Естествознание. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
236 руб.
-80%
47,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5842о
Авторы-составители Пополитова Л.П.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:50*05
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены технологические карты уроков по естествознанию для 5 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО и ориентированные на работу с учебником А. А. Плешакова, Н. И. Сонина (М.: Дрофа, 2014).
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие учащихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений ОО.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Ресурсный материал

Ресурсный материал

Тестовые задания

1. Выбери из приведенного перечня тело:

1) белок, 2) железо,

3) стакан, 4) стекло.

2. Выбери вещество:

1) стекло, 2) гвоздь,

3) Солнце, 4) линейка.

3. Какое вещество является простым:

1) Fe Fe Fe, 2) FeS,

3) Н2О, 4) СО2.

4. Какое вещество является сложным:

1) S S S S, 2) O2,

3) Au Au Au, 4) Н2С5ОН.

5. Вещества, состоящие из одинаковых атомов, называются:

1) простыми;

2) сложными;

3) смешанными;

4) неопределенными.

6. Вещества, состоящие из атомов разных видов, называются:

1) простыми;

2) сложными;

3) смешанными;

4) неопределенными.

7. Какое явление природы относится к химическим?

1) Распространение света;

2) увеличение объема при нагревании;

3) образование нового вещества при горении;

4) магнитное явление.

8. Какое явление природы относится к физическим?

1) Разложение света и образование радуги;

2) разрушение горных пород кислотным дождем;

3) гниение отмерших частей растений;

4) получение минеральных удобрений.

9. Создание человеком новых лекарств относится:

1) к физическим явлениям;

2) химическим явлениям;

3) географическим явлениям;

4) математическим явлениям.

10. Движение живых организмов, транспорта, скатывание камней и снега с гор относится:

1) к физическим явлениям;

2) химическим явлениям;

3) географическим явлениям;

4) математическим явлениям.


Ресурсный материал

Ресурсный материал

Рассказ с элементами беседы

Учитель. Еще в древности у людей возникла необходимость в умении ориентироваться на местности, передвигаясь к своему жилищу или местам охоты. С развитием земледелия появилась потребность в отсчете времени. Но в то время у людей не было никаких приборов для измерения расстояния и времени, и они обратили внимание на закономерности в движении Солнца, Луны и звезд на небе. Так возникла практическая необходимость в изучении небесных тел, в том числе звезд.

Солнце – ближайшая к нам звезда. Это единственная звезда, которую мы можем наблюдать днем, в то время как остальные мы видим только ночью. Солнце – это центр нашей Солнечной системы. На небе Солнце выглядит круглым и почти такого же размера, как полная Луна. Но диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше земного диаметра.

Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн км.

Древнегреческие поэты посвящали свои произведения Солнцу и далеким звездам. В первой половине ХХ века французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал повесть «Маленький принц». О чем это произведение? (Эта повесть о мальчике – Маленьком принце. Он жил на планете, у которой не было названия, а только номер, так эта планета была мала.)

– Верно. Этот мальчик всегда задавал взрослым множество вопросов, в том числе такой: «А что, разве звезды зажигают?».

В далеком космическом пространстве в течение многих миллиардов лет частицы пыли и газа, притягиваясь друг к другу и находясь в постоянном движении, образовали пылегазовые облака. Постепенно они уплотнялись, сжимались и начинали вращаться быстрее, и в итоге происходило рождение новой звезды. Наше Солнце сформировалось примерно 5 млрд лет назад из такого межзвездного облака. Пройдя несколько стадий развития, Солнце существует как желтая звезда. В течение еще 5 млрд лет оно будет сжигать водород, пока резервы последнего не истощатся. Но перед тем как умереть, Солнце увеличится в размерах, а потом начнет уменьшаться и уплотняться. Итак, наблюдая за рождением и жизнью звезды, можем ли мы сказать, что такое звезды?

Звезды – это огромные раскаленные газовые шары большой массы. Звезд на небе великое множество. Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажутся на ночном небе лишь мерцающими точками. Невооруженным глазом люди могут увидеть порядка 6 тысяч звезд, в бинокль или тем более в телескоп – гораздо больше. Ученым уже известны многие миллиарды звезд. Как вы считаете, звезды все одинаковые или разные? (Разные.)

– По каким параметрам звезды различаются? (По размерам и цвету.)

– Когда вы смотрите на звездное небо, звезды кажутся вам белыми или голубоватыми огоньками. В зависимости от t° звезды бывают голубые, белые, красные, желтые, оранжевые.

В начале ХХ века астрономы разделили звезды по цвету и расположили их в соответствии с латинском алфавитом. Правда, в то время невозможно было точно определить температуру каждой звезды. Сегодня новые научные методы позволяют судить о температуре достаточно точно.


Ресурсный материал

Ресурсный материал

Задания для групповой работы

1) «Гипотезы возникновения Солнечной системы».

1. Какие представления о возникновении Земли существовали в древности?

2. Кто из ученых выдвигал гипотезы возникновения Солнечной системы?

3. Что такое гипотеза?

4. Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж. Джинса?

5. Чем схожи гипотезы И. Канта, П. Лапласа и О. Ю. Шмидта?

6. Изложите современные взгляды ученых на возникновение Земли и всей Солнечной системы.

2) «Гидросфера».

1. Назовите части гидросферы.

2. Что входит в состав Мирового океана?

3. Назовите части реки (схема).

4. Какой бывает вода по составу?

5. Как происходит круговорот воды в природе?

6. Что относится к водам суши?

3) «Литосфера».

1. Что у Земли внутри? Опишите внутреннее строение Земли.

2. Закончите фразы:

а) Земная кора состоит из…

б) Горные породы состоят из…

3. Что такое землетрясение и как оно происходит?

4. Укажите составные части вулкана (картинка).

5. Назовите группы горных пород (с примерами).

6. Что такое полезные ископаемые? Назовите, какие полезные ископаемые здесь изображены? (Дана картинка.)

4) «Атмосфера».

1. Строение атмосферы.

2. Как нагревается воздух?

3. Что такое погода?

4. Что такое ветер? Назовите причину возникновения ветра.

5. Что такое климат? Типы климата.

6. Каково значение атмосферы?

5) «Материки».

1. Назовите и покажите материки и части света.

2. Дайте характеристику любому материку.

3. Чем материк отличается от части света?

4. На каких материках находятся следующие объекты: горы Гималаи, пустыня Сахара, река Амазонка, озеро Эйр.

5. Назовите «рекорды» материков.

6. Дополните:

• Самое глубокое озеро –

• Самый большой остров –

• Самый большой полуостров –

6) «Неповторимая планета».

1. Что такое земная ось?

2. За какой промежуток времени Земля делает один оборот вокруг своей оси?

3. Почему на всей Земле не может одновременно наступить день или ночь?

4. Отчего происходит смена времен года?

5. На каком расстоянии от Земли находится Солнце?

6. Что такое экватор?

– И закончить сегодняшний урок мне хочется такими стихами:

По степям и дубравам, к воде ледяной,

Мы идем не за славой, идем за мечтой.

Нам под звездною крышей поют соловьи.

Нет поэзии выше дыханья Земли.

Что сумеет сравниться с величием гор,

С трепетаньем зарницы над гладью озер?

Что тревожит сильнее, чем крик журавля,

Что бывает роднее, чем эта земля!

Я хочу, чтобы сыну явился во сне

В небе клин журавлиный, плывущий к луне.

Пусть несется сквозь годы отцовский завет:

Человек – сын природы, коль он человек!


Ресурсный материал

Ресурсный материал

Проверочная работа

А. Что у Земли внутри?

1. Внутренняя часть Земли называется… (ядром).

2. В переводе с латинского эта часть Земли называется «покрывалом». (Мантия.)

3. Верхняя оболочка Земли называется… (земной корой).

4. Неровность земной поверхности называется… (рельефом).

5. Горные породы состоят из… (минералов).

Б. Беспокойная планета.

1. Грозное явление природы, связанное с подвижкой земной коры, – это… (землетрясение).

2. Огнедышащая гора – это… (вулкан).

3. Место наибольшего проявления землетрясения –… (эпицентр).

4. Полуостров на востоке России, где расположены действующие вулканы. (Камчатка.)

5. Внутренний канал вулкана. (Жерло.)

В. Суша.

1. Самый большой материк. (Евразия.)

2. Материк, покрытый ледяным панцирем. (Антарктида.)

3. Самый жаркий материк. (Африка.)

4. По этому материку протекает самая длинная река планеты. (Африка, Нил.)

5. По этому материку протекает самая полноводная река планеты. (Южная Америка, Амазонка.)

Г. Воздушная одежда Земли.

1. В атмосфере этого газа содержится 78 %. (Азот.)

2. Горизонтальное движение воздуха называется… (ветром).

3. Назовите три вида облаков. (Перистые, слоистые, кучевые.)

4. Другое название гигантских атмосферных вихрей, ураганов – … (тайфуны).

5. Крутящийся столб воздуха, засасывающий предметы. (Смерч, торнадо.)

Д. Воды планеты.

1. Три состояния воды. (Твердая, жидкая, газообразная.)

2. Океаны планеты. (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.)

3. Скопление пресной воды на суше в твердом виде. (Ледники.)

4. Самое теплое из морей, омывающих Россию, принадлежит к Атлантическому океану. (Черное море.)

5. Самое большое по площади соленое озеро России. (Каспийское море.)

Е. Дайте определение:

1. Ветер – это… 4. Гипотеза – это…

2. Погода – это… 5. Полезные ископаемые – это…

3. Климат – это…

Ж. Выберите верное утверждение.

1. Гора Эверест (Джомолунгма) находится в Евразии. (+)

2. На Земле пять материков. (–)

3. Самый маленький материк – Антарктида. (–)

4. Нил – самая длинная река Евразии. (–)

5. Самый большой остров в мире – Сахалин. (–)

И. Дополнительные вопросы.

1. Каково значение атмосферы?

2. Какой вода бывает по составу?

3. Какие бывают горные породы?

4. Назовите части Мирового океана.

5. Назовите горы мира.


Ресурсный материал

Ресурсный материал

Стихотворение

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Меры сохранения видов растений и животных

1. Запрет на уничтожение.

2. Занесение в Красную книгу.

Одна из важнейших задач человечества сегодня – сохранение биологического разнообразия, то есть разнообразия видов организмов. Об этом сказано в специальном международном документе – «Конвенции о биологическом разнообразии» (1992 г.).

Что же люди делают для спасения живой природы? Прежде всего ученые выявляют виды и сообщества организмов, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось в природе тех или иных редких организмов и где именно они еще сохранились, намечают меры их охраны. Ученые добиваются введения запрета на любое уничтожение (сбор, охота, вылов) существ, нуждающихся в охране. Так, запрещено уничтожение всех видов, внесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу России.

«Красная книга» – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

3. Создание ботанических садов, зоопарков, национальных парков, заповедников, заказников.

Для разведения отдельных видов создаются специальные питомники. Например, существуют питомники, где разводят журавлей, дроф, хищных птиц, джейранов. Очень важна работа ботанических садов и зоопарков (которые стали убежищем для многих редких растений и животных), а также заповедников и национальных парков, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.

Национальные парки похожи на заповедники. Но если в заповедники туристов не пускают, то в национальных парках всегда много посетителей. Здесь можно наблюдать за животными, любоваться красотой природы, но жечь костры, рвать цветы, собирать грибы и ягоды нельзя. Таким национальным парком является, например, «Лосиный остров» в Москве. Формы охраны природы весьма разнообразны. Необходимо также защищать чистоту воздуха и вод, потому что без этого невозможно спасение многих представителей живого.

Национальный парк – это территория, куда допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Заповедник – охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс.

Заказник – охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо природные объекты плюс отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.

4. Рациональные вспашка полей и вырубка лесов.

Оказывается, мы живем совсем недалеко от пустынь. А значит, нам может грозить опустынивание. Опустынивание – это такой процесс, когда пустыня продвигается далеко на север. А связано это с тем, что человек неразумно, нерационально использует почвенные и водные ресурсы, неумеренно разводит мелкий рогатый скот (коз и овец). Неумеренная распашка земель, нерациональное использование воды из рек для полива сельскохозяйственных угодий – все это приводит к тому, что пустыня захватывает все больше территорий.

– Как вы думаете, каким образом можно бороться с этим явлением? Какие меры необходимо принимать для сохранения территорий от опустыни-вания? (Рациональная вспашка земель, рациональное использование водных ресурсов, регулирование численности мелкого рогатого скота.)

Воскресенье в лесу

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!». Тлеющие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.