Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной
Код | 596н |
Издательство | Учитель, 2012 |
Серия | Для преподавателей |
ISBN | 978-5-7057-2554-0 |
Страниц | 207 |
УДК | 371.214.1 |
Штрихкод | 9785705725540 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 140 г |
Предназначено учителям русского языка, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие содержит поурочные планы, составленные в соответствии с программой по русскому языку к учебному комплексу для 5 класса (авторы программы В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова). В разработки уроков включен материал из трех учебных книг для учащихся: «Русский язык. Теория. 5–9 классы», «Русский язык. Практика. 5 класс» и «Русский язык. Русская речь. 5 класс» с подачей его по линейному принципу из расчета 6 часов в неделю.
Автор учитывает специфику 5 класса как переходного от начального этапа обучения родному языку (элементарно-практического курса русского языка) к среднему звену школы (систематическому курсу основ науки о языке), на котором важно заложить основу прочных речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся в процессе изучения фонетики, графики, орфографии, морфемики, лексики.
Предлагаются различные типы уроков в соответствии с психолого-педагогическими моментами усвоения материала учащимися, уроки обучения изложениям и сочинениям, уроки-практикумы, контрольные уроки и уроки анализа письменных работ учащихся, а также разнообразные способы проверки заданий письменного характера и формы проверки качества усвоения теоретического материала в совокупности с практическими навыками.
Круг сведений о языке учащиеся получают из учебника «Русский язык. Теория», работа с которым предполагает следующие приемы: сообщение учителя, чтение учащимися материала параграфа с последующим его пересказом, знакомство с содержанием статьи учебника перед началом практической работы, в ходе выполнения или после завершения ее, выборочное чтение параграфа, составление его плана, нахождение в параграфе частей в соответствии с пунктами плана, анализ примеров, данных в учебнике, и приведение аналогичных, сопоставление правил и др. Важно, чтобы изучение теоретического материала имело практическую направленность.
В этом большую роль играет операционная функция моделирования учебной деятельности учащихся. Наряду с традиционными упражнениями особое значение придается орфографическим задачам, при решении которых учащиеся применяют полученные знания, а также формируются их умения сравнивать, сопоставлять различные языковые явления, систематизировать и обобщать теоретический материал. Акцент делается на умения и навыки правописания. Работа строится с опорой на орфограмму и пунктограмму, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении.
Усилено внимание к слову. В системе проводится словарно-орфографическая работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с этимологией слова, значением его, родственными связями с другими словами, нормами произношения и правописания, сферой употребления. Лексический, морфемный и словообразовательный разборы активизируют работу с разными словарями.
На уроках используются различные графические средства обучения: условные знаки обозначения орфограммы, схемы, таблицы, условно-графическое отражение ориентировочной основы правил и другие.
Учитывая возраст пятиклассников, учитель включает в материалы уроков задания с элементами занимательности («Подскажи словечко», «Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови стихотворение» и др.); отгадывание загадок и сочинение собственных; проводит «музыкальный» диктант, грамматический турнир, игру-соревнование, что делает урок эмоциональным и интересным учащимся.
Особое значение придается заданиям по дыхательной и речевой гимнастике: «Разомни язычок», «Не запутайся в звуках», «Не сломай язык».
С целью организации работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку учитель проводит специальные уроки, на которых не только формирует у пятиклассников навыки выполнения заданий в тестовой форме, но и разносторонне проверяет знания учащихся по теории, отрабатывает их орфографические и пунктуационные умения и навыки, работает над развитием устной и письменной речи школьников.
В книге, сделанной в форме рабочей тетради, представлены задания всех уровней ЕГЭ и сгруппированы по следующим темам: «Фонетика. Графика», «Лексика», «Грамматика», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи». Каждая тема включает задания типа А, В и С. Так как в 5 классе уровень связной речи еще не позволяет учащимся писать сочинения части С, аналогичные заданиям ЕГЭ, в пособии подобраны ориентированные на конкретную лингвистическую тему (проблему) тексты, на материале которых формируются задания типа В и С, формирующие умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение по проблеме с опорой на синтаксические модели.
