Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс

Снято с продажи
Код 990в
Авторы-составители Серегина Л. М., Хорт О. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1432-2
Страниц 207
УДК 371.3
Штрихкод 9785705714322
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 150 г
Темы, связанные с пунктуацией, всегда представляют сложность для учащихся. Подробные разработки занятий элективного курса "Коварные знаки препинания" помогут педагогу углубить знания и закрепить практические навыки учащихся 9 классов по русскому языку. В них широко представлены дополнительные информационные и занимательные материалы, тексты упражнений, интересные формы и приемы работы.
Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, главное назначение которого - выработка у учащихся пунктуационных навыков в определенной системе под руководством преподавателя или самостоятельно. С этой целью ко всем упражнениям даются ключи-ответы.
Пособие адресовано учителям русского языка и литературы, может быть полезно учащимся 9-11 классов и абитуриентам, готовящимся к вступительным экзаменам в вуз.

Подробное описание

Введение

Курс по выбору «Коварные знаки препинания» рассчитан на учащихся девятых классов, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного направления, а также для всех, интересующихся русским языком по тем или иным причинам.

К 15–16 годам у большинства подростков складывается ориентация на будущую сферу деятельности, при этом активные «поиски профессионального самоопределения» начинаются уже в восьмом классе и достигают своего пика в девятом. Поэтому реализация идеи включения разных кратковременных курсов по выбору дает учащимся возможность «попробовать» себя в нескольких областях знаний, изучить свои возможности и творческий потенциал в самостоятельных исследованиях, интеллектуальных упражнениях и учебных играх. Курсы по выбору, в которых учащиеся могут передвигаться свободно и гибко, подскажут подростку, в каком направлении ему следует выбирать программу дальнейшего обучения, где его личные интересы и способности будут реализованы с наибольшей пользой.

Ряд учащихся выбирает курсы не по будущей профессиональной ориентации, а, наоборот, по принципу «слабого звена», намереваясь «подтянуться» в тех предметах, которые труднее всех даются.

Все это ставит перед учителем, ведущим курс по выбору, определенные цели и задачи: необходимо дать материал, выходящий за рамки общеобразовательного стандарта; использовать методику, рассчитанную на развитие интереса к гуманитарным отраслям; а также предоставить возможность закрепить общеобразовательные знания и навыки, повысить уровень грамотности.

Курс по выбору для учащихся девятых классов (автор программы Серёгина Л. М., учитель средней школы № 102 г. Волгограда; программа опубликована в специальном сборнике «Элективные курсы» – приложении к журналу волгоградских учителей «Учебный год» № 12 за 2005 год, выпуск № 1), на наш взгляд, отвечает интересам учащихся, ориентированных на гуманитарный профиль, и запросам тех, кто чувствует «слабость» в пунктуации и хотел бы улучшить свои знания и умения.

В настоящем пособии представлены методические разработки всех занятий, включающие материалы для учителя, тексты упражнений для учащихся, интересные формы и приемы работы, – все это может быть использовано в общеобразовательных учебных заведениях любого типа.

Курс рассчитан на 17 часов, он посвящен некоторым сложным вопросам синтаксиса и пунктуации, поэтому целесообразно включать его в работу во II полугодии, когда основной учебный материал почти полностью освоен, а если и остались еще темы из раздела «Сложное предложение», то они будут хорошо сочетаться с программой «Коварные знаки препинания» и дополняться ею.

Формирование группы для занятий на курсах желательно осуществить в начале учебного года, чтобы заранее распределить темы проектных заданий и исподволь руководить их исполнением. Тогда девятиклассники постепенно втянутся в исследовательскую деятельность и с нетерпением будут ожидать начала занятий на курсах. Желательно, чтобы в списке оказалось не менее 10 человек, так легче будет охватить весь объем материала и учесть интересы каждого.

Гибкость курсов по выбору позволяет учащимся свободно выходить из списочного состава и включаться в занятия. Думается, что здесь должны соблюдаться определенные правила: ученик может уйти или начать работу на курсе в течение первых 2–3 занятий, но не позже, так как в противном случае он или подведет группу, где уже распределены все темы и на его долю также падает определенная часть общей работы, или он окажется лишь «зрителем», а не активным участником интересных исследований, что, несомненно, снижает в целом эффективность курсов и возможность этого конкретного ученика проявить свои способности.

Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объеме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий – необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учетом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы в 9 классе, а также они подготавливают учащихся 10–11 классов к выпускному экзамену по литературе. Учащимся старших классов необходимо научиться писать сочинения-рассуждения на заданную тему в объеме 70–100 слов.

Главное, определяющее назначение практикума – выработка пунктуационных навыков под руководством преподавателя. Однако это не исключает использования пособия для самостоятельной работы учащихся. С этой целью ко всем упражнениям в конце книги даются ключи-ответы, составлен словарь примеров по трудным темам пунктуации.

В качестве учебников при работе с пособием можно порекомендовать использовать «Русский язык» Л. А. Чешко, «Русский язык. Пособие для поступающих в вузы» Д. Э. Розенталя, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко и др.

Пособие может быть полезно и абитуриентам, самостоятельно готовящимся к вступительным экзаменам в вуз. Предлагаем вниманию учителей наше методическое «видение» курса по выбору «Коварные знаки препинания» для учащихся девятых классов и практикум по пунктуации.

Желаем творческих успехов коллегам и их замечательным ученикам.

Содержание

Введение    3

Программа курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)    6

Учебно-тематический план    8

Методические материалы для учителя    9

Занятие 1. Пунктуационные нормы современного русского языка     9

Занятие 2. Основные правила использования знаков препинания в тексте     15

Занятие 3. Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, художественного стилей    19

Занятие 4. Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис    27

Занятия 5–7. Нерегламентированная пунктуация    37

Занятие 8. Комбинированные знаки препинания    52

Занятие 9. Итоговая контрольная работа    57

Занятие 10. Подведение итогов курса    62

Литература    64

Практикум по пунктуации    65

Введение    65

Консультация 1.

Тема: Простое предложение. Употребление тире между членами предложения    67

Тире на месте сказуемого    68

Консультация 2.

Тема: Однородные члены предложения    70

Знаки препинания при однородных членах предложения    70

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами    71

Знаки препинания при повторяющихся словах    73

Консультация 3.

Тема: Обособленные второстепенные члены предложения. Определения    75

Знаки препинания при обособленных определениях    75

Консультация 4.

Тема: Приложения    79

Обособление приложений    79

Консультация 5.

Тема: Обстоятельства    83

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах    83

Уточняющие обстоятельства места и времени    88

Консультация 6.

Тема: Дополнения    89

Знаки препинания при обособленных дополнениях    89

Консультация 7.

Тема: Уточняющие и присоединительные члены предложения. Пояснительные члены предложения    92

Обособление уточняющих членов    92

Обособление присоединительных членов    92

Обособление пояснительных членов    93

Консультациям 8.

Тема: Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения    96

Обособление вводных слов    96

Консультация 9.

Тема: Обращение    99

Обособление обращений    99

Консультация 10.

Тема: Междометия, слова-предложения да и нет    101

Обособление междометий    101

Обобщающие работы по теме «Простое предложение»    103

Консультация 11.

Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение    108

Знаки препинания в сложносочиненном предложении    108

Консультация 12.

Тема: Сравнительный оборот    111

Обособление сравнительных оборотов    111

Консультация 13.

Тема: Сложноподчиненное предложение    112

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении    112

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи    113

Консультация 14.

Тема: Бессоюзное сложное предложение    119

Знаки препинания в бессоюзном предложении    119

Обобщающие работы по теме «Сложное предложение»    121

Консультация 15.

Тема: Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитирование    125

Знаки препинания при диалоге    125

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью    125

Знаки препинания в цитатах    126

Знаки препинания в предложениях с прямой речью    127

Пунктуация при союзе и    131

Пунктуация при союзе как    133

Употребление тире    136

Употребление двоеточия    137

Сочетание знаков препинания    138

Обобщающие работы на все правила    139

Ключи к самостоятельным работам    142

Словарь примеров    180

Употребление тире    180

Знаки препинания при однородных членах предложения    185

Знаки препинания при повторяющихся словах    191

Знаки препинания при обособленных дополнениях    193

Знаки препинания при обособленных определениях    196

Обособление приложений    198

Условные сокращения    202

Литература    204

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос