ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010

Снято с продажи
Код 163а
Авторы Цыбулько И.П. и др.
Издательство Интеллект-центр, 2010
ISBN 978-5-89790-621-5
Страниц 208
УДК 828
Штрихкод 9785897906215
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Вес 145 г
Данное пособие предназначено для широкого круга читателей (учителей, учащихся и их родителей), интересующихся подготовкой к государственной итоговой аттестации в 9 классе в новой форме. Структура книги повторяет логику самого экзамена: подготовка к написанию сжатого изложения, анализ текста, с опорой на знания по основным разделам школьного курса, подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Учителю пособие поможет разработать стратегию подготовки учащихся к экзамену. Ученику в пособии предлагаются задания, которые помогут ему оценить уровень своей подготовки на протяжении всего учебного года. Все задания книги содержат комментарии и эталоны ответов.

Подробное описание

О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку

Завершение IX класса для школьника можно рассматривать как определённый рубеж в изучении курса русского языка. Объём знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к это­му моменту, зафиксирован в нормативных документах. На осно­ве этих нормативных документов разработана новая форма экза­менационной работы для государственной итоговой аттестации.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы - это написание сжатого изложения по тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выде­лять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, от­секать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуж­дает выпускника выполнить информационную обработку текста.

Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учи­тель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. При этом нельзя забывать и о том, что подобные умения формируются как обще­учебные при изучении других предметов (литературы, иностран­ного языка, истории, биологии, географии и пр.). При этом вос­требованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лек­сические и грамматические средства, способные связно и доста­точно кратко передать полученную информацию.

Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена, учителю достаточно правильно сориентировать их, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы работы с текстом.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одно­го и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст - рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частно­му, от отвлечённого к конкретному».

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1-А7) и задания с открытым ответом (В1-В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в зада­ниях типа В - записать найденный ответ цифрами или словами.

Семь заданий типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культур­но-ценностных категорий текста: понимание его основной пробле­мы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание от­ношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Такой анализ соотносится с основными приёмами и аспектами анализа содержания, которые используются как на уроках рус­ского языка, так и на уроках литературы, иностранного языка в школе с 5 по 11 класс.

Четырнадцать заданий типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетен­ций выпускников. Все задания имеют практическую направлен­ность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основ­ной школе учебников для 5-9 классов и не требует дополнитель­ных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.

Эта группа заданий представляет собой определённую ступень к экзамену в 11 классе, а не аналог такого же типа заданий в ЕГЭ. Более того, можно сказать о том, что экзаменационная работа для итоговой аттестации в 9 классе в целом носит диагностический характер по отношению к ЕГЭ.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать толь­ко одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную ком­петенцию школьников, в частности умение строить собственное вы­сказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать по­ложения своей работы, используя прочитанный текст.

Заметим, что оба задания этой части одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистиче­скую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьника­ми в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ори­ентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Таким образом, экзаменационная работа соответствует возрас­тным особенностям экзаменуемых, не выходит за пределы требо­ваний, которые предъявляются к выпускнику основной школы, и не влечёт перестройки учебного процесса. Но как и любой экза­мен, новая форма государственной итоговой аттестации требует систематизации и обобщения изученного. Надеемся, что в этом учащимся и учителям поможет предлагаемая книга.

Обращаем Ваше внимание на то, что структура книги повторяет логику самого экзамена: подготовка к написанию сжатого изложе­ния, анализ текста с опорой на знания по основным разделам школьного курса, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Содержание

О новой форме государственной (итоговой) аттестации

в 9 классе по русскому языку    4

Как работать с книгой    7

Сжатое изложение    9

Ответы к упражнениям    92

Тренировочные задания по основным разделам школьного курса    95

Фонетика, графика    95

Ответы и комментарии к разделу    100

Орфоэпия    104

Ответы и комментарии к разделу     106

Лексика и фразеология. Лексические нормы. Лексические средства выразительности речи    107

Ответы и комментарии к разделу     113

Морфемика    115

Ответы и комментарии к разделу     117

Словообразование    119

Ответы и комментарии к разделу     121

Морфология    123

Ответы и комментарии к разделу     129

Морфологические нормы    134

Ответы и комментарии к разделу     136

Синтаксис. Словосочетание    137

Ответы и комментарии к разделу     141

Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение    144

Ответы и комментарии к разделу     150

Пунктуация    152

Ответы и комментарии к разделу     159

Синтаксические нормы    162

Ответы и комментарии к разделу     168

Орфография    173

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему    183

Тренировочные варианты экзаменационной работы    187

Вариант 1    187

Вариант 2    196

Ответы и критерии оценивания к заданиям

тренировочных вариантов    205

Ответы к заданиям варианта 1    205

Ответы к заданиям варианта 2    207

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос