Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной

Снято с продажи
Код 596н
Издательство Учитель, 2012
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-2554-0
Страниц 207
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705725540
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 140 г
Настоящее пособие содержит разработки уроков русского языка и развития речи в 5 классе, составленные по учебному комплексу: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9 классы"; А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. "Русский язык. Практика. 5 класс"; Е. И. Никитина "Русский язык. Русская речь. 5 класс" (М.: Дрофа, 2011), которое поможет учителям-словесникам сориентироваться в распределении материала между тремя учебными пособиями.
Предназначено учителям русского языка, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие содержит поурочные планы, составленные в соответствии с программой по русскому языку к учебному комплексу для 5 класса (авторы программы В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова). В разработки уроков включен материал из трех учебных книг для учащихся: «Русский язык. Теория. 5–9 классы», «Русский язык. Практика. 5 класс» и «Русский язык. Русская речь. 5 класс» с подачей его по линейному принципу из расчета 6 часов в неделю.

Автор учитывает специфику 5 класса как переходного от начального этапа обучения родному языку (элементарно-практического курса русского языка) к среднему звену школы (систематическому курсу основ науки о языке), на котором важно заложить основу прочных речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся в процессе изучения фонетики, графики, орфографии, морфемики, лексики.

Предлагаются различные типы уроков в соответствии с психолого-педагогическими моментами усвоения материала учащимися, уроки обучения изложениям и сочинениям, уроки-практикумы, контрольные уроки и уроки анализа письменных работ учащихся, а также разнообразные способы проверки заданий письменного характера и формы проверки качества усвоения теоретического материала в совокупности с практическими навыками.

Круг сведений о языке учащиеся получают из учебника «Русский язык. Теория», работа с которым предполагает следующие приемы: сообщение учителя, чтение учащимися материала параграфа с последующим его пересказом, знакомство с содержанием статьи учебника перед началом практической работы, в ходе выполнения или после завершения ее, выборочное чтение параграфа, составление его плана, нахождение в параграфе частей в соответствии с пунктами плана, анализ примеров, данных в учебнике, и приведение аналогичных, сопоставление правил и др. Важно, чтобы изучение теоретического материала имело практическую направленность.

В этом большую роль играет операционная функция моделирования учебной деятельности учащихся. Наряду с традиционными упражнениями особое значение придается орфографическим задачам, при решении которых учащиеся применяют полученные знания, а также формируются их умения сравнивать, сопоставлять различные языковые явления, систематизировать и обобщать теоретический материал. Акцент делается на умения и навыки правописания. Работа строится с опорой на орфограмму и пунктограмму, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении.

Усилено внимание к слову. В системе проводится словарно-орфографическая работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с этимологией слова, значением его, родственными связями с другими словами, нормами произношения и правописания, сферой употребления. Лексический, морфемный и словообразовательный разборы активизируют работу с разными словарями.

На уроках используются различные графические средства обучения: условные знаки обозначения орфограммы, схемы, таблицы, условно-графическое отражение ориентировочной основы правил и другие.

Учитывая возраст пятиклассников, учитель включает в материалы уроков задания с элементами занимательности («Подскажи словечко», «Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови стихотворение» и др.); отгадывание загадок и сочинение собственных; проводит «музыкальный» диктант, грамматический турнир, игру-соревнование, что делает урок эмоциональным и интересным учащимся.

Особое значение придается заданиям по дыхательной и речевой гимнастике: «Разомни язычок», «Не запутайся в звуках», «Не сломай язык».

С целью организации работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учитель проводит специальные уроки, на которых не только формирует у пятиклассников навыки выполнения заданий в тестовой форме, но и разносторонне проверяет знания учащихся по теории, отрабатывает их орфографические и пунктуационные умения и навыки, работает над развитием устной и письменной речи школьников.

В книге, сделанной в форме рабочей тетради, представлены задания всех уровней ЕГЭ и сгруппированы по следующим темам: «Фонетика. Графика», «Лексика», «Грамматика», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи». Каждая тема включает задания типа А, В и С. Так как в 5 классе уровень связной речи еще не позволяет учащимся писать сочинения части С, аналогичные заданиям ЕГЭ, в пособии подобраны ориентированные на конкретную лингвистическую тему (проблему) тексты, на материале которых формируются задания типа В и С, формирующие умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение по проблеме с опорой на синтаксические модели.

Главная задача уроков развития речи – формирование основных речевых (коммуникативных) умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли (идее), планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, анализируют готовые тексты, обучаются различным видам пересказа, изложениям и сочинениям. Система упражнений и заданий также включает вопросы, связанные с выразительностью речи, средствами ее создания. Широко привлекается иллюстративный материал – рисунки на заданную тему, репродукции картин известных художников и предметов прикладного искусства.

Культурологический аспект уроков способствует воспитанию у учащихся интереса к родному языку и формирует потребность грамотно говорить и писать.

Содержание

Введение    3

Примерное тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 5 классе    5

Урок 1. Тема: Знакомство с учебным комплексом  по русскому языку    5

Урок 2. Тема: Роль языка в жизни общества    8

Вводный курс    9

Урок 3. Тема: Орфография. Орфограмма    9

Урок 4. Тема: Правописание безударных гласных в корне слова    11

Урок 5. Тема: Правописание безударных гласных  в приставках    12

Урок 6. Развитие речи. Тема: Устная и письменная формы речи    13

Урок 7. Тема: Правописание гласных и, а, у  после шипящих    14

Урок 8. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    15

Урок 9. Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова    16

Урок 10. Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова    17

Урок 11. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    19

Урок 12. Тема: Правописание удвоенных согласных  в корне слова    19

Урок 13. Тема: Закрепление изученного    20

Урок 14. Развитие речи. Тема: Речь диалогическая и монологическая    21

Урок 15. Тема: Запись под диктовку (по тексту упражнения 54)    23

Урок 16. Тема: Морфология и орфография    23

Урок 17. Тема: Самостоятельные части речи.  Имя существительное    25

Урок 18. Тема: Самостоятельные части речи.  Имя существительное    26

Урок 19. Тема: Имя прилагательное    27

Урок 20. Развитие речи. Тема: Понятие о связном тексте    28

Урок 21. Тема: Глагол. Понятие о глаголе    29

Урок 22. Тема: Прошедшее время    31

Урок 23. Тема: Настоящее и будущее время    31

Уроки 24–25. Тема: Закрепление изученного. Урок-практикум    33

Урок 26. Развитие речи. Тема: Тема    33

Урок 27. Тема: Диктант с грамматическим заданием    34

Урок 28. Тема: Анализ диктанта и работа над ошибками    35

Урок 29. Тема: Склонение имен существительных    36

Урок 30. Продолжение темы    37

Урок 31. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    39

Урок 32. Тема: Имена существительные собственные    40

Урок 33. Развитие речи. Тема: Тема (продолжение)    41

Урок 34. Тема: Наречие. Различение наречий по вопросу    42

Урок 35. Тема: Правописание наречий    43

Урок 36. Тема: Местоимение. Личные местоимения    44

Урок 37. Тема: Притяжательные, вопросительные  и неопределенные местоимения    45

Урок 38. Тема: Служебные части речи. Предлог    47

Урок 39. Развитие речи. Тема: Тема (продолжение)    48

Урок 40. Тема: Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях    49

Урок 41. Тема: Частицы. Значения частиц    50

Урок 42. Тема: Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»    50

Урок 43. Тема: Контрольный диктант  с грамматическим заданием    51

Урок 44. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками    52

Урок 45. Развитие речи. Тема: Основная мысль текста    53

Урок 46. Тема: Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации    54

Урок 47. Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации    56

Урок 48. Тема: Пунктуационный разбор    56

Урок 49. Тема: Предложение    57

Урок 50. Тема: Виды предложений  по цели высказывания    59

Урок 51. Развитие речи. Тема: Простой план    59

Урок 52. Тема: Невосклицательные и восклицательные предложения    60

Урок 53. Тема: Члены предложения    61

Урок 54. Тема: Главные члены предложения    62

Урок 55. Тема: Синтаксический разбор предложения    64

Урок 56. Тема: Закрепление    65

Уроки 57–58. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту    66

Урок 59. Тема: Главные члены предложения    66

Урок 60. Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже)    67

Урок 61. Тема: Второстепенные члены предложения    68

Урок 62. Тема: Определение    69

Урок 63. Тема: Дополнение    71

Урок 64. Тема: Обстоятельство    71

Урок 65. Тема: Члены предложения  (обобщение по теме)    72

Урок 66. Тема: Диктант с грамматическим заданием    73

Урок 67. Анализ диктанта и работа над ошибками    74

Урок 68. Тема: Словосочетание    74

Урок 69. Тема: Сочинительные словосочетания    75

Урок 70. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту (прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся)    76

Урок 71. Тема: Словосочетание (обобщение)    77

Урок 72. Тема: Предложения с однородными членами    78

Урок 73. Тема: Предложения с однородными членами    80

Урок 74. Тема: Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения    81

Урок 75. Тема: Предложения с однородными членами    82

Урок 76. Развитие речи. Тема: Понятие о последовательной связи предложений в тексте    83

Урок 77. Тема: Однородные члены предложения. Закрепление    84

Урок 78. Тема: Диктант с грамматическим заданием    85

Урок 79. Тема: Анализ диктанта  и работа над ошибками    86

Уроки 80–81. Тема: Предложения с обращениями    86

Урок 82. Развитие речи. Тема: Понятие о параллельной связи предложений в тексте    89

Урок 83. Тема: Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего  по отношению к высказываемому    90

Урок 84. Тема: Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления    92

Урок 85. Тема: Сложное предложение    93

Урок 86. Тема: Сложносочиненные  и сложноподчиненные предложения    95

Урок 87. Тема: Союзы в сложном предложении    96

Урок 88. Тема: Простые и сложные предложения    97

Урок 89. Развитие речи. Тема: Выразительные средства связи  устной речи    98

Урок 90. Тема: Синтаксический разбор сложного предложения    99

Урок 91. Тема: Контрольный диктант    100

Урок 92. Тема: Анализ контрольного диктанта  и работа над ошибками.    101

Урок 93. Тема: Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними)    101

Урок 94. Развитие речи. Тема: Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля    103

Урок 95. Тема: Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними)    104

Урок 96. Тема: Диалог    105

Урок 97. Тема: Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»    106

Урок 98. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    107

Урок 99. Тема: Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»    108

Урок 100. Тема: Контрольный диктант    109

Урок 101. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками    110

Урок 102. Развитие речи. Тема: Книжные стили. Характеристика научного стиля    110

Основной курс    111

Урок 103. Тема: Понятие о литературном языке    111

Урок 104. Тема: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы    112

Урок 105. Тема: Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит    113

Урок 106. Тема: Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса    114

Урок 107. Развитие речи. Тема: Характеристика  художественного стиля    115

Урок 108. Тема: Ударение    116

Урок 109. Тема: Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция    117

Урок 110. Тема: Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные    118

Урок 111. Тема: Правописание безударных гласных  в корне слова    119

Урок 112. Тема: Гласные буквы после шипящих    120

Урок 113. Тема: Гласные буквы и–ы после ц    121

Уроки 114–115. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту    123

Урок 116. Тема: Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме    124

Урок 117. Тема: Непроизносимые согласные звуки  и их обозначение на письме    125

Урок 118. Тема: Удвоенные согласные и их обозначение на письме    126

Урок 119. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных  на письме с помощью ь    127

Урок 120. Тема: Значения букв я, ю, е, ё    128

Урок 121. Тема: Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Урок-практикум    129

Урок 122. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    130

Урок 123. Тема: Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия»    130

Урок 124. Тема: Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь    131

Урок 125. Тема: Морфемика. Орфография.  Понятие о морфемике    133

Уроки 126–127. Тема: Основа слова и окончание    135

Тема: Основа слова и окончание (продолжение)    136

Урок 128. Развитие речи. Тема: Типы речи    137

Уроки 129–130. Тема: Корень слова. Исторические изменения в составе слова    138

Тема: Корень слова  (продолжение)    139

Урок 131. Тема: Приставки, суффиксы    140

Урок 132. Тема: Чередование гласных звуков в корне слова    141

Урок 133. Развитие речи. Тема: Повествовать – значит рассказывать    142

Урок 134. Тема: Чередование согласных звуков  в корне слова    143

Урок 135. Тема: Полногласные и неполногласные сочетания    144

Урок 136. Тема: Чередование звуков. Урок-практикум    144

Урок 137. Тема: Морфемный разбор слова    146

Уроки 138–139. Тема: Подготовка к сочинению о слове. Сочинение на грамматическую тему о слове    146

Урок 140. Развитие речи. Тема: Выборочное изложение    148

Урок 141. Тема: правописание корней с чередованием гласных а–о    149

Урок 142. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о    150

Урок 143. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о    151

Урок 144. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о    151

Урок 145. Развитие речи. Тема: Описание    153

Урок 146. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о    154

Урок 147. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о    154

Уроки 148–149. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и    155

Урок 150. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и    157

Уроки 151–152. Развитие речи. Тема: Как описать животное?  Изложение, близкое к тексту    157

Урок 153. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и    158

Урок 154. Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    159

Урок 155. Тема: Контрольный  диктант    160

Урок 156. Тема Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками    160

Уроки 157–158. Тема: Правописание согласных  и гласных в приставках    161

Урок 159. Тема: Приставка с-    162

Урок 160. Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з (с)    163

Урок 161. Тема: Правописание приставок  роз- (рос-) – раз- (рас-)    164

Урок 162. Тема: Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный    165

Уроки 163–164. Развитие речи. Тема: Подготовка к сочинению о любимом животном    166

Урок 165. Тема: Правописание приставок при- и пре-    168

Урок 166. Тема: Правописание приставок при- и пре-    169

Урок 167. Тема: Правописание приставок при- и пре-    169

Урок 168. Тема: Правописание приставок при- и пре-    170

Урок 169. Тема: Контрольный диктант    171

Урок 170. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками    171

Урок 171. Тема: Словообразование. Основные способы образования слов    172

Урок 172. Тема: Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова    173

Урок 173. Тема: Повторим изученное в разделе «Морфемика. Орфография»    174

Урок 174. Тема: Контрольный диктант    174

Урок 175. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками    175

Урок 176. Тема: Лексика. Словарное богатство русского языка    175

Урок 177. Развитие речи. Тема: Типы речи. Рассуждение    177

Урок 178. Тема: Лексическое значение слова    178

Урок 179. Тема: Лексическое значение слова    179

Урок 180. Тема: Однозначные и многозначные слова    180

Урок 181. Тема: Однозначные и многозначные слова    181

Урок 182. Тема: Прямое и переносное значения слова    183

Урок 183. Развитие речи. Тема: Типы речи. Рассуждение    184

Урок 184. Тема: Омонимы    184

Урок 185. Тема: Синонимы    185

Урок 186. Тема: Синонимы    186

Урок 187. Тема: Антонимы    187

Урок 188. Тема: Слова общеупотребительные  и ограниченные в употреблении    188

Урок 189. Развитие речи. Тема: Расширяйте свой словарь!    189

Урок 190. Тема: Историзмы, архаизмы и неологизмы    190

Урок 191. Тема: Заимствованные слова. Фразеологизмы. Старославянизмы    191

Урок 192. Тема: Повторение изученного  в разделе «Лексика»    192

Урок 193. Развитие речи. Тема: Текст. Лексические средства связи предложений в тексте    194

Уроки 194–195. Развитие речи. Тема: Сочинение по картине    195

Уроки 196–197. Развитие речи. Тема: Текст. Киносценарий    196

Урок 198. Тема: Систематизация и обобщение изученного по орфографии    197

Урок 199. Тема: Систематизация и обобщение изученного по орфографии    198

Урок 200. Тема: Систематизация и обобщение изученного по пунктуации    198

Урок 201. Тема: Систематизация и обобщение изученного по культуре речи    199

Урок 202. Тема: Контрольный диктант    200

Уроки 203–204. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ)    200

Продолжение    201

Уроки 205–210. Резервные уроки    201

Литература    202

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос