Скоро в школу. От 5 до 7 лет (серия "Грамматика в играх и картинках")

Снято с продажи
Код 865о
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-106-1
Страниц 16
УДК 373
Штрихкод 9785934371068
Размеры (Ш x В x Т) 190 x 250 x 3 (мм)
Вес 76 г
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме "Скоро в школу".
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветные иллюстрации, помещенные в середине пособия, легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практи­ки, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей ти­повой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Тема «Скоро в школу» изуча­ется только в старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.

Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родите­лям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 5 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязан­ных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматиче­скую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концент­рической.

Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, от простого к сложно­му, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программ­ное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматиче­ская — формирование языковых норм и правил. Последовательное осуществление преем­ственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

В таблице приведена последовательность расположения материала по частям речи для каждого года жизни ребенка.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с уче­том основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматиче­ской стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми осо­бенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.

Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и нату­ральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации помещены в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, сформировать словоизменение и словообразование.

Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. У них достаточный словарный запас, они владеют навыками словообра­зования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают гладко. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лекси­ки, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с об­щим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразви­тие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими програм­мой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс мо­жет затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.

В речевой практике, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, для которых нужно выработать частные, единичные речевые стереотипы. Это объясняет необ­ходимость использования таких методических правил в развитии речи детей, как повторе­ние, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.

Содержание

Введение     3

5—6 лет (старшая группа)

Игра «До свидания, детский сад!»    6

Игра «Кто что делает?»    6

Игра «Кому что?»    6

Игра «Здравствуй, школа!»     7

Игра «Подбери пару»    8

Игра «Назови нужное слово»     8

Игра «Ответь на вопрос»     8

Игра «Что забыл нарисовать художник?»     9

Игра «Сосчитай и назови»    9

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Добавь слово»     10

Игра «Назови правильно»    10

Игра «Закончи предложение»     10

Игра «Слова-родственники»    11

Игра «Цепочка»     11

Игра «Загадки»     11

Игра «Послушай и объясни»     12

Игра «Непоседа»     12

Игра «Новое слово»    13

Игра «Продолжи словесный ряд»    13

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.