Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и система уроков по системе Л.В. Занкова. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-646 |
Авторы-составители | Елизарова Е.М. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
На диске представлена рабочая программа и система уроков по предмету "Окружающий мир" (4 класс). Материалы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова и ориентированы на работу с учебником:
Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2012.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений младших школьников. Сценарии уроков дополнены слайд-презентациями. Также на диске в различных формах представлена система проверочных работ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 17. Расширение знаний о Земле. Природа Нового Света
Урок 17
Расширение знаний о Земле.
Природа Нового Света
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с географическими открытиями, природой Нового Света.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить на карте географические объекты Северной Америки, объяснять причины природного разнообразия Северной Америки, сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, сравнивать природные зоны разных материков.
Личностные: проявление удивления, желания больше узнать об Америке.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: составляют план текста, сообщение по составленному плану, оценивают результаты своей и чужой деятельности, сравнивают объекты и понятия на примере зон Америки и России; познавательные: выявляют особенности растений и животных Нового Света; самостоятельно составляют план текста для последующего составления рассказа; коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, работают в малых группах.
Оборудование: карта полушарий, презентация.
Сценарий урока
I. Проверка домашней работы.
– На предыдущем уроке вы узнали о долготах и широтах, которые нанесены на карты, а дома определяли по координатам названия географических объектов и написали их на контурной карте.
– Что находится на пересечении экватора и 100° восточной долготы? (Остров Суматра.)
– Что находится на пересечении 60° северной широты и 30° восточной долготы? (Санкт-Петербург.)
– Что находится на пересечении 60° южной широты и 60° восточной долготы? (Фолклендские острова.)
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня продолжим наш разговор о географических открытиях, о природе Нового Света (слайд 1). Что же такое Новый Свет? Об этом вы узнаете, отгадав кроссворд. (Слайд 2.)
1. Имя великого художника Возрождения.
2. Открыл Америку.
3. Совершил кругосветное путешествие.
4. Лёгкое парусное судно.
5. Страна, в которую приплыл Васко да Гама в 1498 году.
6. Какой прибор мореплаватели позаимствовали у китайцев?
7. Географическая линия сечения земного шара.
Ответы: 1. Леонардо. 2. Колумб. 3. Магеллан. 4. Каравелла. 5. Индия. 6. Компас. 7. Меридиан.
III. Открытие нового знания.
1. Интересный факт о плавании Колумба.
Как известно, Америку открыл Христофор Колумб. На обратном пути из Америки не обошлось без штормов. Опасаясь гибели экспедиции, Колумб написал краткий отчёт о результатах путешествия, адресовал его королю и королеве Испании, вложил в скорлупу кокосового ореха, который поместил в просмолённый бочонок и бросил в море. Так было положено начало «бутылочной почте». Это послание было прочитано лишь через 358 лет. В 1850 году бочонок нашли на океанском берегу.
2. Ошибка истории.
– Почему Америка называется Америкой, а не Колумбией, по имени Колумба?
– В XVI веке не было современных форм обмена информацией. Один издатель опубликовал письма путешественника – Америго Веспуччи, кстати, близкого друга Колумба. В этой книге издатель приписал Америго открытие Америки, чего сам Америго не утверждал. Книжка попала в руки одному молодому учёному, составлявшему по новым данным карту мира. Он и вписал в неё под именем Америго несколько его открытий в Южной Америке. Все вновь открытые в Америке земли стали присоединять к земле Америго, так что, в конце концов, оба огромных континента получили его имя. К чести Америго Веспуччи скажем, что он протестовал против ошибки и подчёркивал первенство Колумба.
Урок 1. Сфера разумной жизни. Условия современной жизни
Урок 1
Сфера разумной жизни.
Условия современной жизни
Педагогические цели: создать условия для формирования представлений о связи между человеком, миром, созданным им и природой.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки; устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники; определять, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н. э. и н. э., влияние деятельности человека на окружающую природу.
Личностные: проявление интереса к познанию окружающего мира, к новому материалу
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; работают по предложенному учителем плану; выставляют самооценку своей работы; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; извлекают необходимую информацию, находят в тексте термины, определяют их значения разными способами; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; осознанно читают вслух и «про себя».
Оборудование: толковый словарь Ожегова С. И., презентация.
Сценарий урока
I. Знакомство с учебником «Окружающий мир».
– Мы продолжаем изучение окружающего нас мира. В этом нам помогут учебник и рабочая тетрадь.
– Кто автор тетради и учебника? (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.)
– Это авторы предыдущих учебников, по которым мы с вами учились три года.
– Давайте посмотрим содержание на последней странице и определим, над чем мы будем работать в первом полугодии 4 класса. (Учащиеся изучают содержание и высказываются о том, что они будут изучать, над какими темами работать.)
– А теперь на странице 2 познакомимся с условными знаками, которые помогут в работе с учебником. (Рассматривают и комментируют.)
II. Постановка учебной задачи.
– Прочитайте тему урока. (Слайд 1.) Над чем сегодня будем работать? (Рассуждения учащихся.)
III. Освоение нового материала.
– Как вы знаете, Земля имеет несколько оболочек. (Слайд 2.)
– Как называется твёрдая оболочка Земли? (Каменная оболочка Земли – литосфера – толщиной от 40 до 100 км. Она включает материки, острова и дно океанов. Средняя высота материков над уровнем океана: Антарктиды – 2 200 м, Азии – 960 м, Африки – 750 м, Северной Америки – 720 м, Южной Америки – 590 м, Европы – 340 м, Австралии – 340 м.) (Слайд 2: надпись «Литосфера».)
– Назовите водную оболочку Земли. (Гидросфера – занимает 71 % поверхности Земли. Температура океанической поверхности – от 3 до 32 °С, Солнечный свет проникает на глубину 200 м, а ультрафиолетовые лучи – на глубину до 800 м.). (Слайд 2: надпись «Гидросфера».)
– Как называется воздушная оболочка Земли? (Воздушная оболочка Земли – атмосфера – её нижняя граница проходит по литосфере и гидросфере, а верхняя – на высоте 1 000 км.) (Слайд 2: надпись «Атмосфера».)
– Как называется оболочка Земли, заселённая живыми организмами? (Биосфера.) (Слайд 2: надпись «Биосфера».)
– Можно ли человека отнести к биосфере? (Учащиеся высказывают свою точку зрения.)
Вывод: Человек обладает разумом, он мыслит, рассуждает, он изучает окружающий мир, думает, как использовать природу. Поэтому человек выделился в биосфере как новая сфера: ноосфера – сфера разумной жизни.
– Назовите объекты окружающего мира, созданные руками человека. (Дома, заводы, машины, книги, игрушки и т. д.)
IV. Самостоятельная работа в группах.
– Обсудите в своих группах, как влияет сфера разумной жизни на живую природу Земли. (Обсуждение в группе. Высказывание предположений.)
– Почему именно в XX веке и в наши дни особенно остро стали звучать проблемы экологии Земли, экологии человека? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
– Деятельность человека, к сожалению, часто пагубно влияет на состояние окружающей среды: выбросы вредных газов в атмосферу, сбросы отработанной воды в реки и т. д. Вот к чему это приводит. (Слайды 3–5.)
V. Совместное открытие знаний.
а) Чтение текста и беседа по вопросам (учебник, с. 5).
– Откройте страницу 5 учебника, прочитайте текст.
– Какими были первые жилища человека?
– Как при строительстве жилища учитываются природные условия? Приведите примеры.
– Как изменялось жилище человека с древности до нашего времени?
Урок 30. Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство
Урок 30
Проверочная работа по теме
«Полезные ископаемые».
Русское военное искусство
Педагогические цели: проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые»; формировать историческое мировоззрение; познакомить с личностью А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова и значением их деятельности в жизни России.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать значение понятий «полководец», «генералиссимус»; называть имена великих российских полководцев, соотносить исторические события с местом на ленте времени.
Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу, осознание значения побед, одержанных полководцами А. В. Суворовым, Ф. Ф. Ушаковым, для России.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: оценивают свои знания, выполняя проверочную работу, соотносят свою оценку с оценкой учителя; составляют план текста; познавательные: отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи, получают новую информацию, используя текст учебника, дополнительный материал; коммуникативные: высказывают свою точку зрения, приводят доказательства из текста; работают в группах, умеют договариваться друг с другом.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями проверочной работы.
Сценарий урока
I. Проверка итогов предыдущей работы.
1. Проверка выполнения заданий 43–45 в тетради.
2. Проверочная работа.
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
1) горючее;
2) твёрдое;
3) жидкость;
4) тяжелее воды;
5) чёрного цвета;
6) жёлтого цвета; 12) газообразное;
7) хрупкое; 13) белого цвета;
8) имеет запах; 14) способность плавиться;
9) хорошо пропускает воду; 15) пластичное;
10) сыпучее; 16) плохо пропускает воду;
11) легче воды; 17) коричневого или белого цвета.
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.
Второй вариант – свойства нефти и глины.
Ответы: В – I. Каменный уголь: 1, 2, 4, 5, 7. Песок: 2, 4, 6, 9, 10, 14. В – II. Нефть: 1, 3, 8, 11. Глина: 4, 15, 16, 17.
– Выберите правильный ответ на вопрос.
џ Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) Песок, глина;
Б) гранит, торф;
В) каменный уголь, поваренная соль.
Ответ: А.
џ Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) Оловянные и медные руды;
Б) каменный уголь, природный газ;
В) известняк, мрамор.
Ответ: Б.
II. Сообщение темы урока.
– Кто знает, чей это портрет? (А. В. Суворова.) (Слайд 1.)
– Что вы знаете об этом человеке? (Выслушиваются ответы учащихся.)
– Наша задача на сегодняшнем уроке – познакомиться с личностью А. В. Суворова, узнать о его заслугах.
III. Постановка учебной задачи.
1. Сообщение учителя.
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. – Ты и ружья не подымешь!» Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Закончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.
Урок 2. Первопроходцы в науке. Техника и человек
Урок 2
Первопроходцы в науке.
Техника и человек
Педагогические цели: помочь установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники, рассмотреть экологические проблемы современного мира.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять влияние промышленности и техники на природу; осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям; называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах; располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому); перечислять правила безопасного использования электрических приборов.
Личностные: проявление положительного отношения к учёбе, понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, осознание ценности собственного здоровья.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей; познавательные: ориентируются в научно-популярном тексте; строят сообщения в устной форме; проводят сравнение, изученных объектов по заданным критериям; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других; формулируют свои мысли и позицию, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: карточки с заданием для микрогрупп, листочки для записей, выставка книг об историях изобретений, презентация.
Сценарий урока
I. Проверка домашней работы.
1. Игра «Найди лишнее».
а) На экране записаны слова: ручей, камень, песок, дерево, глина, воздух. (Слайд 1.)
– Прочитайте слова, которые появились на экране, подумайте, какое слово «лишнее». (Дерево.) Почему?
б) На экране записаны слова: здание, шкаф, цветок, автомобиль, телевизор, книга. (Слайд 2.)
– Какое слово «лишнее»? (Цветок.) Почему?
– Каким общим понятием можно объединить эти два слова? (Живая природа.)
– Какие группы можно выделить? (Живая природа, неживая природа, «вторая природа».)
2. Обсуждение ответов в задании 2 (рабочая тетрадь, с. 2).
– Как менялись взаимосвязи между человеком и природой по мере развития человеческого общества?
– Какие черты цивилизации вам известны? (Ускоренное познание тайн природы, применение научных открытий в повседневной жизни.)
II. Постановка учебной задачи.
– Прочитайте тему урока. («Первопроходцы в науке. Техника и человек».) (Слайд 3.)
– О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Предположения учащихся.)
– На уроке постараемся установить взаимосвязи человека с достижениями науки и техники.
III. Освоение нового материала.
1. Чтение текста «про себя» (учебник, с. 12–14). Беседа по вопросам.
– Что вы знаете о том, как в древности передавали информацию?
– Как информацию передают и хранят в настоящее время?
– Что общего в значении слов учёный, ученик, ученица?
– Чему равнялась скорость передвижения человека в древности? (15–16 км/ч.) На каком транспорте передвигались люди?
– Какие учёные трудились над созданием радио? (Г. Герц, А. С. Попов.) (Слайд 4.)
2. Работа по тетради (с. 2, задание 4).
– Выполните задание в парах.
Учитель организует фронтальную проверку выполнения задания.
3. Сообщение теоретических сведений.
– Всю историю человечества можно разделить на два неравных отрезка времени. Первый из них охватывает огромное количество лет, почти всё то время, что человечество вообще существует. Но у нас очень мало свидетельств о жизни человека в то время. Только поиски археологов-учёных, раскапывающих места поселения древнего человека, дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова и ориентирована на работу с учебным комплектом:
џ Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : В 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
џ Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012.
Цели и задачи курса
В ходе реализации рабочей программы решаются следующие задачи:
џ формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
џ на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
џ в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
џ формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
џ освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
џ воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, в том числе:
џ для проведения контрольных работ – 1 ч;
џ практических работ – 5 ч;
џ создания проектов – 4 ч;
џ исследований – 10 ч.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
«Окружающий мир»1
џ Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
џ Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
џ Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
џ Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
џ Человечество как многообразие народов, культур, религий.
џ Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
џ Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
џ Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
џ Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
џ
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом