Экскурсии в природу по югу России. Весна. Сценарии уроков

Есть на складе
79 руб.
-10%
71,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 390у
Авторы-составители Руднянская Е. И., Сурагина С. А., Черезова Л. Б.
Издательство Учитель, 2005
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 5-7057-0624-3
Страниц 154
Штрихкод 9785705706242
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 10 (мм)
Вес 103 г
В данном пособии содержится практический материал для ве-сенних экскурсий в природу Юга России с учащимися начальных классов. Такая форма организации процесса познания окружающей среды, как экскурсия-путешествие, используется учителем для проведения урока вне школы - в лесу, парке, саду и т. д. Это по-зволяет занимательно и интересно раскрыть тему урока, привить практические навыки, закрепить у учащихся полученные знания и наглядно продемонстрировать величие окружающего мира. Непо-средственно общаясь с природой и самостоятельно наблюдая за ее жизнью, взаимоотношениями ее компонентов, учащиеся учатся видеть и замечать красоту природы России, родного края. Кроме того, нестандартное построение некоторых интегрированных уро-ков, позволяет совмещать учебный материал таких предметов, как чтение, математика, русский язык, музыка, изобразительное искус-ство. Эти уроки содержат элемент педагогической новизны, при-влекательности и целесообразности.
Предназначено пособие учителям 1-4 классов начальной школы в помощь при подготовке и проведении уроков-экскурсий по естест-вознанию и природоведению; может быть полезно студентам ИПК и ФПК.
Рассчитано на творческое использование.

Подробное описание

Введение

Весна! Пожалуй, одно из самых чудесных времен года. Так и хочется воскликнуть, по И. С. Никитину:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Календарь природы неумолим. На Юге России весна проявляется быстрыми сменами погодных условий; блещет яркое солнце, веет теплый ветерок, разгоняя «белую вату» облаков, а день все длиннее и длиннее, и почва подтаивает, обнажая отзимовавшие зеленые всходы злаков. И с каждым днем «с еще большей силой проявятся признаки весны – и в пении скворцов, и в музыке ручьев, и в шуме мутных потоков, и в мелодичных капелях, что падают с тающих сосулек, и в воздухе, напоенном ароматом прелой земли и первой зелени, насыщенном неясным, смутным шумом – шумом весны» – так выразительно описал весенние явления в природе волгоградский краевед А. Ф. Киреев.

Не обошли стороной и великие русские поэты. В марте, по И. А. Бунину:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Толстой А. К. увидел и услышал в апреле:

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

А в мае появится растение – символ весенней красоты, поэтические строки которому посвятил А. Фет:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Весенняя экскурсия в природу привлекательна для учащихся начальных классов своими непредсказуемыми открытиями, богатыми наблюдениями за пробуждением растительных и животных организмов, поисками ответов на загадки приспособленности всего живого к изменяющейся ежедневно неживой природе. Особое приподнятое чувство, радость вызывают ранние весенние растения, вестники природы, просыпающейся от мертвящего зимнего холода. К тому же внешние признаки весьма ярки и доступны для описания детьми начальной школы.

Самое общее и основное свойство весенних растений – их быстрый рост и развитие. Особенно это касается цветка.

Для учителя. Очень часто в объяснениях учителей и ответах учащихся под цветком понимается целое цветущее растение, что с биологических позиций неверно. Цветок  это орган растения, как корень, стебель и лист. Поэтому в содержании экскурсий должно четко разграничиваться понятие «цветок» и «цветущее растение».

У таких наиболее ранних весенних растений, как мать-и-мачеха, сон-трава, цветки появляются раньше листьев; у ветреницы, хохлатки, медуницы они распускаются почти одновременно с листьями; у третьей группы – после бурной вегетации. Для быстрого роста и развития травянистые растения, у которых нет надземных зимующих частей, ежегодно создаваемых заново, должны иметь в почве заранее приготовленный в достаточном количестве запас строительного органического вещества. Они находятся в перезимовавших в земле многолетних образованиях (корневище, клубень, луковица), которые представляют собой подземные видоизменения стебля.

Для учителя. Очень важно на экскурсии показать все подземные образования, для чего аккуратно выкопать по одному растению, имеющему или клубень, или луковицу, или корневище. Показать детям признаки стебля у них, обратить внимание на размеры, подчеркнув функцию запасенных питательных веществ для перезимовки в почве. Целесообразно рассмотреть, а возможно, и зарисовать растение, затем необходимо посадить его на свое место.

На Юге России весенние растения, имеющие подземные органы, преобладают как в лесных массивах, так и на степных участках. Находящийся в корневищах, луковицах и клубнях значительный запас органических веществ представляет необходимое условие быстрого роста ранних весенних растений. Еще одна особенность этих растений: если за распусканием листьев сразу же следует цветение, то листьев развивается в малом числе, и цветков развивается ограниченное количество. Появление многоцветковых соцветий, требующих более длительного времени цветения, является исключением. Так, например, у хохлатки может распуститься до 10–15 цветков. Правда, малое количество цветков компенсируется их относительно большой величиной по сравнению с малыми размерами самих растений. Рано весной количество насекомых, посещающих растения для опыления, еще невелико, отсюда и особенности наиболее раннего цветения. Значительные размеры цветков, обычно яркая окраска (тюльпан, пролеска, адонис, ирис) делают эти цветки хорошо заметными для летающих насекомых.

Для учителя. Приведенные особенности ранних весенних растений интересно установить вместе с детьми, поиграв в игру «Посчитаем листочки». Каждый ученик находит цветущее растение – это хохлатка, ветреница белая и желтая, пролеска, дымянка и другие, подсчитывает количество листьев и сообщает учителю для записи. Затем дети делают вывод: «У ранних весенних цветущих растений развивается два-три листа». Другая игра – «Посчитаем цветки» – может проводиться аналогичным образом. Второй вывод: «У изучаемых растений мало образуется цветков». Третий вывод делается на основе рассмотрения окраски цветков и сравнения их размеров. А четвертый вывод будет сделан лишь после ознакомления с теми насекомыми, которые посетят цветки: «Цветки ранних весенних растений легкодоступны для посещения и опыления разнообразными насекомыми». Можно приведенные игры представить как научное задание, в этом случае целесообразно класс разделить на группы; результаты выполненного «исследования» обсудить всем вместе.

По характеру жизненного цикла среди весенних видов выделяют две группы: 1) растения с коротким периодом вегетации и 2) растения с длинным периодом вегетации. К первой группе относятся: хохлатка, ветреница, прострел, чистяк и другие, у которых после прекращения роста и отложения в подземных органах запасных веществ отмирает надземная часть, и растения вскоре увядают. Ко второй группе относятся мать-и-мачеха, медуница, у которых, наоборот, вегетация продолжается в течение всего весенне-летнего сезона.

В лиственных лесах, которые немногочисленны на юге европейской части России, развитие весенних растений происходит до распускания листьев на деревьях, то есть в период с большим количеством света. Для зимующих подземных органов ранневесенних растений также важно, что почва в лесах защищена опавшей листвой и кронами деревьев, поэтому она не промерзает зимой. У деревьев цветки распускаются также раньше листьев. Ольха зацветает приблизительно в одно время с мать-и-мачехой. Мужские (тычиночные) сережки производят много пыльцы, которая в изобилии разносится при легком дуновении ветра и, не встречая препятствия от нераспустившихся листьев, попадает на женские (пестичные) цветки для опыления. Если потрясти в это время ветки ольхи, от них полетит облако желтой пыльцы. Вскоре распускаются, опережая листья, сережки ив, тополей, осины, в которых также образуется огромное количество легкой, уносимой ветром, пыльцы. На ветках вязов появляются крошечные букетики мелких буроватых цветков, которые хорошо заметны потому, что у растений нет листьев. А вот у дуба цветение совпадает с распусканием листьев, поэтому цветущие сережки слабо заметны.

Для формирования листьев и цветков с осени отложены питательные вещества в защищенных местах – в стволах и мощных корнях. Ранней весной до распускания листьев при поранении коры начинает выделяться водянистый сок (пáсока). Растение будто плачет, поэтому это явление и называется «плачем» растений. Наиболее значителен плач берез. На вкус сок березы сладкий, так как в нем в начале весны растворено значительное количество сахара. Этот вкус знают и дятлы; они добывают его, пробивая своим острым клювом кору.

Интересно наблюдать на весенних экскурсиях появление ростков, которые пробиваются сквозь комочки земли. И здесь нашла природа приспособления, помогающие пробить землю, не повредив их. Листочки ростков обыкновенно плотно сложены и образуют орган, пробуравливающий землю. Можно проследить разнообразные вариации способов выхода из земли весенних растений, которые не нуждаются в защитных приспособлениях к водному режиму, – недавно стаявший снег обеспечивает их влагой. Но они испытывают влияние резких изменений погоды, особенно температуры: то сильно пригревает солнце, а то наступают заморозки. И против таких невзгод у весенних растений имеются приспособления: почти у всех цветки на ночь закрываются и при этом поникают вниз  ближе к земле теплее. Молодые листья завертываются, извиваются, складываются, прижимаются к другим листьям. Есть и еще защита от холодных ночей  листья покрываются клейким веществом или мелкими волосками.

Для учителя. Все отмеченные особенности ранних весенних растений обычно ярко выражены и потому хорошо могут быть наблюдаемы на экскурсии. Желательно наличие фотоаппарата: ранневесенние растения могут «позировать», «показывая» себя с наилучшей стороны и во всей величественной красоте. Сделанные впоследствии фотографии станут наглядным материалом при изучении на уроках природоведения темы «Растительный мир природных зон России».

Наблюдения фенологов показали, что какая бы ни была весна: ранняя, бурная, поздняя с возвратом холодов, порядок зацветания растений сохраняется из года в год.

На весенней экскурсии учащиеся узнают не только многообразный мир растений, но и столкнутся со многими загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления, как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче звуков, паразитические взаимоотношения и многое другое, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном соприкосновении с природой. Разрешение ряда вопросов, возникающих в процессе наблюдений, может быть затруднено в силу недостаточности знаний у учителя. Однако этого не надо бояться, ведь природный мир полон чудес, и нужно искать ответы вместе со своими учениками в многочисленных энциклопедиях.

Организация наблюдения за животными в естественных условиях имеет специфические особенности:

1. Это огромное разнообразие видов, которое начинает быстро оживать, только пригреют первые лучи солнца. Достаточно сказать, что насекомые, с которыми чаще всего приходится встречаться, по числу известных науке видов превосходят всех остальных животных.

2. Непостоянство состава животных на той территории, где планируется проведение экскурсии. Это связано с тем, что на животные объекты оказывают влияние погодные условия. Стоит пойти дождю, как многие объекты прячутся в укромных местах, где их нельзя увидеть. Порой сами учащиеся, не выполняя правила поведения в природе, вызовут защитную реакцию животных, особенно птиц, сидящих на гнездах.

3. Малые размеры изучаемых объектов. Это в первую очередь касается паукообразных и насекомых. Поэтому для изучения зоологических объектов на экскурсии необходимо использовать лупу. А вот для наблюдений за птицами, наоборот, желательно применять бинокль.

4. Неодинаковая частота встречаемости. Так, растения чаще встречаются в массе, чем животные, поэтому приходится обходиться единичным наблюдаемым экземпляром.

Для учителя. Учитывая специфику экологического воспитания младших школьников – формирование правильного отношения к природе, не рекомендуется собирать живые объекты. Поэтому после аккуратного рассмотрения особенностей животного его необходимо отпустить на волю. Однако часто встречаются сброшенные при линьке покровы насекомых, перья птиц, которые можно собрать для коллекции.

5. Активный образ жизни животных, так как  им необходимо находить пищу, отыскивать пару для размножения, метить территорию, убегать от врагов, в отличие от растений, которые практически произрастают на одном месте.

6. Скрытый характер образа жизни, особенно он проявляется у мелких животных, которые могут затаиться под корой деревьев, среди травы и опавшей древесной листвы, под корягами и камнями, где обнаружить их может лишь опытный глаз. Поэтому желательно неоднократное посещение одного и того же места, с тем чтобы почувствовать навык наблюдения.

Исходя из вышеприведенных особенностей наблюдений за животными, можно сделать вывод: для младших школьников необходимо ограничить число изучаемых объектов, подобрать наиболее крупные, хорошо узнаваемые по броским признакам, а также такие группы животных, чтобы они представляли некоторые комплексы, в которых объекты связаны между собой определенными внутренними отношениями.

Экскурсии в природу для младших школьников носят сезонный характер, что позволяет ознакомиться с такими формами растений и животных, которые обнаруживаются именно в тот или иной период года, когда их особенно легко изучить в условиях экскурсии. Интересно будет проследить зависимость между неорганической природой, количеством света и тепла, излучаемых солнцем, а также разнообразными явлениями в жизни растений и животных, которые часто выражаются в интересных биологических приспособлениях.

Весной особенно отрадно наблюдать пробуждающуюся жизнь животных и растений и видеть, как постепенно соединяются в сложную картину взаимоотношения между отдельными организмами и окружающей средой.

Установление связи между временем пробуждения растений и появления животных, встречаемых на экскурсии, и температурой окружающей среды является общим заданием в любом классе начальной школы. Однако от класса к классу увеличивается число наблюдаемых объектов, проводится более детальное их рассмотрение, делаются зарисовки или фотографирование, выполняются небольшие научные исследования.

Весенние экскурсии можно разделить на два периода: ранневесенний, когда растительная и животная жизнь только начинает пробуждаться, и поздневесенний, т. е. такой, когда весна вступила в свои права. Поскольку в начале весны можно увидеть лишь немногих животных и немногие пробуждающиеся растения, то проводить экскурсию придется во всевозможных доступных местах: в скверах, на пришкольном участке, на склонах оврагов и балок, в саду или поле. В более позднее весеннее время могут быть предприняты экскурсии в отдельные растительные сообщества: пойменный и байрачный леса, остепненный и пойменный луга, парки и сады, степи и полупустыни.

Успешное проведение экскурсии зависит от подбора определенного оборудования. Если для сбора растений необходимо иметь лопатку-совок и гербарную папку с газетами, то животных можно поместить в коробки с вентиляцией, а после наблюдений их выпустить. Обязательно нужно иметь пинцет на шнурке, лупу, зонт, в который стряхиваются насекомые с ветвей. Учащиеся 3–4 классов могут пользоваться записной книжкой и карандашом.


При экскурсии на водоем, кроме этого, берется водный сачок и стеклянная банка, в которую помещают мелких животных для демонстрации.

Содержание

Введение    3

ВЕСНА    13

Март    18

Апрель    20

Май    22

Содержание весенних наблюдений в природе младшими школьниками    25

1 класс

Урок-экскурсия: Весенние изменения  в неживой и живой природе    27

Интегрированный урок (чтение, русский язык, природоведение)    35

2 класс

Урок-экскурсия: В гости к весне    41

Интегрированный урок (русский язык и природоведение)    47

3 класс

Урок-экскурсия: Жизнь весеннего леса    52

Интегрированный урок (математика и природоведение)    66

4 класс

Урок-экскурсия: Весна в степи    71

Интегрированный урок (изобразительное искусство и природоведение)    76

Растительный мир весной
(описание различных типов растительных сообществ и растений, встречаемых на экскурсиях в природу)

Рекомендации к организации и проведению экскурсий в природу    81

Экскурсия в степь    82

Экскурсия в лес     93

Животный мир весной

Экскурсия в пойменный и байрачный лес, скверы и парки

Млекопитающие    106

Птицы    107

Пресмыкающиеся    118

Насекомые    119

Экскурсия в открытые биотопы  луг, степь, пустыню

Млекопитающие    122

Птицы    124

Пресмыкающиеся    128

Насекомые    131

Экскурсия на водоемы  и околоводные местообитания

Млекопитающие    140

Птицы    141

Земноводные и пресмыкающиеся    146

Насекомые    149

Литература    150

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос