Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков

Снято с продажи
Код 2707
Авторы-составители Шакина Г. В.
Издательство Учитель, 2009
Серия Урок в современной школе
ISBN 978-5-7057-1948-8
Страниц 147
УДК 372.22
Штрихкод 9785705719488
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 103 г
В данном пособии кратко рассматриваются основные положения системы развивающего обучения, специфика учебной деятельности, типология и анализ уроков. Основную часть пособия составляют проекты уроков учителей начальных классов. Их методические находки по постановке учебной задачи, организации поисково-исследовательской деятельности, включению групповой и парной работы на уроке, развитию контрольно-оценочной деятельности школьников и многое другое заинтересует учителей, осваивающих вариативные учебно-методические комплекты нового поколения, авторы которых опираются на положения развивающего обучения.
Пособие адресовано учителям начальных классов, методистам, заместителям директоров по УВР в начальных классах, школьным психологам, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Это значит, что школа сегодня не может только «давать» знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний»1. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова. Это посильная задача для школы.

Образовательная система развивающего обучения (РО) решает задачи, поставленные сегодня перед российским образованием, обеспечивая условия прежде всего для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий учителя.

Каковы же эти условия? Как же устроен этот подход, эта педагогическая технология? Авторами подхода, учеными, разработчиками, методистами написана обширная литература – фундаментальные монографии, краткие методические рекомендации, экспериментальные отчеты, популярные книги, статьи. Очевидно, что для глубокого понимания сути дела надо читать оригинальные педагогические труды. В данном пособии раскрываются те особенности, которые помогут увидеть разницу между традиционным и развивающим уроком, понять замысел учителей, представленный в проектах уроков. Это своего рода попытка обобщения первых шагов деятельности педагогов республики Мордовия в освоении РО. Их методические находки по постановке учебной задачи, организации поисково-исследо-вательской деятельности, включение групповой и парной форм работы в содержание урока, развитие навыков контрольно-оценочной самостоятельности школьников и многое другое заинтересует не только коллег, работающих по данной системе, но и учителей, осваивающих вариативные учебно-методические комплекты нового поколения, авторы которых опираются на положения развивающего обучения.


1 Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: методические рекомендации. – М., 2004.

Содержание

Введение    3

Специфика учебной деятельности    5

Типология уроков в системе РО    11

Анализ урока в системе РО    25

Проекты уроков в начальных классах    29

Уроки русского языка    29

Н. Ф. Крапивина

2 класс    29

Тема: Орфограммы слабых позиций. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря    30

3 класс    42

Тема: Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня -гор-/-гар-)    43

3 класс    51

Тема: Как быть с орфограммами в окончаниях слов?    51

4 класс    59

Тема: Имя числительное как часть речи    61

Л. М. Сюбаева

4 класс    68

Тема: Индивидуальность лексических значений и типичность грамматических значений слов    68

4 класс    74

Тема: Междометие    74

4 класс    80

Тема: Контрольная работа по теме «Слово как часть речи»    81

Уроки математики    84

Л. А. Ошкина

3 класс    84

Тема: Умножение многозначных чисел на 2    86

3 класс    89

Тема: Умножение многозначных чисел на 6    90

Уроки литературного чтения    94

Н. Ф. Крапивина

4 класс    94

Тема: Встреча со сказкой    96

Уроки окружающего мира    104

Л. М. Сюбаева

2 класс    104

Тема: Распространение семян растений    105

3 класс    110

Тема: Народы России. Традиции народов России    111

Т. Г. Паршихина

1 класс    116

Тема: Описание по плану архитектурных сооружений    117

4 класс    121

Тема: Смена дня и ночи. Система «Земля – Луна». Искус-ственные спутники Земли    122

Оценка сформированности основных компонентов учебной деятельности    127

Вместо заключения    140

Литература    143

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.