Главная задача уроков развития речи – формирование основных речевых (коммуникативных) умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определенную тему; умений подчинять его основной мысли (идее), планировать высказывание, отбирать необходимый материал, лексические, грамматические и синтаксические средства. Учащиеся знакомятся с речеведческими понятиями, правилами устной и письменной речи, анализируют готовые тексты, обучаются различным видам пересказа, изложениям и сочинениям. Система упражнений и заданий также включает вопросы, связанные с выразительностью речи, средствами ее создания. Широко привлекается иллюстративный материал – рисунки на заданную тему, репродукции картин известных художников и предметов прикладного искусства.
Культурологический аспект уроков способствует воспитанию у учащихся интереса к родному языку и формирует потребность грамотно говорить и писать.
Содержание
Введение 3
Примерное тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 5 классе 5
Урок 1. Тема: Знакомство с учебным комплексом по русскому языку 5
Урок 2. Тема: Роль языка в жизни общества 8
Вводный курс 9
Урок 3. Тема: Орфография. Орфограмма 9
Урок 4. Тема: Правописание безударных гласных в корне слова 11
Урок 5. Тема: Правописание безударных гласных в приставках 12
Урок 6. Развитие речи. Тема: Устная и письменная формы речи 13
Урок 7. Тема: Правописание гласных и, а, у после шипящих 14
Урок 8. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 15
Урок 9. Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова 16
Урок 10. Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова 17
Урок 11. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 19
Урок 12. Тема: Правописание удвоенных согласных в корне слова 19
Урок 13. Тема: Закрепление изученного 20
Урок 14. Развитие речи. Тема: Речь диалогическая и монологическая 21
Урок 15. Тема: Запись под диктовку (по тексту упражнения 54) 23
Урок 16. Тема: Морфология и орфография 23
Урок 17. Тема: Самостоятельные части речи. Имя существительное 25
Урок 18. Тема: Самостоятельные части речи. Имя существительное 26
Урок 19. Тема: Имя прилагательное 27
Урок 20. Развитие речи. Тема: Понятие о связном тексте 28
Урок 21. Тема: Глагол. Понятие о глаголе 29
Урок 22. Тема: Прошедшее время 31
Урок 23. Тема: Настоящее и будущее время 31
Уроки 24–25. Тема: Закрепление изученного. Урок-практикум 33
Урок 26. Развитие речи. Тема: Тема 33
Урок 27. Тема: Диктант с грамматическим заданием 34
Урок 28. Тема: Анализ диктанта и работа над ошибками 35
Урок 29. Тема: Склонение имен существительных 36
Урок 30. Продолжение темы 37
Урок 31. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 39
Урок 32. Тема: Имена существительные собственные 40
Урок 33. Развитие речи. Тема: Тема (продолжение) 41
Урок 34. Тема: Наречие. Различение наречий по вопросу 42
Урок 35. Тема: Правописание наречий 43
Урок 36. Тема: Местоимение. Личные местоимения 44
Урок 37. Тема: Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения 45
Урок 38. Тема: Служебные части речи. Предлог 47
Урок 39. Развитие речи. Тема: Тема (продолжение) 48
Урок 40. Тема: Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях 49
Урок 41. Тема: Частицы. Значения частиц 50
Урок 42. Тема: Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» 50
Урок 43. Тема: Контрольный диктант с грамматическим заданием 51
Урок 44. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 52
Урок 45. Развитие речи. Тема: Основная мысль текста 53
Урок 46. Тема: Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации 54
Урок 47. Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации 56
Урок 48. Тема: Пунктуационный разбор 56
Урок 49. Тема: Предложение 57
Урок 50. Тема: Виды предложений по цели высказывания 59
Урок 51. Развитие речи. Тема: Простой план 59
Урок 52. Тема: Невосклицательные и восклицательные предложения 60
Урок 53. Тема: Члены предложения 61
Урок 54. Тема: Главные члены предложения 62
Урок 55. Тема: Синтаксический разбор предложения 64
Урок 56. Тема: Закрепление 65
Уроки 57–58. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту 66
Урок 59. Тема: Главные члены предложения 66
Урок 60. Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже) 67
Урок 61. Тема: Второстепенные члены предложения 68
Урок 62. Тема: Определение 69
Урок 63. Тема: Дополнение 71
Урок 64. Тема: Обстоятельство 71
Урок 65. Тема: Члены предложения (обобщение по теме) 72
Урок 66. Тема: Диктант с грамматическим заданием 73
Урок 67. Анализ диктанта и работа над ошибками 74
Урок 68. Тема: Словосочетание 74
Урок 69. Тема: Сочинительные словосочетания 75
Урок 70. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту (прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся) 76
Урок 71. Тема: Словосочетание (обобщение) 77
Урок 72. Тема: Предложения с однородными членами 78
Урок 73. Тема: Предложения с однородными членами 80
Урок 74. Тема: Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения 81
Урок 75. Тема: Предложения с однородными членами 82
Урок 76. Развитие речи. Тема: Понятие о последовательной связи предложений в тексте 83
Урок 77. Тема: Однородные члены предложения. Закрепление 84
Урок 78. Тема: Диктант с грамматическим заданием 85
Урок 79. Тема: Анализ диктанта и работа над ошибками 86
Уроки 80–81. Тема: Предложения с обращениями 86
Урок 82. Развитие речи. Тема: Понятие о параллельной связи предложений в тексте 89
Урок 83. Тема: Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому 90
Урок 84. Тема: Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления 92
Урок 85. Тема: Сложное предложение 93
Урок 86. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения 95
Урок 87. Тема: Союзы в сложном предложении 96
Урок 88. Тема: Простые и сложные предложения 97
Урок 89. Развитие речи. Тема: Выразительные средства связи устной речи 98
Урок 90. Тема: Синтаксический разбор сложного предложения 99
Урок 91. Тема: Контрольный диктант 100
Урок 92. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. 101
Урок 93. Тема: Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) 101
Урок 94. Развитие речи. Тема: Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного стиля 103
Урок 95. Тема: Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) 104
Урок 96. Тема: Диалог 105
Урок 97. Тема: Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» 106
Урок 98. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 107
Урок 99. Тема: Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» 108
Урок 100. Тема: Контрольный диктант 109
Урок 101. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 110
Урок 102. Развитие речи. Тема: Книжные стили. Характеристика научного стиля 110
Основной курс 111
Урок 103. Тема: Понятие о литературном языке 111
Урок 104. Тема: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Звуки речи и буквы 112
Урок 105. Тема: Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит 113
Урок 106. Тема: Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса 114
Урок 107. Развитие речи. Тема: Характеристика художественного стиля 115
Урок 108. Тема: Ударение 116
Урок 109. Тема: Орфография. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция 117
Урок 110. Тема: Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные 118
Урок 111. Тема: Правописание безударных гласных в корне слова 119
Урок 112. Тема: Гласные буквы после шипящих 120
Урок 113. Тема: Гласные буквы и–ы после ц 121
Уроки 114–115. Развитие речи. Тема: Изложение, близкое к тексту 123
Урок 116. Тема: Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме 124
Урок 117. Тема: Непроизносимые согласные звуки и их обозначение на письме 125
Урок 118. Тема: Удвоенные согласные и их обозначение на письме 126
Урок 119. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь 127
Урок 120. Тема: Значения букв я, ю, е, ё 128
Урок 121. Тема: Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Урок-практикум 129
Урок 122. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 130
Урок 123. Тема: Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфография. Орфоэпия» 130
Урок 124. Тема: Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь 131
Урок 125. Тема: Морфемика. Орфография. Понятие о морфемике 133
Уроки 126–127. Тема: Основа слова и окончание 135
Тема: Основа слова и окончание (продолжение) 136
Урок 128. Развитие речи. Тема: Типы речи 137
Уроки 129–130. Тема: Корень слова. Исторические изменения в составе слова 138
Тема: Корень слова (продолжение) 139
Урок 131. Тема: Приставки, суффиксы 140
Урок 132. Тема: Чередование гласных звуков в корне слова 141
Урок 133. Развитие речи. Тема: Повествовать – значит рассказывать 142
Урок 134. Тема: Чередование согласных звуков в корне слова 143
Урок 135. Тема: Полногласные и неполногласные сочетания 144
Урок 136. Тема: Чередование звуков. Урок-практикум 144
Урок 137. Тема: Морфемный разбор слова 146
Уроки 138–139. Тема: Подготовка к сочинению о слове. Сочинение на грамматическую тему о слове 146
Урок 140. Развитие речи. Тема: Выборочное изложение 148
Урок 141. Тема: правописание корней с чередованием гласных а–о 149
Урок 142. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о 150
Урок 143. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о 151
Урок 144. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о 151
Урок 145. Развитие речи. Тема: Описание 153
Урок 146. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о 154
Урок 147. Тема: Правописание корней с чередованием гласных а–о 154
Уроки 148–149. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и 155
Урок 150. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и 157
Уроки 151–152. Развитие речи. Тема: Как описать животное? Изложение, близкое к тексту 157
Урок 153. Тема: Правописание корней с чередованием гласных е–и 158
Урок 154. Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 159
Урок 155. Тема: Контрольный диктант 160
Урок 156. Тема Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 160
Уроки 157–158. Тема: Правописание согласных и гласных в приставках 161
Урок 159. Тема: Приставка с- 162
Урок 160. Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) 163
Урок 161. Тема: Правописание приставок роз- (рос-) – раз- (рас-) 164
Урок 162. Тема: Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный 165
Уроки 163–164. Развитие речи. Тема: Подготовка к сочинению о любимом животном 166
Урок 165. Тема: Правописание приставок при- и пре- 168
Урок 166. Тема: Правописание приставок при- и пре- 169
Урок 167. Тема: Правописание приставок при- и пре- 169
Урок 168. Тема: Правописание приставок при- и пре- 170
Урок 169. Тема: Контрольный диктант 171
Урок 170. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 171
Урок 171. Тема: Словообразование. Основные способы образования слов 172
Урок 172. Тема: Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова 173
Урок 173. Тема: Повторим изученное в разделе «Морфемика. Орфография» 174
Урок 174. Тема: Контрольный диктант 174
Урок 175. Тема: Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками 175
Урок 176. Тема: Лексика. Словарное богатство русского языка 175
Урок 177. Развитие речи. Тема: Типы речи. Рассуждение 177
Урок 178. Тема: Лексическое значение слова 178
Урок 179. Тема: Лексическое значение слова 179
Урок 180. Тема: Однозначные и многозначные слова 180
Урок 181. Тема: Однозначные и многозначные слова 181
Урок 182. Тема: Прямое и переносное значения слова 183
Урок 183. Развитие речи. Тема: Типы речи. Рассуждение 184
Урок 184. Тема: Омонимы 184
Урок 185. Тема: Синонимы 185
Урок 186. Тема: Синонимы 186
Урок 187. Тема: Антонимы 187
Урок 188. Тема: Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении 188
Урок 189. Развитие речи. Тема: Расширяйте свой словарь! 189
Урок 190. Тема: Историзмы, архаизмы и неологизмы 190
Урок 191. Тема: Заимствованные слова. Фразеологизмы. Старославянизмы 191
Урок 192. Тема: Повторение изученного в разделе «Лексика» 192
Урок 193. Развитие речи. Тема: Текст. Лексические средства связи предложений в тексте 194
Уроки 194–195. Развитие речи. Тема: Сочинение по картине 195
Уроки 196–197. Развитие речи. Тема: Текст. Киносценарий 196
Урок 198. Тема: Систематизация и обобщение изученного по орфографии 197
Урок 199. Тема: Систематизация и обобщение изученного по орфографии 198
Урок 200. Тема: Систематизация и обобщение изученного по пунктуации 198
Урок 201. Тема: Систематизация и обобщение изученного по культуре речи 199
Урок 202. Тема: Контрольный диктант 200
Уроки 203–204. Тема: Закрепление изученного (подготовка к ЕГЭ) 200
Продолжение 201
Уроки 205–210. Резервные уроки 201
Литература 202
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом