ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. История. 2010

Снято с продажи
Код 163з
Авторы Гевуркова Е.А. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-628-4
Страниц 128
УДК 373.167.1:94(47)
Штрихкод 9785897906284
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 198 x 4 (мм)
Вес 93 г
Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену по новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получает возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за основную школу.

Подробное описание

О государственной (итоговой) аттестации в новой форме в 2010 г.


Экзамен проводится по окончании 9 класса с целью вы­явления уровня исторической подготовки выпускников, их аттестации за курс основной школы. Результаты экзамена мо­гут учитываться также при переходе учащихся на профильную старшую ступень общеобразовательной школы (10—11 кл.).

Экзаменационная работа подготовлена на основе содержа­ния нормативных документов, определяющих требования к подготовке по истории выпускников основной школы.

Содержание и структура письменной экзаменационной ра­боты для выпускников основной школы рассматриваются как предварительная ступень проверки достигнутого уровня зна­ний и умений по истории за весь курс изучения этого предмета в средней общеобразовательной школе, контролируемый на основе заданий ЕГЭ для 11 класса.

Основой для отбора содержания являются, как и по курсу средней общеобразовательной школы, такие нормативные до­кументы как:

- обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (приложение к Приказу Мини­стерства образования России «Об утверждении времен­ных требований к обязательному минимуму основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236)

- Федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государствен­ных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Это позво­ляет обеспечить преемственность и поступательность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе.

Завершение IX класса можно рассматривать как опреде­ленный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро исто­рических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации определенными ориентирами и для школьника, и для педагога.

Предпосылкой для введения итоговой аттестации в 9 классе служит уже имеющийся некоторый опыт выявления уровня подготовки учащихся основной школы по истории. Разработаны и апробированы отдельные типы проверочных заданий, варианты комплексной оценки знаний и умений учащихся. Результаты этого опыта отражены в публикациях по оценке качества знаний по предмету выпускников основ­ной школы (см. История: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.: пособие для учителей, изд. «Просвещение», 2007г. и др.).

Подходы к отбору проверяемых элементов и построения за­даний определялись с учетом требований стандарта к уровню подготовки выпускников основной школы по истории России и включали как требования к составу исторических знаний, так и умений, которыми должен овладеть ученик.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном ми­нимуме содержания образования и в государственном образо­вательном стандарте.

В качестве исходных позиций, нашедших отражение в проектах спецификации, кодификаторе, демонстрационном варианте экзаменационной работы, могут быть названы:

- цели исторического образования в основной школе: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретении опыта разнообразной практики  (индивидуальной и коллективной); подготовка к осуществлению осознанного выбора ин­дивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

- ориентация стандарта не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наиболь­шей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка;

- государственные требования  как ориентиры,  преемственность с ЕГЭ за курс средней школы;

- учет возрастных возможностей и специфики курса истории России основной школы.

Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается и в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и познавательных умений. Вместе с тем, как уже было отмечено, принципиально важен учет возрастных возможностей уче­ников и специфики курса истории основной школы. Отсюда ограничение и содержательного пространства, и уровня требо­ваний к знаниям и умениям.

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности. Общее число заданий в работе — 33. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников — знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр.

Часть 3 (С) включает задания высокого уровня сложности — задания для работы с документом (С1—С4) и задание с открытым развернутым ответом (С5, С6). Задания этой части требуют кратких развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений.

Распределение заданий по содержания исторического мате­риала представлено в работе по разделам, определенным с уче­том общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII—XVIII вв., 2) XIX в., 3) 1900-1945 гг., 4) 1945 г. — 2008 г., при этом рассматриваются разные аспекты истории — экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры.

Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6—7 классах, т.е. за 2—3 года до экзамена. Соответственно по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX — начала XXI в.

В соответствии с названными выше нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся основной школы:

- Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.

- Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.

-  Работа с источниками:

-  Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь).

- Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории).

-  Описание исторических событий.

-  Объяснение, анализ исторических событий.

-  Объяснение исторических понятий, терминов.

-  Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий.

-  Указание характерных, существенных признаков событий, явлений.

-  Объяснение причин и следствий событий.

- Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку.

- Изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений, личностей.

Подготовка к экзамену проводится по учебникам для основ­ной школы, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Рекомендуется также использование учебных пособий, посвященных вопросам аттестации выпускников основной школы, которые имеют гриф ФИПИ.

На выполнение работы отводится 120 минут.

Опираясь на общие подходы к составлению экзаменационной работы и приведенные ниже варианты, учитель может самостоятельно составить из тренировочных заданий собственные варианты контрольных работ. При этом он имеет возможность творчески использовать тренировочные задания, включая в контрольную работу те виды деятельности, которыми, по его наблюдениям, учащиеся овладели недостаточно хорошо. Это позволит качественно подготовиться к экзамену.

Содержание

О государственной (итоговой) аттестации в новой форме в 2010 г.    5

Методические рекомендации для учащихся по подготовке к экзамену, особенности типов заданий..    10

Тренировочные задания    23

Часть 1(А). Задания с выбором ответа     23

Даты    23

Факты    29

Понятия, термины, соотношение фактов и понятий..    35

Причины и следствия событий    41

Задания для работы с документами    48

Часть 2(В). Задания с кратким ответом     58

Задания на определение последовательности событий.    58

Задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями    60

Задания на группировку фактов, событий, явлений..    65

Задания на поиск информации в источнике (с кратким ответом)    69

Часть 3(С). Задания с развернутым ответом    76

Задания для работы с источником (С1—С4)    76

Задания на обобщенную характеристику, систематизацию фактов, событий, явлений    79

Тренировочные варианты    81

Вариант 1    82

Часть 1(А)    82

Часть 2(В)    87

Часть 3(С)    90

Вариант 2    91

Часть 1(А)    91

Часть 2(В)    96

Часть 3(С)    100

Ответы и критерии оценивания    102

Ответы к тренировочным заданиям    102

Даты    102

Факты    103

Понятия, термины, соотношение фактов и понятий.    104

Причины и следствия событий    105

Задания для работы с документами (с выбором ответа)     .106

Определение последовательности событий    106

Задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями    107

Задание на группировку фактов, событий, явлений.    107

Задания на поиск информации в источнике (с кратким ответом)    108

Критерии оценивания заданий на работу с источником (С1—С4)    108

Критерии оценивания заданий на обобщенную характеристику, систематизацию фактов, событий, явлений    114

Ответы к тренировочным вариантам    122

Вариант 1    122

Вариант 2    123

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос