Внеклассное чтение. 3-4 классы: интерактивные занятия

Снято с продажи
Код 449ф
Авторы-составители Лободина Н. В. и др.
Издательство Учитель, 2011
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-2248-8
Страниц 239
УДК 372.016:82*03/04
Штрихкод 9785705722488
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 10 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 167 г
В пособии предлагаются интерактивные формы проведения занятий по внеклассному чтению с младшими школьниками (интеллектуальная игра, путешествие, экскурсия, радиопередача, мастерская писателя, викторина, конкурс, литературный вечер), которые позволят взрослым пробудить интерес детей к чтению, расширить их знания о литературе, осознать ценность и приоритетность чтения среди множества источников информации.
Предназначено учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы; может быть полезно педагогам дополнительного образования, библиотекарям, родителям.

Подробное описание

Введение

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Меняется отношение к чтению у детей, становится характерным следующее:

џ постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

џ сокращение чтения в свободное время;

џ изменение характера чтения;

џ преобладание «делового» чтения над «свободным»;

џ возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.

При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Между тем в «Записных книжках» писателя Леонида Леонова есть замечание: «Как цветы и дети, книги и мысли есть тот же сгущенный солнечный свет…» Воспользуемся метафорой и обозначим ряд вопросов: современное детское чтение – какое место занимает оно в культуре нового века? Какие книги необходимы? В какой степени эта проблема воспринимается взрослыми как одна из точек зрения на смыслы и события, происходящие в детской жизни?

Представляется, что учитель должен быть готов создать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

В общеобразовательных учреждениях работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

В пособии предлагается интересный материал из опыта педагогической работы, обеспечивающей реализацию инновационных подходов и форм организации читательской деятельности в детстве, развитие способности младших школьников к самостоятельному и осмысленному выбору круга чтения, времени чтения, пробуждение интереса к чтению, расширение знаний детей о литературе.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Таким образом, чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

Представленная в пособии система внеклассной работы по чтению позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для развития творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации внеклассных занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная, литературный ринг и т. д. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Интерактивные формы занятий – наиболее приемлемая и распространенная методика продвижения чтения в детской и юношеской среде. Принудительное или вынужденное чтение отрицательно сказывается на его качестве. То, как полно и целостно складываются взаимоотношения взрослых с детьми в совместной читательской деятельности, во многом определяет дальнейшую читательскую позицию ребенка. Ведь ребенок умножает и резонирует то, что открывает ему взрослый.

Когда мы сегодня говорим о новых подходах в области приобщения детей к чтению, к восприятию ими художественной литературы, имеем в виду организацию уже достаточно сложной системы читательской деятельности ребенка – «путешествуя по дорогам» детской литературы. В соответствии с этим построены все основные компоненты, которые с помощью представленных в пособии материалов можно с успехом внедрять и в собственный опыт работы:

– целенаправленное формирование читательской деятельности учащихся младших классов;

– взаимодействие уроков чтения, развития речи, МХК, других предметных уроков и внеклассного чтения;

– поддержка семейного чтения;

– внеклассное чтение должно быть систематическим и разнообразным по тематике.

Удачи вам, уважаемые коллеги, в совместной читательской деятельности с вашими учениками. Когда воспитатель и воспитанник – единомышленники, это всегда успех.

Содержание

Введение    3

Разработки внеклассных занятий  по чтению в 3 классе    8

Сказка В. Губарева  «Королевство кривых зеркал»    8

Рассказ Л. Толстого «Лебеди» (путешествие в гости к Мудрой Книге)    15

По следам Гулливера. Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных (заочное путешествие)    22

Листая страницы книг А. Линдгрен    31

Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»    36

Э. Успенский – детям    42

Творчество А. С. Пушкина (литературное лото)    53

Русские былины    63

Кто хочет стать сказочником (игра)    74

Литературная игра «Звездный час»    88

Разработки внеклассных занятий по чтению в 4 классе    98

Ларец мудрости (викторина)    98

Сказка А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц» (литературный вечер для детей и родителей)    105

Читаем произведения Виктора Астафьева    117

«По-прежнему жива сказка» (по произведениям писателей-сказочников ХХ века) (КВН)    130

По дорогам сказок (игра)    137

Сказочный калейдоскоп    153

М. Зощенко. Рассказы для детей    170

Повесть Л. Лагина «Старик Хоттабыч»    179

Р. Киплинг – детям    185

Произведения С. В. Михалкова  для детей    192

С. В. Ламмерт    204

«Хочешь увидеть – стань невидимым» (по рассказам Н. И. Сладкова из книги «Под шапкой-невидимкой») (путешествие)    204

Рассказы К. Г. Паустовского («радиопередача»)    211

Рассказы В. Ю. Драгунского    215

Рассказы М. М. Пришвина (конкурс)    229

Литература    236

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.