Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Компакт-диск для компьютера

Снято с продажи
Код С-37
Авторы-составители Гринин Л. Е., Гринина-Земскова А. М. и др.
Издательство Учитель, 2011
Серия Методики. Материалы к урокам
Штрихкод 4607128440372
Размеры (Ш x В x Т) 141 x 125 x 10 (мм)
Вес 83 г
Настоящее электронное пособие предназначено для учителей русского языка и литературы. В нем собраны материалы к урокам развития речи в 5–8 классах и урокам обучения сочинениям в 9–11 классах, дополнительные материалы по культуре речи к урокам в 8–11 классах, образцы сочинений по всем произведениям школьной программы 5–11 классов и на свободную тему.
Предлагаемые материалы помогут учителям русского языка и литературы интереснее и эффективнее организовать работу по развитию речи и по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также разнообразить работу по культуре речи. Материал также будет полезен учащимся для подготовки к экзаменам.

Подробное описание

Настоящее электронное пособие «Обучение сочинениям. Развитие речи. 5–11 классы» серии «Методики. Материалы к урокам» предназначено для учителей русского языка и литературы. В нем собраны материалы к урокам развития речи в 5–8 классах и урокам обучения сочинениям в 9–11 классах, дополнительные материалы по культуре речи к урокам в 8–11 классах, образцы сочинений по всем произведениям школьной программы 5–11 классов и на свободную тему. Предлагаемые материалы помогут учителям русского языка и литературы интереснее и эффективнее организовать работу по развитию речи и по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также разнообразить работу по культуре речи. Материал также будет полезен учащимся для подготовки к экзаменам.

Электронное пособие создано на основе целого ряда печатных пособий издательства «Учитель» с использованием программных средств. Важно учитывать, что электронный вариант дает возможность не просто прочитать предлагаемый материал, но и систематизировать работу по развитию речи и подготовке к экзаменам, гораздо более интенсивно и эффективно работать с ним, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, печать, поиск и т. п.). Все материалы можно использовать в качестве наглядных или дидактических пособий (материалы для стендов, карточки, раздаточный материал, памятки и т. д.) Все это позволит гораздо быстрее учащимся освоить процесс написания сочинений и лучше подготовиться к экзаменационному сочинению, повысит общую культуру речи учащихся, а также облегчит подготовку учителя к уроку.


Пособие состоит из 6 разделов:

Первый раздел «Развитие речи. 5–8 классы» содержит пять частей: «Материалы к урокам», «Уроки», «Памятки», «Сочинения», «Обучение изложению». Цель данного раздела – помочь учителю-словеснику систематизировать процесс обучения по развитию речи в 5–8 классах, предложить разнообразный методический и дидактический материал к урокам развития речи в 5–8 классах. В подразделе «Материалы к урокам» учитель найдет определения теоретических понятий по всем разделам программы развития речи в 5–8 классах, а также творческие упражнения, которые могут быть использованы как на обучающих уроках, так и для самостоятельных и контрольных работ. В подразделе «Уроки» содержатся разработки различных уроков развития речи. В подразделе «Памятки» предлагаются справочно-информационные материалы по написанию и редактированию сочинений, изложений и других творческих работ. В подразделе «Сочинения» находятся образцы сочинений по классам (5–8 классы), которые разделены по темам программы по развитию речи. В отдельный подраздел собраны материалы по обучению изложению. Составители диска посчитали это необходимым, так как изложение, с одной стороны, является одним из способов развития речи, а с другой стороны, одной из форм итоговой аттестации в 9 классе.


Второй раздел «Культура речи. 8–11 классы» содержит теоретические и практические материалы к занятиям по культуре речи. Предлагаемые материалы могут быть использованы как на уроках развития речи, так и на занятиях курсов по выбору. Творческие упражнения этого раздела можно использовать как олимпиадные задания.


Третий раздел «Обучение сочинениям. 9–11 классы. Часть I» состоит из трех частей: «Материалы к урокам», «Уроки», «Памятки, алгоритмы работы над сочинением». Материал в данной части пособия структурирован по аналогии с подобными подразделами в разделе «Развитие речи. 5–8 классы» с учетом программы по русскому языку и литературе в 9–11 классах и преследует цель – предложить разнообразный методический и дидактический материал к урокам развития речи в 9–11 классах. При подготовке данного раздела использовались теоретические определения из раздела «Обучение сочинениям. 9–11 классы. Часть II» и отдельные образцы сочинений из разделов «Сочинения по литературным произведениям» и «Сочинения на свободную тему». В данном случае мы предлагаем посмотреть на материал из этих разделов под другим углом зрения и использовать его как дидактический материал на уроках обучения сочинениям в 9–11 классах. Особенно интересными в этом смысле будут творческие упражнения, помещенные в подраздел «Материалы к урокам».


Четвертый раздел «Обучение сочинениям. 9–11 классы. Часть II» содержит необходимую информацию, объяснения, советы о частях сочинения, примеры и образцы сочинений разных жанров и стилей, которые используются в творческих работах, теоретические сведения о приемах раскрытия темы, в том числе о том, как лучше оформить вступление к сочинению и концовку к нему, продумывать план и композицию, подбирать эпиграфы и цитаты, какие приемы можно использовать для тех или иных целей, а также рассматриваются способы анализа произведения. Здесь также даны универсальные начала и концовки для любого сочинения на вступительном экзамене, советы и рекомендации, как вести себя на экзамене в различных ситуациях, указываются типичные ошибки в сочинениях абитуриентов и способы их избежать. Этот раздел может служить как для того, чтобы использовать его материалы на уроках, так и в качестве самоучителя для овладения навыком написания сочинений. В этом разделе помещены те же сочинения, что и в трех других (то есть «Обучение сочинениям. 9–11 классы. Часть I», «Сочинения по литературным произведениям» и «Сочинения на свободную тему»), но только они скомпонованы особым образом, уже не по фамилиям писателей, темам и периодам, а в качестве обучающих примеров с конкретной целью сделать полные подборки, чтобы показать, какие приемы и способы можно использовать при создании сочинений. В отличие от раздела «Обучение сочинениям. 9–11 классы. Часть I», где материал сгруппирован по различным отделам и подразделам (что также имеет свои цели и преимущества), в данном разделе имеется определенная система, в основу которой положена новая и эффективная методика обучения сочинениям. Эта методика проверена уже на сотнях тысяч поступающих в вузы и старшеклассниках. Она основана на том, что весь процесс работы над сочинением можно разложить на ряд последовательных творческих приемов и правил. Овладеть каждым приемом в отдельности ученику не так уж сложно. И если на конкретных сочинениях-примерах объяснить технику одного-двух приемов, то постепенно большинство учащихся способно научиться тому минимуму творческих навыков, который позволит им более свободно владеть пером. В разделе используются краткие и конкретные пояснения, раскрывающие сущность того или иного творческого приема, показывается, как переходить от одного этапа работы к другому, как работать над отдельными фрагментами сочинений. Учитель может использовать данный раздел пособия для организации самостоятельной работы учащихся, а также при планировании курсов по выбору.


Пятый раздел «Сочинения по литературным произведениям» систематизирован на три части:

Часть I. По произведениям литературы XVIII–XIX вв. и древнерусской литературы.

Часть II. По произведениям первой половины XX в.

Часть III. По произведениям второй половины XX в. и современной литературы.

Расположение материала внутри частей.

Сочинения по произведениям одного автора собраны в отдельную папку с его фамилией. Темы сочинений освещают основные проблемы изучения произведения или творчества писателя. Образцы сочинений подобраны с учетом того, какие темы чаще всего встречаются на выпускных и вступительных письменных экзаменах по литературе.

Мы также поместили специальный файл, названный «Писатели», в котором в алфавитном порядке перечислены все писатели, чьи произведения рассматриваются в сочинениях, с указанием той части данного раздела, где это сочинение можно найти.

П р и м е ч а н и е: Распределение произведений по хронологии иногда вызывало сложности, в частности, когда одно произведение писателя (например «Василий Теркин» А. Твардовского) было создано в первой половине ХХ века, а другие – во второй половине ХХ века. В этом случае все сочинения по произведениям этого писателя помещены в одну папку, так как мы руководствовались, прежде всего, соображениями удобства поиска информации.

Во всех разделах помещены методические рекомендации и пояснения ключевых моментов текста сочинения.


Шестой раздел «Сочинения на свободную тему». Сочинения, помещенные в этом разделе, представляют собой размышления учащихся над вопросами, волнующими современных молодых людей: оценка полученных в школе знаний и школьного образования в целом, проблема выбора будущей профессии, патриотизм в современном обществе и др. Подобные сочинения должны демонстрировать способность учащихся мыслить, опираясь на свой личный опыт, а также на знания из различных областей культуры, науки, искусства.

В данном разделе выделены подразделы: «Сочинения о профессиях», «Сочинения на свободные темы по жизненным впечатлениям», «Сочинения на свободные темы на литературном материале» и «Сочинения на обзорные темы по литературе второй половины XX века». В последний подраздел вошли сочинения-образцы в жанре литературного обзора на определенную тему. Эти сочинения могут служить не только примером того, как писать, но и важным источником сведений о нашей литературе последних десятилетий (эти же сочинения можно найти в пятом разделе, там они распределены по фамилиям писателей, в данном случае по темам).


Материалы всех разделов диска могут быть рекомендованы учащимся для подготовки сообщений, докладов, экзаменационных рефератов. Работа над рефератом – это органичная и непременная составная часть развития читательской культуры учащегося. Цель – совершенствование умения работать с научной, научно-популярной, учебной литературой и другими источниками. В качестве других источников учащиеся могут использовать свои творческие работы, основу которых составляют исследование, анализ литературных произведений, а также сочинения, предлагаемые в данном электронном пособии. Это позволит сравнивать изложение одних и тех же вопросов в научных изданиях и в школьных сочинениях, выявлять общее, находить различия, сравнивать различные точки зрения по принципиальным вопросам, определять и высказывать по ним свою точку зрения; составлять библиографию по определенной теме. Написание реферата, емкого по содержанию и краткого по изложению, по любой теме – очень сложная задача для начинающих.

Поэтому для удобства нахождения необходимой информации в предлагаемом пособии в отдельные файлы выделено содержание разделов. Также предусмотрена возможность формирования новых текстов сочинений и текстов сообщений, докладов, рефератов, используя специальную функцию «Формирование текста» . Данная функция поможет собрать отдельные фрагменты разных разделов в один файл, таким образом, значительно облегчится подготовительная работа над рефератом, докладом, сообщением. Дополнительно имеется функция предметного поиска. Также вы можете работать с текстами при помощи удобного встроенного текстового редактора: копировать, компоновать и редактировать материал, создавать архивы.


На диске также представлены «Рекомендации по оформлению реферата по литературе», которые помещены в пункт «Справка» главного меню в разделе «Рекомендации».


Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы Е. Ю. Газовой, Л. Е. Гринину, А. М. Грининой-Земсковой, М. Е. Кривоплясовой, Л. Н. Савиной, Ф. П. Сергееву, Л. Н. Ситниковой.


Список используемой литературы.


1. Газова, Е. Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5–9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). – Волгоград: Учитель, 2003.

2. Гринин, Л. Е. Сочинения по литературе для учащихся 9–11 классов. Сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений. – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Гринин, Л. Е. Сочинения для поступающих в вузы. Сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений. – Волгоград: Учитель, 2005.

4. Гринина-Земскова, М. А. Обучение сочинениям. 5–8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.

5. Гринина-Земскова, М. А. Сочинения в газетных жанрах. V–IX классы. – Волгоград: Учитель, 2006.

6. Крамаренко, Н. О. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Крамаренко, Н. О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. – 5–9 классы: тренинговые задания на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007.

9. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I: Пособие для студентов. – Волгоград: Учитель, 2004.

10. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. II: Пособие для студентов. – Волгоград: Учитель, 2004.

11. Пленкина, Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.

12. Савина, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5–8 классов. – Волгоград: Учитель, 2005.

13. Сивокозова, Т. Ф. Русский язык: Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. – Волгоград: Учитель, 2007.

14. Сиденко, Н. В. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.

15. Сиденко, Н. В. Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Бархударова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

16. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5–8 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.

17. Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2005.

18. Тропкина, М. А. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Бархударова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

19. Шадрина, С. Б. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной и др. – Волгоград: Учитель, 2006.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос