как к ненужному для их будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету.

Гуманитарные классы существуют уже достаточно долгое время, поэтому критерии отбора в них, особенности учащихся этих классов достаточно изучены. В исследовании Е. Е. Хвостенко [54, с. 17]2 дается сравнительная характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся гуманитарных и математических классов. Автор указывает на то, что:

  • у учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических классов – абстрактно-логическое;
  • восприятие красоты математики направлено у учащихся гуманитарных классов на ее проявление в живой природе, произведениях искусства, конкретных математических объектах. Учащиеся математических классов красоту математики видят в необычных, неожиданных решениях задач;
  • на уроке в гуманитарных классах внимание может быть устойчивым не более 12 минут. В математических классах этот показатель колеблется от 20 до 25 минут;
  • у гуманитариев наибольшим интересом пользуются вопросы по истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал. Математики предпочитают решение нестандартных задач, исследовательские проблемы;
  • из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают следующие: объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, выполнение индивидуальных заданий с привлечением научно-популярной литературы. Математики – решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач;
  • из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные. Например, при разборе задач в классе прибегают к дискуссиям, в ходе которых ищут способ решения. Математики предпочитают действовать совершенно индивидуально;
  • у гуманитариев богаче воображение, чем у математиков, сильнее проявляются эмоции.

Учет этих особенностей учащихся объясняет широкое применение в преподавании математики в гуманитарном классе различных нетрадиционных форм урока, литературных минуток, исторических экскурсов, привлечение большого количества наглядности и пр.

Составители данного пособия предприняли попытку систематизировать информацию из различных фольклорных и литературных источников, которая могла бы быть использована в процессе преподавания математики в школе. Пословицы и поговорки, крылатые выражения, загадки, отрывки из стихотворений разных авторов, строки из песен упорядочены по основным темам курса математики. Пособие представляет своеобразный дидактический материал, возможности применения которого могут варьироваться по усмотрению учителя.

Первый раздел пособия посвящен ассоциациям и аналогиям между математическими и литературными объектами.

Во втором разделе приводится интересный и занимательный материал, который так или иначе связан с математикой.

В третьем разделе представлено несколько авторских разработок нестандартных уроков и внеклассных мероприятий для учащихся-гуманитариев.

Предложенные материалы сопровождаются теоретическими положениями, обосновывающими актуальность использования предлагаемого материала, комментариями и примерами автора, методическими рекомендациями по его применению.

Важно отметить, что применять представленный материал можно не только в гуманитарном, но и в любом другом классе, определенным образом дозируя его, включая в процесс образования там, где это уместно и правильно, в противном случае ожидаемый эффект от проведенного урока может значительно снизиться.

Пособие будет полезно и при организации внеклассной работы по предмету, так как учителю предложена масса интересной и необычной информации, которую можно использовать при разработке конкурсов, викторин, тематических праздников. Пользуясь приведенными фактами, педагог сможет сам составить массу интересных задач с гуманитарным содержанием, в которых кроме математической идеи будут присутствовать и литература, и история, и география, и история культуры. Такие задачи могут стать для детей источником нового знания, ведь они будут иметь духовное измерение и соответствующую культурологическую оболочку.

Работая над пособием, авторы-составители ставили перед собой цель помочь учителю поддержать интерес учеников к математике, создать для гуманитариев более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний. К. Бальмонт еще в прошлом веке дал напутствие своему читателю: «Умей творить из самых малых крох, иначе для чего же ты кудесник?» Хочется надеяться, что опыт педагогов, собранный по крупицам и систематизированный в данном пособии, поможет учителю математики по-иному взглянуть на свой предмет и почувствовать себя на уроке (хотя бы немного) волшебником.

Успехов вам и вдохновения!


1 Успенский В. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера // Знамя. 2007. № 12.

2 Номер, данный в квадратных скобках, означает порядковый номер пособия в списке литературы (см. с. 266).

Содержание

Введение    3


Математико-гуманитарные «мостики», или Устанавливаем аналогии    8

Быть или не быть?    8

Аналогии в математике. Фольклор и математика    9

Математика и поэзия    31

Математика в песенном творчестве    58

Математические мотивы в названиях произведений изобрази-тельного искусства    78


Интересное и занимательное о математических объектах    79

Арифметика, алгебра и начала анализа    80

Геометрия    99

Интересные и занимательные факты, связанные с именами ученых-математиков    136

Математические диктанты    138


Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия    148

Тема: Путешествие в Пирамидляндию (урок геометрии в 6 классе)    154

Тема: Существование и единственность перпендикуляра к прямой (урок геометрии в 7 классе)    168

Тема: Уравнения (интегрированный урок алгебры в 8 классе)    172

Тема: Векторы (урок геометрии в 8 классе)    184


С. К. Пьяникова, О. В. Панишева

Тема: Математическое казино (обобщающий урок по теме «Начала теории вероятностей» в 11 классе)    190

Открытие Недели математики (тематический вечер)    207

Конкурс «Один за всех и все за одного» (для учащихся 57 классов)    224

«Безопасное колесо» и законы математики (интегрированная игра-викторина по правилам дорожного движения для учащихся 5–7 классов)    244

В гостях у целых чисел (игра для учащихся 5–7 классов)    251

Литература    266

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос