Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками в средней школе на уроках и внеклассных занятиях

Есть на складе
100 руб.
-10%
90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 449з
Авторы-составители Трошин В.В.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-0784-3
Страниц 221
УДК 370
Штрихкод 9785705707843
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9 (мм)
Вес 157 г
Предлагаемое пособие представляет собой сборник занимательных миниатюр о спичках. Увлекательные головоломки, задачи, игры, фокусы способны ненавязчиво развить наблюдательность, память, пространственные представления, охватывая при этом почти все предметы, изучаемые в школе. В данном сборнике автор не просто рассматривает ответы и подсказки к заданиям, а систематизирует знания и логические приемы решений головоломок, предлагает множество рисунков и дополнительных интересных сведений - все это способствует расширению кругозора, тренировке мышления у детей различного возраста. Предназначено учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям, организаторам внеклассной работы.

Подробное описание

Предисловие


Берегите лес от пожаров, иначе

не из чего будет делать спички.

Народная мудрость


Увлекаясь играми и головоломками много лет, я прочитал значительное количество книг занимательного содержания. Почти в каждой из них одним из разделов были задачи со спичками. В одних книгах их было больше, в других меньше, многие задачи кочевали из книги в книгу, но всегда были только маленькой частью среди множества других головоломок различных направлений. О вкусах не спорят, но мне ассорти никогда не нравилось. Как заядлый коллекционер, я хотел, чтобы все было упорядочено, разложено по соответствующим разделам и, по возможности, наиболее полно отражено. Так началось коллекционирование головоломок, игр, задач со спичками. Постепенно я увидел, что они охватывают почти все предметы, изучаемые в школе. В большей степени математику и физику, но не только их; ведь спички имеют свою историю, процесс их горения – это чистая химия, и как часто в литературе идет речь о спичках. Так получился предлагаемый вашему вниманию сборник занимательных миниатюр о спичках, написанный с позиций школьного учителя, всю жизнь проработавшего по учебному расписанию, в котором один урок сменяется другим.

Распределение задач по урокам упрощает их решение, так как уже в названии каждого занятия есть некая подсказка. Кроме того, многое можно понять, действуя по аналогии с ранее решенным. Как и положено в подобных книгах, в конце есть ответы и анализ различных решений, выделение главных идей, которые можно применять в дальнейшем. Рассмотрев сущность, идею каждой головоломки в чистом виде, вы сможете создавать свои задачи по аналогии с показанными здесь или же, объединяя несколько принципов, создавать нечто новое. Поэтому раздел решений полезно будет прочитать, даже если вы самостоятельно нашли ответы на многие задания.

«Спичка – тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для добывания огня».  Так сказано о спичке в словаре русского языка. Подкрепим это определение примерами из жизни. Представьте себе, что осенью, ближе к вечеру, вы приехали на дачу. В дачном домике нет электричества, но, уезжая в прошлый раз, вы предусмотрительно приготовили печь к растопке, поставили свечку в подсвечнике на подоконник и керосиновую лампу на стол. На улице темнеет, противно свистит осенний ветер. Вы достаете из кармана коробку спичек, а там – всего одна спичка. Что вы зажжете в первую очередь?

Надеюсь, вы поняли подвох в этом вопросе. В первую очередь, конечно, вы зажжете спичку, а уж потом, от нее, что-то еще или все подряд.

Цель данной книги совершенствование умственных способностей читателей. Вы не поняли, при чем здесь спички? Читайте дальше.

Народная мудрость гласит: встречают по одежке, а провожают по уму. Внешнее, броское, зрелищное стоит на первом плане. Фотография культуриста или гимнастки передает красоту и эффектность тела, а фотография шахматиста почти ничего не говорит о его умственных способностях. Миллионы зрителей у экранов телевизоров, тысячи на стадионах следят за футбольными и хоккейными сражениями. «Какой дриблинг, – почти кричит спортивный комментатор, – удар, бросок вратаря, г-о-о-л!» Сравните с этим тишину в зале, где идет борьба за шахматную корону. Сделан очередной ход, соперник задумался минут на двадцать. Зрелищности никакой, поклонников гораздо меньше. Это шахматы, а об играх рэндзю, го, реверси, о том, что по ним тоже проходят различные чемпионаты, вообще знает очень узкий круг лиц. Отсюда разница в количестве людей, увлекающихся культуризмом, восточными единоборствами, шейпингом и прочими системами тренировки тела, и количеством занимающихся интеллектуальными играми, головоломками, целенаправленным развитием мыслительных способностей. Без развития задатки остаются только задатками, и умирает при жизни в ком-то выдающийся математик, крупный изобретатель или чемпион мира по игре реверси. Никуда не деться от утверждения Ф. Энгельса, что только труд создал человека.

Можно и нужно заниматься наряду с физическим также и умственным саморазвитием. Наблюдательность и глазомер, память и пространственные представления, различные виды мыслительной деятельности: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и интуиция – все поддается совершенствованию в той или иной мере. И, как ни странно, для этого можно использовать простые спички! Каким образом? Читайте и думайте.

Для проверки гибкости человеческого мышления психологи придумали такой тест. Берется произвольный обиходный предмет, например «кирпич», и испытуемого просят перечислить возможные способы использования этого предмета. Так, кирпич по своему основному назначению – строительный материал, но его можно использовать в качестве гири, как метательный снаряд, на нем можно точить ножи, им можно колоть орехи и т. д. Чем больше вариантов применения данного предмета сможет перечислить человек, тем меньше у него фиксированность мышления, тем выше интеллект. В качестве разминки проверьте гибкость своего мышления. Предлагаю для этого два вопроса.

В-1. Как можно с пользой применить спичечный коробок и спички?

В-2. Как с помощью коробки спичек и секундомера измерить высоту большого здания?

Желательно на каждый из вопросов дать несколько ответов, а не один примитивный. Это небольшой экзамен перед поступлением в школу, где все предметы ведутся только с использованием спичек в качестве основного наглядного пособия и объекта изучения.

Перед началом занятий в спичечной школе самообразования, по поручению Министерства просвещения, еще раз ответственно предупреждаем читателей: «Со спичками не шутят!».

Содержание

Предисловие     4

Урок 1. Цифры, буквы и немного арифметики     7

Урок 2.Геометрия на спичках     22

Урок 3. Алгебра     56

Урок 4. Физика     64

Урок 5. Основы информатики и вычислительной техники     73

Урок 6. Химия     78

Урок 7. История     87

Урок 8. Литература     96

Урок 9. Черчение     100

Урок 10. Физическая культура     116

Урок 11. Изобразительное искусство     119

Внеклассное мероприятие. Игры со спичками     135

Факультатив. Фокусы со спичками и спичечным коробком     146

Дополнительное занятие. Разное     161

Работа над ошибками. Ответы, решения и обобщения     171

Библиотечный час. Список занимательной литературы     220

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос