Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети

Снято с продажи
Код 12982
Издательство Феникс, 2013
ISBN 978-5-222-20424-5
Страниц 350
УДК 159.922.7
Штрихкод 9785222204245
Размеры (Ш x В x Т) 135 x 210 x 20 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 385 г
В книге раскрываются условия возникновения социальных рисков, способствующих появлению детей с антиобщественным поведением. Дается подробный анализ состояния этой проблемы в обществе. Представлена классификация детей группы риска. Предлагаются диагностические и коррекционные материалы, помогающие найти верное решение в работе с детьми, имеющими жизненные затруднения. Показываются возможные пути перевода детей группы риска в более комфортное жизненное состояние. Книга снабжена методическими разработками. Она будет полезна руководителям образовательных учреждений, педагогам, воспитателям специальных школ и интернатов, методистам и всем взрослым, занимающимся воспитанием детей группы риска.

Подробное описание

Дети, приходя в наш мир, постоянно подвергаются различного рода рискам. Причин воздействия на ребенка множество, и это связано с многообразием современного мира. Развивающаяся личность ребенка не всегда может противостоять натиску современных взрослых угроз. В этом случае мы говорим о том, что поведение детей приобретает отрицательную направленность. Появляются причины для антиобщественного поведения. Если ничего не делать, отступиться, то очень скоро такие дети попадут в группу риска. Во многом профилактика детских отрицательных поступков связана с усилиями взрослых. Очень важно не упустить, не оставить ребенка наедине со своими проблемами. Помочь даже там, где, на первый взгляд, кажется, помощь уже опоздала. Работа с израненной душой ребенка — особая. Она требует максимум осторожности, тактичности, уважения. Ведь порой бывает необходимо глубоко «внедриться» в душу, сердце ребенка. Не каждый взрослый разглядит вовремя причину его отторжения от действительности, ухода в свой, затаенный и болезненный мир.

Таким нелегким вопросам и посвящена книга. Она состоит из семи глав, в которых автор пытается рассуждать на темы трудностей, преодолеваемых детьми и работающими с ними взрослыми.

Первая глава раскрывает теоретические и прикладные аспекты детства как психолого-педагогического и социального явления. Дан материал, помогающий понять поведение ребенка, определить его место в системе разнообразных связей. Раскрывается феномен детства, определяется его место в мире взрослых людей. Характеризуется ценность детства как субъектного явления.

Во второй главе описаны характеристики детей группы риска. Автором представлена довольно обширная портретная галерея этих детей. Даны характеристики, раскрываются причины попадания в группу риска.

Третья глава посвящена изучению детей. В ней описаны необходимые диагностические методики, которые может использовать взрослый, работающий с детьми, имеющими проблемы. Раскрыта необходимость диагностической и прогностической деятельности. Предвидение результатов воспитательных влияний определяет успешность воспитательного воздействия.

Четвертая глава раскрывает основы профилактики антиобщественного поведения, предназначенной для детей группы риска. Предлагаются комплексные методики осуществления профилактических мероприятий.

В пятой главе представлены основные типы взаимодействия с детьми группы риска. Уделено внимание основным условиям успешности этого взаимодействия в социальной среде. Нельзя забывать о том, что в современном обществе усиливаются социальные риски. Они охватывают все слои населения, но особенно болезненно отражаются на детях. Показаны механизмы влияния на положительное развитие детей в школе, в семье, в обществе.

Шестая глава отражает современные адаптационные процессы в образовательном пространстве. Адаптация первоклассника в стенах школы описывается как новый социальный опыт ребенка, вызывающий тревожное состояние. Школьная тревожность — важнейшая проблема, с которой сталкиваются все взрослые, находящиеся в социальном поле ребенка, начинающего школьную жизнь. Зачастую оставленная без должного внимания тревожность может привести ребенка в группу риска.

В седьмой главе предлагается система психолого-педагогического сопровождения ребенка. Успешность этого психолого-педагогического явления определяется особенностями организации школьной жизни с учетом индивидуальных особенностей детей, педагогического процесса и профессиональной подготовки педагогов. Дается модель программы психолого-педагогического сопровождения ребенка группы риска.

Каждая глава книги сопровождается комплексом методических мероприятий, оформленных в методические портфели и содержащих диагностические и коррекционные материалы, направленные как на изучение причин отклоняющегося поведения, так и на его коррекцию. Подборка методических материалов нацелена на усиление жизненного комфорта детей группы риска. Они предназначены психологам, педагогам, родителям — всем взрослым, работающим в социальном поле риска.

Содержание

Введение    3

Глава 1. Дети в мире социальных угроз    6

Детство и жизненные риски    6

Детство и семья    30

Детство и общество    41

Детство и сверстники    50

Методический портфель    56

Глава 2. Портретная галерея детей группы риска    72

Характеристика детей группы риска    72

Трудные и педагогически запущенные дети    91

Ребенок с задержкой психического развития    97

Дети с девиантным поведением    104

Одаренные дети в группе риска.....    ...107

Методический портфель     116

Глава 3. Педагогический мониторинг детей группы риска    128

Сущность педагогического мониторинга    128

Педагогическая диагностика    136

Педагогическое прогнозирование    144

Методический портфель     153

Глава 4. Педагогическое взаимодействие с детьми группы риска    166

Взаимодействие в социальном поле...    166

Взаимодействие в образовательном поле    180

Взаимодействие в семейном поле    197

Методический портфель    208

Глава 5. Профилактика антиобщественного поведения    222

Психологическая профилактика    222

Социально-педагогическая профилактика    235

Профилактика безнадзорности    253

Методический портфель    258

Глава 6.  Школьная адаптация как фактор риска    267

Новый социальный опыт    267

Школьная тревожность    276

Преодоление школьной тревожности    285

Методический портфель    297

Глава 7. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска    306

Индивидуальная педагогическая поддержка детей группы риска    306

Организация психолого-педагогического сопровождения детей группы риска    314

Индивидуальные достижения детей группы риска     322

Программа психолого-педагогического сопровождения детей группы риска    330

Методический портфель    339

Список литературы    344

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.