Уроки МХК. 11 кл. Практическое пособие

Снято с продажи
Код 99м
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2003
ISBN 5-98225-012-0
Страниц 208
УДК 930.85 (075.3)
Штрихкод 9785982250124
Размеры (Ш x В x Т) 142 x 200 x 10 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 161 г
Поурочные разработки курса МХК написаны учителями-практиками на основе многолетнего опыта работы по предмету.
Пособие адресовано коллегам, преподающим МХК в старших классах. Оно также может быть использовано в работе преподавателей литературы, истории и классных руководителей.

Подробное описание

Слово к коллегам


Настоящее издание представляет собою систему уроков по курсу МХК в XI классе.

В «Пояснительной записке» к «Программе по МХК», рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Мини­стерства образования Российской Федерации, выражается надежда «на творческий подход к ней учителя», который, «в зависимости от уровня развития учащихся, их художественных предпочтений, уровня подготов­ки самого педагога», может сократить или расширить материал, «предло­женный в разделах и темах программы».

Мы воспользовались этим доверием и успешно апробировали свой вариант, разумеется, предельно бережно отнесясь к государственной про­грамме.

Курс МХК был прочитан в XI классе по одному часу в неделю с учетом реалий современной школы.

В старших классах практически невозможно выделить два-три часа в неделю на МХК: учащиеся очень интенсивно готовятся к выпуску, занимаются на различного рода курсах и с репетиторами. Предложив именно данный вариант прочтения курса, нам удалось сделать его нео­бременительным для временного бюджета старшеклассников и в то же время эффективным для уровня восприятия: выпускники созрели для се­рьезных размышлений о более широком видении горизонтов жизни и ми­ровой культуры.

Курс МХК, по нашему мнению, призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, быть может, в чем-то даже внешнего облика, ибо соприкоснове­ние и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания.

Дело в том, что реформирование государства во всех сферах привело к скачку в развитии СМИ, компьютеризации, выходу в Internet, что по­влекло за собой не только позитивные, но и резко негативные последствия: разрушение жизненных идеалов, разгул террора, насилия, наркомании, СПИДа и порнографии. Цена человеческой жизни упала до нулевой отмет­ки. И справиться с этими бедами только при помощи наказаний, даже са­мых жестких, нельзя. Кардинальное решение проблемы заключается в убеж­дении каждого, что «не хлебом единым жив человек».

По большому счету курс МХК в школе нацелен на то, чтобы будить и развивать человеческое в Человеке.

Приживается он сегодня трудно по многим причинам: то директор оказывается консервативным, то подходящего учителя не находится, а чаще всего потому, что курс этот требует большой подготовки, предпола­гает наличие хорошей библиотеки и фонотеки, собрание репродукций, слайдов, видеозаписей...

Мы хотим помочь учителям, начинающим вести этот курс, особенно в сельской глубинке, предлагая материалы из собственного опыта рабо­ты. Все уроки, помещенные в книге, имеют четко сформулированную тему и цель, эмоциональный эпиграф как поэтически выраженную идею урока, его главный содержательный стержень. В разделе «Оборудование урока» обозначены необходимые пособия для успешного изложения материала по теме (о них учителю следует позаботиться заранее). В отдельных уро­ках даются поэтические тексты (Арагона, Элюара, Верхарна), это сдела­но для облегчения задачи учителя, ибо данные стихи нелегко отыскать даже в библиотеках Воронежа.

В рекомендациях по подготовке к уроку предусмотрено участие слушателей курса в изложении лекционного материала (кстати, неоднократно апробированное), письменные работы по типу эссе на заданную тему, небольшие домашние задания, тесты и так далее.

Все это способствует активизации процесса усвоения материала, оживляет его изложение, дает учащимся возможность самовыражения, по­могает отрабатывать навыки монологической речи.

Но при этом следует строго регламентировать временные рамки, в которые ученик должен уложиться, когда выступает в роли ассистента учителя, чтобы не нарушать композицию урока и его логическое завершение.

Разумеется, все предварительные задания надо сформулировать и рас­пределить за две-три недели до урока, чтобы старшеклассники успели подготовиться.

Успеха вам, дорогие коллеги!

Содержание

Слово к коллегам    1

Урок 1 Художественная культура конца XIX - начала XX века    5

Урок 2 Темы и образы поэзии Эмиля Верхарна    9

Урок 3 Своевременная и жестокая правда в картинах Кэте Кольвиц (1867-1945)     18

Урок 4 Символизм в зарубежном изобразительном искусстве.

Творчество Пюви де Шаванна, Одилона Редона, Гюстава Моро    22

Урок 5     Авангард. Фовизм. Картины Анри Матисса (1869 -1954)...     27

Урок 6    Футуризм и кубизм в искусстве. Мир Пабло Пикассо     32

Урок 7    Творческие искания русских художников в изобразительном искусстве России конца XIX - начала XX веков.

«Мир искусства»    37

Урок 8    Портрет в творчестве В. А. Серова (1865- 1911)    43

Урок 9    Символизм и другие проявления модерна в русской живописи конца XIX - начала XX веков    50

Урок 10  Держава Николая Рериха    58

Урок 11   «Ив час на огненном закате меж гор предвечных видел ты, как дух великий и проклятый упал в провалы с высоты» В. Брюсов     64

Урок 12   Музыкальное искусство России на рубеже веков.

Традиции и новаторство. Романтический пафос и мужественная сила в музыке Рахманинова. Третий концерт для фортепиано с оркестром. Кантата «Колокола».    71

Урок 13  Музыкальное искусство России на рубеже веков. Традиции и новаторство. Александр Николаевич Скрябин    76

Урок 14-15   Художественная культура между двумя мировыми войнами (1917- 1939). Общая характеристика периода. Война и фашизм в творчестве Эрнеста Хемингуэя    82

Урок 16  «Истинная поэзия - это любовь, мужество и жертва». (Поэзия Федерико Гарсиа Лорки, 1898-1936)    88

Урок 17  Поэзия Пабло Неруды (1904 - 1973гг.) (Нефтали  Рейсе)    98

Урок 18  Экспрессионизм в зарубежной литературе двадцатых - тридцатых годов XX века; его проявление в творчестве Франца Кафки (1883 - 1924)     111

Урок 19  Авангард двадцатых-тридцатых годов XX века.

Абстракционизм Василия Кандинского и супрематизм Казимира Малевича     117

Урок 20  Примитивы и примитивисты (Анри Руссо, Нико Пиросманашвили, Марк Шагал)     122

Урок 21   Аналитическое искусство. Творчество Павла Филонова (1883- 1941)     129

Урок 22   Произведения А. Дейнеки и К. Петрова-Водкина     134

Урок 23   Поэзия Сопротивления. Произведения Поля Элюара и Луи Арагона     138

Урок 24  Советское изобразительное искусство в борьбе с фашизмом     144

Урок 25-26. Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны    151

Урок 27  Традиции и новаторство в культуре 50-80 гг. XX века.

Сюрреализм. Творчество Сальвадора Дали - уход в иррациональный, подсознательный мир сновидений     158

Урок 28-29   Ритмы XX века. Рок-музыка     166

Урок 30-31   Творческие искания художников и композиторов в отечественном искусстве в 60-80-е годы     175

Урок 32-33   К вопросу об истории киноискусства в России (общий обзор)     191

Урок 34  «Гори, гори, моя звезда» (заключительный урок по МХК в XI классе)     198

Список использованной литертуры    204

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос