Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий

Есть на складе
176 руб.
-10%
158,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4151
Авторы-составители Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия Развитие дошкольника
ISBN 978-5-7057-2426-0, 978-5-7057-3487-0, 978-5-7057-4741-2
Страниц 157
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705724260, 9785705734870, 9785705747412
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 113 г
В пособии представлены модели комплексных занятий по формированию коммуникативных навыков у детей 3-7 лет, основанные на игровой деятельности.
Предлагаемый материал отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации и содержанию образовательной деятельности в ДОО по освоению дошкольниками образовательных областей "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" при реализации комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей "Познавательное развитие" и "Физическое развитие". Непринужденность общения в игровых ситуациях способствует преодолению трудностей межличностного взаимодействия, развитию речевых, познавательных умений и социализации ребенка.
Предназначено воспитателям, логопедам, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций для использования в учебных целях; полезно родителям для занятий с ребенком по заданию педагогов.

Подробное описание

Введение

Научить ребёнка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия – непростая педагогическая задача, особенно если она должна быть решена относительно малыша, имеющего речевые трудности и на уровне физиологической патологии, и при наличии издержек воспитания как социального явления. Здесь прежде всего необходимо самому воспитателю, специалисту дошкольного образования овладеть педагогической коммуникацией, чтобы совокупностью средств, оригинальных находок и способов профессионально и успешно влиять на процесс усвоения, использования и передачи информации детьми, способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на качество их речи. Эти важнейшие стороны развития личности ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в излечении. Это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и её коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углублённого изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

В настоящее время такой формой нарушения речевого общения, как заикание, страдает, по разным данным, от 1,5 до 3 % населения. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию многих характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект. В связи с этим коррекционную работу необходимо проводить в дошкольном возрасте, когда «стаж» заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

Проблема состоит в том, что в процессе логопедической работы специалистам приходится сталкиваться с фактом наличия у заикающихся дошкольников ряда психических особенностей. Поскольку имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями этих детей, традиционное логопедическое воздействие в процессе их коррекции оказывается недостаточно эффективным. Так, А. И. Захаров пишет о первичности нарушения процесса формирования межличностных отношений заикающегося дошкольника и настаивает на необходимости восстановления у него нарушенных навыков общения, умения принимать, играть роли и адекватно выражать свои чувства.

По мнению психологов, в качестве основополагающей рассматривается концепция о нарушении коммуникации при заикании. В связи с этим психологическим факторам отводится особая роль в процессе перевоспитания не только речи, но и личности детей, страдающих заиканием. Одними из ведущих психологических концепций, положенных в основу теоретической базы этой школы, являются общепсихологические идеи А. А. Бодалёва об общении как важнейшем условии и средстве перестройки патологически сформированных стереотипов и теория Н. И. Жинкина о нарушении авторегуляции процессов речепорождения у заикающихся детей при контроле за этими процеccами в условиях общения.

В результате можно установить факт нарушения у заикающихся дошкольников всех трёх сторон процесса общения: коммуникативной (обмена информацией), интерактивной (построения общей стратегии взаимодействия) и перцептивной (полноценного формирования образа другого человека), а также игры как ведущей деятельности. Поскольку имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями у заикающихся дошкольников, традиционное логопедическое воздействие в процессе их коррекциии оказывается недостаточно эффективным. Благодаря оригинальному сочетанию  логопедической и психологической коррекционно-развивающей работ проблемы коррекции заикания дошкольников и формирование навыков коммуникативного общения можно решить с помощью использования комбинированного (логопедического и психокоррекционного) воздействия в игровой деятельности, которая окажет существенную помощь при восстановлении речи. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов программы С. А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников.

Материалы предлагаемого пособия предназначены воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений, но будут также полезны родителям для занятий с ребёнком по заданию логопеда или психолога.

Структура комплексных занятий, представленных в пособии, позволяет практическим работникам гибко использовать методические приёмы, игровые формы и рекомендации в работе с заикающимися детьми разных возрастных групп.

Содержание

Введение    3

Учебно-тематический план коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей    6

Занятие 1. Здравствуй, детский сад!    10

Занятие 2. овощное ассорти    13

Занятие 3. фруктовый сад    17

Занятие 4. осенний лес полон чудес    22

Занятие 5. золотая осень    26

Занятие 6. до свидания, птицы    30

Занятие 7. птичий двор    34

Занятие 8. ячеловек!    39

Занятие 9. наши гости    43

Занятие 10. зимняя сказка    47

Занятие 11. зимующие птицы    51

Занятие 12. зимние забавы    55

Занятие 13. праздник ёлки    58

Занятие 14. весёлый зоопарк    62

Занятие 15. путешествие по северу    67

Занятие 16. на деревенском дворе    72

Занятие 17. конференция зверей    78

Занятие 18. все профессии важны!    83

Занятие 19. Ехали мы, ехали…     87

Занятие 20. Защитники Отечества    92

Занятие 21. Дружная семья    96

Занятие 22. Чудеса на кухне    101

Занятие 23. Вода и её обитатели    106

Занятие 24. Весна-красавица!    112

Занятие 25. Возвращение перелётных птиц    117

Занятие 26. Космонавтом быть хочу!    122

Занятие 27. Мы по городу шагаем!    126

Занятие 28. Много мебели в квартире    131

Занятие 29. Путешествие на мельницу    134

Занятие 30. Божьи коровки, бабочки, кузнечики    138

Занятие 31. Волшебный мир цветов    143

Занятие 32. В школу мы с тобой пойдём!    149

Литература    154

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Людмила Матвеева
8 июня 2018 (16:33)
Методическая литература, предлагаемая интернет - магазином УчМаг помогает грамотно планировать и проводить педагогические коррекционные занятия, психокоррекционные занятия, профессионально реализовывать коррекционный компанент ФГОС НОО для детей с ОВЗ. С уважением директор ГКОУ ЛО "Назийский центр социальной адаптации" Матвеева Людмила Борисовна.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.