Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей для занятий с детьми от рождения до семи лет

Снято с продажи
Код 2095
Издательство Мозаика-Синтез, 2008
ISBN 978-5-86775-312-2
Страниц 112
Штрихкод 9785867753122
Размеры (Ш x В x Т) 165 x 235 x 4 (мм)
Вес 145 г
Книга знакомит родителей с основными закономерностями развития речи детей дошкольного возраста, а также с некоторыми специальными приемами по исправлению неправильно произносимых звуков. Знание родителями особенностей процесса формирования речи ребенка может предупредить многие серьезные недочеты как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи.

Подробное описание

От автора


Когда начинается развитие детской речи? Для родителей — в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле — гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и ме­сяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо (все это по-научному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирова­ние (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамма­тически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает сло­варный запас.

Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш позна­ет окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для овладения грамотой, для дальней­шего обучения в школе.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследова­тель детской речи К. И. Чуковский отмечал: «...воспитание речи есть все­гда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредст­венном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего,  слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласко­вые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему ре­чевое общение ребенка и взрослого — необходимое условие возникнове­ния и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ма­лышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение зву­ков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи — возра­стное явление, проходящее со временем. Конечно, если трехлетний ма­лыш не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допус­кает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит неко­торые звуки, то ничего страшного в этом нет. Это вполне объяснимо фи­зиологическими (возрастными) особенностями формирования детской речи. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, непра­вильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей сте­пени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружаю­щими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и яс­но излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие (особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, бу­дут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Пятилетний Вова приходит домой со слеза­ми и жалуется маме: «Мама, а Малинка не хочет со мной иглать. Она говолит, что я длазнюсь и не умею говолить...» Мальчик не произносит звук [р], заменяя его на [л]. А его приятельница чисто произносит все звуки, и ей, по-видимому, не нравится, когда ее называют Малиной, а не Мариной. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он стара­ется не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда и не­понятной для окружающих. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном разви­тии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хоро­шо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие го­ворят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встреча­ются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и «про­глатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказывают­ся на учебе. Среди второгодников немало детей, плохо усвоивших речь в дошкольном детстве. Все это убеждает: нужно с особым вниманием отно­ситься к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Задача данной книги — познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ее развития в различные периоды жизни ребенка, а также с некоторыми приемами исправления неправиль­но произносимых звуков.

Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве говорящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляются в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассив­ный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращенную к нему речь и только в даль­нейшем при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем и сам начинает пользоваться ими.

Предлагаемый в книге речевой материал рассчитан на развитие как активной речи, так и пассивной.

С целью активизации и расширения словарного запаса ребенка, формирования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи (активной речи) в книге даны разнообразные игры, упражнения с ус­ложнением их на каждом возрастном этапе. В связи с тем что звуковая культура речи, то есть умение правильно произносить звуки, отчетливо вы­говаривать слова, говорить достаточно громко, не торопясь, выразительно и т.д., должна быть сформирована в основном в дошкольном возрасте (а правильное произношение всех звуков родного языка — даже к 5-6 го­дам), данный раздел в книге освещен несколько шире по сравнению с други­ми. Для воспитания звуковой культуры речи кроме игр и упражнений даны скороговорки, считалки, пословицы, загадки, небольшие рассказы, стихи.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи.

Роль скороговорок как речевого материала велика. «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пу­стословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Скороговорки (чистоговорки) — это, как правило, небольшой по объ­ему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть исполь­зованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артику­ляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дик­ции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различ­ным темпом речи (быстро, умеренно, медленно), для работы над интона­ционной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном тем­пе, при этом родители должны четко произносить все звуки в словах.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухо­вого восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т. д.

Предлагаемый материал для развития речи дан с учетом возрастных особенностей. Например, в раннем возрасте (первые два года жизни), ког­да речь только начинает формироваться, основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. В возрасте 3—5 лет наряду с обогащением сло­варного запаса, формированием грамматической правильности ведется работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей, правильного про­изношения звуков, развитию разговорной речи. С детьми старшего до­школьного возраста (5-6 лет), когда звуковая культура речи почти полно­стью сформирована, основная работа направлена на обогащение их словарного запаса, на развитие связной речи: умения пересказывать сказ­ки, рассказы, самостоятельно их придумывать и рассказывать, описывать предметы.

Игры и упражнения, данные в книге, способствуют не только развитию речи. Многие из них одновременно расширяют знания ребенка об окружа­ющих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображение.

При проведении с ребенком занятий, прежде чем требовать от него выполнения того или иного задания, убедитесь, понял ли он поставленную перед ним задачу, если нужно, объясните, как выполнять задания.

Поскольку игры и упражнения даны по степени их усложнения, то, приступая к занятиям, сначала повторите с малышом тот материал, кото­рый предусмотрен для детей предшествующего возраста. Например, если вы начали заниматься с четырехлетним ребенком, то пройдите с ним и тот материал, который рекомендован детям более раннего возраста.

В конце каждого раздела даны задания для проверки состояния рече­вого развития ребенка. Используя их, вы можете проследить, какие разде­лы ребенок усвоил, какие усвоил еще недостаточно, на что следует обра­тить особое внимание, какие игры, упражнения следует повторить. Для контроля за развитием речи ребенка предлагаем завести тетрадь, в кото­рой следует постоянно отмечать его успехи: появление новых звуков, слов, интересные высказывания, а также недочеты звукопроизношения, неправильное употребление слов, ударения и др.

Занятия с детьми надо проводить 2-3 раза в неделю. Если же ребенок отстает в речевом развитии — имеет бедный запас слов, неправильно про­износит отдельные звуки, плохо пересказывает, то занятия надо проводить ежедневно. С детьми 2-3 лет продолжительность занятия не более 7-10 ми­нут. С детьми 5-6 лет — 10-20 минут. 3-4 лет — 20-25 минут. При задерж­ках речевого развития (отсутствие речи к 2-3 годам), при наличии каких- либо дефектов речи (заикание, неправильное произношение большого количества звуков, ускоренный темп речи и др.) следует обратиться к ло­гопеду — специалисту по исправлению речи, который поможет устранить тот или иной дефект.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно ос­торожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное сло­во. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напо­минайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальней­шем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи — от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Содержание

От автора     3

Развитие речи ребенка на первом году жизни     8

Развитие речи ребенка на втором году жизни      12

Развитие речи ребенка на третьем году жизни      17

Развитие речи ребенка на четвертом году жизни      27

Развитие речи ребенка на пятом году жизни     41

Развитие речи старшего дошкольника      54

Как выявить и исправить недостатки в произношении звуков?      61

Литература      107

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.