ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2010

Снято с продажи
Код 163и
Авторы Котова О.А. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-597-3
Страниц 304
УДК 373.167.1:30
Штрихкод 9785897905973
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Вес 202 г
Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену в новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получает возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за курс основной школы.

Подробное описание

Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе по обществознанию в новой форме


Школьное обществознание - это учебная дисциплина, ин­тегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, соци­альной психологии, культурологии, правоведения. Обществозна­ние, особенно в курсе основной школы, направлено непосредст­венно на изучение наиболее типичных и существенных черт со­временного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной провер­ки. Заметим также, что в целом объем теоретического содержа­ния курса основной школы, поддающийся формализованной про­верке, в отличие от курса старшей школы, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выраже­на практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Все это в определен­ной мере дает также представление о степени социализации вы­пускников основной школы.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпу­скников основной школы могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профильной подготовки учащихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контроль­ных измерительных материалов направлен на выявление готов­ности выпускника к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребо­ванных в профильном курсе видов деятельности - работа с раз­нообразными по характеру и знаковым системам (тексты, стати­стические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источниками социальной информации, во всех частях работы, особенно в части 2 и 3, представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности.

Контрольные измерительные материалы строятся на ос­нове требований к уровню подготовки выпускников федерально­го компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются уни­версальными - они должны быть реализованы независимо от ис­пользуемого комплекта учебников, времени изучения предмета, особенностей преподавания предмета в образовательном учреж­дении. Поэтому подготовка к экзамену может проводиться по любым учебникам по обществознанию для основной школы из федерального перечня учебников. Кроме того, целесообразно ис­пользовать при подготовке к экзамену дидактические материалы (хрестоматии) по обществознанию и сборники тренировочных заданий.

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

часть 1 содержит задания с выбором ответа;

часть 2 содержит задания с кратким ответом;

часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа первой части ра­боты предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер непра­вильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер от­вета не указан.

В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 275), записанных без пробелов и других символов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если вер­ный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Ответы на задания третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на осно­ве специально разработанной системы критериев.

Ряд заданий экзаменационной работы 9 класса по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и неко­торые задания части 2 (например, на установление соответствия, выбор лишнего элемента списка) экзаменационной работы. Это представляется вполне оправданным, поскольку перечень фор­мируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) аттестации выпускни­ков основной школы (в новой форме) в формирующейся обще­российской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации школьников.

В экзаменационной работе представлены семь содержа­тельных линий курса: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право, сгруппированные в шесть блоков-модулей: общество и человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право. В каждом варианте в первой части работы даны задания, относящиеся ко всем блокам-модулям, а задания второй и третьей частей в совокупности пред­ставляют большинство блоков-модулей.

В экзаменационной работе контролируются следующие умения:

распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

определять понятие, социальное явление на основе его су­щественного признака, предложенной характеристики;

распознавать понятия и их составляющие: соотносить видо­вые понятия с родовым и исключать лишнее;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

приводить уместные в заданном контексте примеры соци­альных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

анализировать,       классифицировать,       интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

применять социально-гуманитарные знания в процессе ре­шения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

формулировать   на   основе   приобретенных   социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Обратим особое внимание на третью часть экзаменацион­ной работы. Она представляет собой внутренне целостный раздел - все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом - источником социальной ин­формации. Учитывая возрастные познавательные возможности выпускников основной школы, для анализа предлагается адапти­рованный фрагмент источника. Каждое задание к тесту выполня­ет определенную функцию.

Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания позволяет экзаменуемому вниматель­но прочесть текст и уяснить его содержание, а также показать свое умение выявлять основные идеи текста. Следующие два за­дания требуют извлечения из текста информации. Четвертое за­дание предполагает выход за рамки содержания текста и привле­чение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Следующее задание - задача, имеющая, как правило, самостоятельное раз­вернутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания об­ществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др. Последнее задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматри­вать его в ином ракурсе. Заметим, что в подобном задании не может быть единственно верного ответа - допустимы как согла­сие, так и несогласие с приведенной в задании точкой зрения. По сути, объектом оценивания здесь являются приведенные уча­щимся аргументы - их ясность, логичность, опора на общество­ведческие знания и содержание текста.

Задания третьей части проверяют и оценивают эксперты в соответствии со специально разработанными критериями. Обра­щаем ваше внимание, что баллы выставляются не только за пол­ный, но и за частично верный ответ.

Баллы, полученные за выполнение заданий каждой части, суммируются. Общая сумма баллов определяет вашу оценку. По­старайтесь выполнить как можно больше заданий каждой части работы.


Желаем успеха!

Содержание

Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе по обществознанию в новой форме    5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Общие рекомендации    10

Методические комментарии по отдельным блокам содержания    12

Как работать с инструкциями в варианте экзаменационной работы    28

Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий    33

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА

Общество и человек    53

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Общество и человек»    84

Культура    102

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Культура»    117

Экономическая сфера жизни общества    125

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Экономическая сфера жизни общества»    155

Социальные отношения    168

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Социальные отношения»    189

Политика    202

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Политика»    218

Право    226

Ответы к тренировочным заданиям по разделу «Право»    255

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Вариант 1    268

Вариант 2    278

Ответы и критерии оценивания к заданиям тренировочных вариантов    289

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос