Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы: технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь

Снято с продажи
Код 6309/1
Авторы-составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность
ISBN 978-5-7057-5008-5
Страниц 383
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705750085
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 16 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 528 г
В пособии представлены технологические карты организованной образовательной деятельности для старшей группы (от 5 до 6 лет), разработанные в соответствии с ФГОС ДО по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез).
Каждая технологическая карта содержит комплекс действий на уровне воспитателя по сопровождению деятельности детей и действий на уровне ребенка по освоению содержания всех образовательных областей. Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития дошкольников, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования по формированию предпосылок образовательной деятельности.
Предназначено педагогам и руководителям ДОО, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Пособие является частью УМК и подробно раскрывает раздел организованной образовательной деятельности сборника "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Сентябрь-ноябрь. Старшая группа" (Волгоград: ООО "Издательство "Учитель").

Подробное описание

Введение

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Обязательным элементом образа жизни и занятий для старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в элементарных опытах (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) с целью формирования целостной картины мира. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

У пятилетнего ребенка появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления – наглядно-образное, то есть оперирование не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления – способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки для «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.

Одна из важнейших предпосылок образного мышления старшего дошкольника – игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане – воображении – также одно из главных новообразований этого периода.

В возрасте 56 лет происходит скачок в развитии словесно-логического мышления. Благодаря становлению словесно-логического мышления ребенок уже способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный переход от суждений, обусловленных конкретными образами, к логическим выводам, основанным на значении слов.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Высшей формой самостоятельности старших дошкольников является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в конструировании, словесное творчество. Все это – обязательные элементы занятий со старшими дошкольниками в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает во время занятий в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности.

Главное содержание каждого занятия – это организация общения старших дошкольников в форме делового сотрудничества, совместной игровой деятельности. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями.

Сюжетно-ролевая игра в 5–6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3–4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Необходимо помнить, что в 5–6-летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Автор-составитель пособия предлагает педагогу ДОО выстроить планирование организованной образовательной деятельности с помощью технологических карт, своего рода алгоритм организованной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению планируемого педагогом результата.

В пособии представлены технологические карты занятий со старшими дошкольниками, разработанные по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, согласно которой планирование образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуру технологических карт включены пальчиковые игры, физкультурные минутки, сюжетно-ролевые игры, мнемотаблицы по развитию речи, описание опытов и экспериментов, которые соответствуют теме занятия.

Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно планировать деятельность, то есть составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время. Планирование деятельности может меняться в соответствии с видом дошкольной организации. К основным задачам могут добавляться приоритетные или коррекционные, разрабатываться соответствующее содержание работы.

Любое планирование носит творческий характер. Содержанием работы, отраженным в технологической карте, определяется личностный потенциал педагога. Предлагаемые в пособии технологические карты организованной образовательной деятельности являются лишь рекомендацией и не должны ограничивать творчество воспитателя детского образовательной организации.


Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Содержание

Введение    3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА СЕНТЯБРЬ    6

Модуль 1. День знаний    6

Тема: Песенки народов мира. С. Маршак «Перчатки»    6

Тема: Секреты школьной жизни    8

Тема: Рисование на тему «Портрет школьного учителя»    10

Тема: Свойства и признаки предметов. Теремок    13

Тема: Поиграем в кошки-мышки    15

Тема: Попевка «Здравствуйте!». Музыкально-ритмические игры.  Дидактическая игра «Что это за песенка?»    17

Тема: Лепка на тему «Школьные принадлежности»    19

Тема: Пингвинята    21

Тема: Путешествие в прошлое ручки    23

Тема: Рисование «Букет первоклассника»    26

Тема: Веселая музыкальная карусель    29

Тема: Счет до 5    30

Тема: Мы смелые и ловкие    34

Модуль 2. Осень ранняя пришла – мы ее встречаем    36

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка» (обр. К. Шаврова)    36

Тема: Рассматривание иллюстрации: И. Шишкин «Утро в сосновом бору»    38

Тема: Рисование «Осенний лес»    41

Тема: Осень. Постройка зимней берлоги для медведя    44

Тема: На рыбалку    46

Тема: Ежик    48

Тема: Создание коллективной аппликации на тему «Осенний лес»    50

Тема: Ловим мячики    53

Тема: Периоды осени    55

Тема: Рисование на тему «Дождливая погода»    60

Тема: Осень пришла    62

Тема: Квадрат    64

Тема: Спорт – это для всех    67

Модуль 3. Осенние дары    69

Тема: Сказка «Лиса и журавль»    69

Тема: Комбайнеры и трактористы    72

Тема: Рисование на тему «Огородное пугало»    75

Тема: Сельскохозяйственные промыслы    77

Тема: Перелет птиц    80

Тема: Осенняя пора    82

Тема: Лепка «Садовый инвентарь»    84

Тема: Сторожевой пес    86

Тема: Труд овощеводов и садоводов    87

Тема: Рисование «Сбор зерна»    91

Тема: Парень с гармошкой    93

Тема: Сравнение предметов по длине    95

Тема: Занимаемся физкультурой    98

Модуль 4. Какого цвета осень?    100

Тема: Украинская сказка «Колосок»    100

Тема: Работа с рассказом Н. Носова «Огурцы»    102

Тема: Рисование «Натюрморт с грибами»    105

Тема: Осенний урожай    108

Тема: Путешественники    111

Тема: Хоровод «Осень пришла»    113

Тема: Аппликация на тему «Корзинка для осеннего урожая»    115

Тема: Юные спортсмены    117

Тема: Что мы знаем об овощах    119

Тема: Рисование на тему «Осенний цветок»    122

Тема: Скворушка прощается    125

Тема: Четырехугольник    127

Тема: Летает – не летает    130

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОКТЯБРЬ    132

Модуль 1. Я расту здоровым    132

Тема: Стихотворение А. Плещеева «Осень»    132

Тема: Подготовка к обучению грамоте.  Составление предложений по картинкам «Приметы осени»    134

Тема: Рисование на тему «Идет дождь»    137

Тема: Конструирование «Стадион»    140

Тема: Зарядка с Водяным    142

Тема: Марш – жанр музыкального произведения    144

Тема: Лепка человечка    146

Тема: Полезно спортом заниматься    148

Тема: Что предмет расскажет о себе    150

Тема: Рисование веточки рябины    153

Тема: Слушание: «Марш» (муз. Д. Шостаковича)    156

Тема: Число и цифра 6. Дидактическая игра «Собери яблоки в корзинку»    158

Тема: Полетаем на шмеле    162

Модуль 2. Я и моя семья    164

Тема: Словацкая сказка «У солнышка в гостях»    164

Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [с] и [ц]    166

Тема: Рисование иллюстрации к сказке «У солнышка в гостях»    169

Тема: Конструирование машины    172

Тема: Лови горох    174

Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Марш» (муз. Н. Богословского)    176

Тема: Аппликация на тему «В осеннем лесу»    178

Тема: Огородники    181

Тема: Эмоции и настроение    182

Тема: Рисование на тему «Веселый и грустный клоун»    186

Тема: Слушание произведения Д. Львова-Компанейца «Полька»    188

Тема: Дидактическая игра «Составь предмет из треугольников»    191

Тема: Пожарные на учении    195

Модуль 3. Познаем себя    197

Тема: Литературная сказка А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»    197

Тема: Составление предложений о своей семье    199

Тема: Рисование на тему «Семейный портрет»    201

Тема: Конструирование гостиной комнаты    203

Тема: Светофор    205

Тема: Песенное творчество. «Колыбельная»    207

Тема: Лепка модели легкового автомобиля    209

Тема: Заниматься спортом нужно    211

Тема: Назови имена своих дедушек.    212

Тема: Рисование «Семейный праздник».    215

Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Жил у нашей бабушки черный баран» (рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова)    217

Тема: Трапеция, ромб. Дидактическая игра «Составить картинки из геометрических фигур»    220

Тема: Друзья светофора    223

Модуль 4. Профессии моих родителей    225

Тема: Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (обр. И. Карнауховой)    225

Тема: Рассматривание и составление рассказа по серии картин «Как мышонок Пик обхитрил кота Рыжика»    228

Тема: Рисование иллюстрации к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»    230

Тема: Конструирование самолета    232

Тема: Морское путешествие    234

Тема: Музыкально-ритмические навыки.  «Танец цирковых лошадок» (муз. М. Красева)    236

Тема: Аппликация на тему «Портрет моей бабушки»    238

Тема: На зарядку становись    241

Тема: Где работают мои родители    242

Тема: Рисование на тему различных предметов, определяющих какую-либо профессию    246

Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Смелый пилот» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова)    248

Тема: Число и цифра 7    251

Тема: Спорт приходит в каждый дом    255

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА НОЯБРЬ    257

Модуль 1. Моя малая родина    257

Тема: Чтение и обсуждение стихотворений: С. Маршак «Хороший день», Я. Аким «Моя родня»    257

Тема: Рассказывание по теме «Родной край»    259

Тема: Рисование по собственному замыслу на тему «Родная страна»    262

Тема: Рассматривание сюжетных картинок с изображением  архитектурных достопримечательностей Москвы и Санкт-Петербурга (Кремль, Эрмитаж). Создание построек из элементов конструктора «Лего»    264

Тема: С зарядки утро начинаем    267

Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Матрешка» (муз. Б. Мокроусова)    268

Тема: Лепка «Дружные человечки»    270

Тема: Для зарядки нужен спорт    272

Тема: Ознакомление с русским народным костюмом.    274

Тема: Рисование куклы в народном костюме    277

Тема: Слушание музыкального произведения «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)    280

Тема: Геометрические фигуры. Дидактическая игра «Цветик-семицветик»    282

Тема: Спорт творит чудеса    285

Модуль 2. Моя страна    287

Тема: Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»    287

Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж], [ш]    289

Тема: Рисование триколора – российского флага    291

Тема: Конструирование ракеты    293

Тема: Спорт – вот лучшая игра    296

Тема: Ознакомление с гимном Российской Федерации.  «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»)    297

Тема: Аппликация на тему «Матрешка»    299

Тема: Спорт – любимая игра    301

Тема: Классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Радуга»    303

Тема: Рисование радуги    307

Тема: Слушание музыкального произведения «Парень с гармошкой» (муз. Г. Свиридова). Русские народные музыкальные инструменты.    309

Тема: Измерения. Дидактическая игра «Измерь предмет».    313

Тема: Мы привыкли заниматься физкультурой по утрам    316

Модуль 3. Главный город России – Москва    318

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»    318

Тема: Перелетные птицы. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»    320

Тема: Рисование по собственному замыслу «Москва»    323

Тема: Конструирование Кремлевской стены.    325

Тема: Спорт ребятам очень нужен    328

Тема: Песенное творчество. «Березка» (муз. Е. Тиличеевой)    329

Тема: Лепка медвежат    332

Тема: Силачи-ребята    334

Тема: Рассматривание сюжетных картинок на тему «Московское метро»    335

Тема: Сюжетное рисование по теме «В метро»    339

Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Бубенчики» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова)    341

Тема: Дидактическая игра «Далеко – близко»    343

Тема: Гонки на санках    345

Модуль 4. «Уж осень проходит, спешит к нам зима»    347

Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег»    347

Тема: Рассматривание картины «Первый снег» и составление рассказа    349

Тема: Рисование по собственному замыслу «Первый снег»    352

Тема: Рассматривание сюжетных картинок. Конструирование зимней горки    354

Тема: Мы идем на тренировку    356

Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Пляска медвежат» (муз. М. Красева)    358

Тема: Аппликация на тему «Русская березка»    360

Тема: Веселый снеговик    362

Тема: Беседа о том, как создаются книги    364

Тема: Рисование обложки для любимой книги    368

Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Пастушок» (чешская народная песня в обр. И. Берковича)    370

Тема: Число и цифра 8    372

Тема: Волшебная елочка    375

Литература    378

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.