Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников.

Снято с продажи
Код 1624в
Издательство Красико-Принт, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-985-405-472-8
Страниц 176
УДК 373.1.02(072)
Штрихкод 9789854054728
Размеры (Ш x В x Т) 136 x 200 x 8 (мм)
Вес 118 г
Представлен современный опыт работы с одаренными школьниками, а также система работы с педагогами и родителями одаренных детей. Предлагается ряд методических разработок для выявления одаренных детей психологами, учителями и родителями в домашних условиях.
Издание предназначено для всех, кто по роду своей деятельности соприкасается с работой с одаренными детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Современные тенденции общественного развития со все большей очевидностью показывают кризисное состояние как материальной, так и духовной сферы жизни. И если кризис материального производства рано или поздно будет преодолен в силу действия ряда объективных законов, то процесс духовного возрождения общества составляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий в конечном итоге каждого человека. Именно самоценность личности, ее уникальность и неповторимость должны культивироваться с полной определенностью и настойчивостью во всех государственных и общественных учреждениях. И в этом роль системы образования нельзя недооценивать. Поэтому совсем не случайно концепция образования воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя про­блему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела - необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой ин­дивидуальности личности .

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа бу­дущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его про­цветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в на­циональные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологи­ческой и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей. Ныне, когда в обществе стали осознавать всю трагичность невос­полнимого урона, нанесенного интеллектуальному потенциалу в прошлые десятилетия, поиск, выявление и развитие одаренных и та­лантливых детей становится актуальной общенародной задачей. На основании этого стал функционировать Центр «Одаренные дети», в школах созданы целевые программы по поиску, развитию и под­держке интеллектуально одаренных детей - одного из приоритетов на пути усовершенствования школы.

Разработка программ «Одаренные дети» вызвана необходимостью повышения эффективности работы педагогического коллектива по выявлению и развитию талантливых и одаренных учащихся, что предусмотрено реформой общеобразовательной средней школы. Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктив­ную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предмет­ной деятельности. Индивидуальность, если исходить из ее приорите­та в образовательном процессе, требует воплощения принципа са­моопределения учащегося: на основе минимума знаний учащийся определяет сам, какие развивать способности, практические уме­ния, он сам определяет этапы и сроки своего становления, опреде­ляет, насколько он достиг намеченного.

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления де­тей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление ода­ренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка за­частую педагоги судят по успеваемости школьника. Примерно 15% одаренных учащихся школа считает «трудными». Однако даже при использовании научно обоснованного подхода при выявлении ода­ренных детей возникает следующий вопрос - что с ними делать, какие способы применить для развития потенциала личности. Со­гласно российским данным, около 20% школьников являются ода­ренными, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития их способностей, действительно одаренны­ми после окончания школы остаются лишь 2-5%. Результаты пси­хологического скрининга выявленных интеллектуально одаренных детей начальной школы на примере средней школы № 222 указыва­ют на тенденцию «затухания одаренности». «Затухание» может быть обусловлено разными причинами. И одна из них — несоответствие потребностей дальнейшего развития способного ребенка условиям обучения и воспитания. Если нет благожелательного развивающего подхода к способному ребенку, если ему не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится все более вероятным.

У одаренного ребенка много социально-психологических проблем в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация    (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности, вялости, незаинтересованности в контактах в асоциальном  и агрессивном поведении, уходом в мир своих грез, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка. Результаты скрининга затруднений интеллектуально одаренных младших школьников, проводимые на протяжении четырех учебных лет, указывают на рост неблагополучия в школьной социальной среде.

Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны, а с другой стороны — сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика в детском коллективе.

С одаренностью ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.

В целом выделяют следующие направления работы психолога в школе с одаренными учениками:

- Проведение психологической диагностики. Известно, что педагоги и школьные администраторы традиционно большой интерес проявляют к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений Над особенностями умственного развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях школьников и поможет педагогам перестроить свой взгляд на учащихся. Наиболее важной является проведение другой диагностики — дифференциальной, направленной на выявление одаренных детей в группе дезадаптированных школь­ников и оказание им соответствующей специальной помощи.

- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родите­лей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.

- Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных разви­вающих, тренинговых занятий и программ, так и педагогическим коллективом. В этом случае психолог ведет консультативную работу с педагогами, оказывая им помощь в разработке и анализе индиви­дуальных программ обучения одаренных школьников.

- Оказание психологической помощи одаренным детям и их пе­дагогам в решении возникающих у них проблем.

Нами была разработана собственная модель психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных младших школьников:

- Подбор и апробация пакета документов для выявления ода­ренных детей.

- Проведение психологической диагностики:

выявление интеллектуально одаренных детей (наблюдение, диагностика классов);

выявление креативности, лидерской одаренности интеллекту­ально одаренных школьников;

выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкети­рование ребенка, родителей).

Создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей.

Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.

Разработка рекомендаций педагогам, детям, родителям по преодолению затруднений одаренного ребенка (индивидуальная коррекционная программа на каждого интеллектуально одаренного учащегося начальной школы).

Включение детей в коррекционно-развивающие занятия, проводимые психологом, развивающие занятия для познавательной и психосоциальной сфер интеллектуально одаренного младшего школьника педагогами-предметниками.

Оказание психологической помощи одаренным детям, их родителям в решении проблем через индивидуальное консультирование.

- Повторная диагностика.

- Сравнительный анализ.

Содержание

Предисловие    3

Глава 1. Психодиагностика    7

Блок методик для определения интеллектуальной, творческой и социальной одаренности    15

Банк данных (одаренные дети начальной школы)    36

Глава 2. Психокоррекция    38

Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному школьнику в учебно - воспитательном процессе    38

Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления и познавательной сферы школьников    40

Рекомендации классным руководителям по содействию социальной адаптации интеллектуально одаренного школьника    47

Групповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с интеллектуально с интеллектуально-одаренными школьниками    47

Индивидуальная программа развития интеллектуально одаренного школьника    80

Глава 3. Психологическое просвещение    80

Психологическое просвещение педагогов    80

Материалы психологического просвещения родителей интеллектуально одаренных детей    146

Литература    170

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос