Организация профильного обучения в средней школе. Нормативы, планирование, рекомендации

Снято с продажи
Код 1288
Авторы-составители Ширшина Н. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь администрации школы
ISBN 5-7057-1099-2
Страниц 121
УДК 371
Штрихкод 9785705710997
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 5 (мм)
Вес 93 г
Один из актуальных и трудных вопросов современного образования - переход на профильное обучение в средней школе.
Как подготовить школьников к осознанному выбору своего профессионального пути? Какие должны быть первые шаги администрации в определении принципов организации профильного обучения в средней школе? Материалы этой книги могут помочь найти ответы на поставленные вопросы. В пособии содержится анализ нормативных федеральных документов, представлены Концепция предпрофильной подготовки (из опыта работы), описание деятельности по профориентации подростков, рекомендации по составлению учебного плана, созданию в школе условий для реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся, как одной из составляющих профильного обучения.
Пособие будет полезно руководителям образовательных учреждений, их заместителям при подготовке семинаров и педагогических советов по проблеме профилизации школы.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Что такое «профиль»?

Профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемым БУПом
(33 часа в неделю), и максимальным лимитом санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

Легко оценить, что, имея 6–7 учебных «стандартизируемых» предметов базового уровня, – причем некоторые из них могут распадаться на учебные предметы профильного уровня (например, базовое естествознание делится для соответствующего профиля на физику, химию и др.), уже только за счет этих варьируемых составляющих можно составить теоретически несколько сотен профилей. Это число еще значительно возрастет с учетом того, что имеется и «нестандартизируемое» пространство около 6 недельных часов, отведенное на элективные курсы. При этом в принятой логике любая подобная комбинация оказывается де-юре правомерной.

Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. В таком учебном плане – образовательной траектории – вполне могут, теоретически говоря, соседствовать базовая математика, профильная история, профильная физика, элективные курсы по числам и т. д.

В подготовке программно-методического обеспечения для профильного обучения правильным и возможным будет сосредоточиться на нескольких немногочисленных примерных профилях, которые окажутся наиболее «естественными» и распространенными.

Таким образом, можно судить, что профильное обучение не есть синоним просто стихийного количественного роста вариативности обучения и степени его дифференциации в старших классах. В действительности профильное обучение будет по преимуществу развертываться в определенных структурных формах – в отношении конфигурации содержания образования такой ведущей структурой, «матрицей» становится собственно профиль, а в отношении институциональной организации обучения – профильная школа или профильный класс.

Общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). В Концепции предполагается и сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.

Каковы же основные особенности профильного обучения?

Старшая школа: три типа учебных курсов – три составляющих БУПа.

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов:

базовые общеобразовательные;

профильные общеобразовательные;

элективные.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения; предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей):

математика;

русский язык и литература;

иностранный язык;

история;

физическая культура;

интегрированные курсы обществознания (для «необществоведческих» профилей, например для естественно-математического);

интегрированный курс естествознания (для «неестественнонаучных» профилей, например для гуманитарного).

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в филологическом профиле; право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т. д. Имеются две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «Естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов – физики, химии, биологии, физической географии; «Обществознание» – курсами экономики, права, социологии, культурологии и т. д.

Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основные функции;

Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

В «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50 % – 30 % – 20 %.

Содержание

Введение    3

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9сентября 2003 г. № 3506 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»    6

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования    11

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей    30

Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана (вариант)    36

Портфолио учащихся    45

Задачи заместителя директора школы, организующего предпрофильную подготовку    51

Рекомендации по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и комплектованию 10 классов на III ступени общего образования (для участников эксперимента по предпрофильной подготовке)     54

Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9 классах)    64

Примерная учебная программа элективного курса    70

Концепция и модель предпрофильной подготовки в основной школ (из опыта работы)    73

Проектная деятельность    91

Приложения    105

Литература    120

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.