Сочинение и изложение в выпускном классе: методика подготовки учащихся

Снято с продажи
Код
Авторы-составители Хорт О. А., Шамшина Г. С.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1552-7
Страниц 188
УДК 371.3
Штрихкод 9785705715527
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 8 (мм)
Вес 143 г
В пособии раскрывается опыт подготовки учащихся 11 класса к выпускному экзамену по литературе в форме сочинения или изложения.
Представлены разработки комплексных консультаций, которые предупреждают самые распространенные вопросы и помогают выпускникам настроиться на экзамен, напоминают об основных особенностях сочинения и изложения как вида творческой письменной работы.
Практическую часть пособия составляют упражнения "Проверь себя", тексты творческих диктантов и изложений, а также образцы выполнения творческих заданий к изложениям, которые предлагались на выпускных экзаменах в 11 классе в последние годы.
Предназначено для учителей русского языка и литературы. Может быть полезно учащимся для самоподготовки.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Выпускной экзамен по литературе – особый вид экзамена, который проверяет не только знания по данному предмету, уровень грамотности школьника, но и оценивает кругозор и личностный потенциал выпускника в целом.

В настоящее время у учащихся есть выбор, в какой форме сдавать этот экзамен: в форме сочинения или изложения. И та, и другая формы экзамена требуют серьезной подготовки. Здесь важно подчеркнуть, что одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, важна общая речевая культура и начитанность ученика, знание не только художественной литературы, но и умение пользоваться критикой. Выпускники должны четко представлять себе, что будет требоваться от них на экзамене, и заранее постараться подготовиться к нему, чтобы избежать разочарований.

Авторы данного пособия раскрывают в нем свой опыт работы по подготовке учащихся к выпускному экзамену по литературе.

В основе этого опыта систематизация знаний учащихся. Начинать эту работу необходимо уже в средних классах школы: учить детей свободно выражать свои мысли, правильно строить предложения, находить точные слова и выражения.

Для серьезной лингвистической и филологической подготовки мы рекомендуем вначале «оттачивать перо» на изложениях, так как это верный путь к повышению культуры письменной речи, – учащиеся должны научиться писать хорошим литературным языком. В старших классах изложения обязательно должны дополняться творческим заданием.

Уже с 8 класса наши учащиеся начинают накапливать практический творческий материал к выпускному экзамену. Такую работу мы условно называем «портфолио» по литературе. Это коллективная деятельность, так как в «портфолио» попадают только лучшие работы учащихся после обсуждения и редактирования их в классе. Не только автор сочинения работает над его совершенствованием, но и любой из одноклассников может дополнить или внести изменения в работу.

В конечном итоге у всех учащихся, даже слабоуспевающих по литературе, накапливается солидный запас отредактированных, грамотных и, что самое главное, совершенно оригинальных, самостоятельных творческих работ.

На заключительном этапе подготовки к экзамену мы проводим комплексные консультации, которые помогают выпускникам настроиться на экзамен, предупреждают самые распространенные вопросы о порядке проведения экзамена, напоминают об основных особенностях сочинения и изложения как вида творческой письменной работы. Все материалы консультаций помещаются на специальный стенд «Готовимся к выпускному экзамену по литературе».

В данном пособии представлены разработки консультаций к экзамену по литературе в 11 классе, а также образцы выполнения творческих заданий к изложениям, которые предлагались на выпускных экзаменах в 11 классе в последние годы.

В подборке творческих работ есть рассуждения учащихся по отдельным произведениям в жанре рецензии, сочинения-размышления, высказывания своего отношения к творчеству отдельных писателей и толкования отдельных произведений, сравнительный анализ стихотворений и образов героев.

К некоторым сочинениям и письменным ответам на вопросы прилагается исходный вариант работы для сравнения с конечным результатом и для самостоятельной редакторской правки.

Надеемся, что наш опыт будет полезен учителям-практикам и поможет им еще более успешно готовить своих учеников к выпускному экзамену по литературе в 11 классе.

Содержание

Введение    3

Комплексные консультации,  упражнения, тексты для диктантов к выпускным экзаменам по литературе    5

Консультация 1. Тема: Какие знания проверяются на эк-замене по литературе?    5

Консультация 2. Тема: Экзамен в форме сочинения: как выбрать тему?    23

Консультация 3. Тема: Экзамен в форме сочинения. Что значит: «Сочинение написано не на тему» или «Тема не раскрыта»?    25

Консультация 4. Тема: Экзамен в форме сочинения: из каких частей состоит сочинение?    33

Консультация 5. Тема: Как проходит экзамен по литературе в форме изложения? Как подготовиться к такому экзамену?    41

Тексты для разученных диктантов    43

Тексты для творческих (свободных) диктантов    56

Изложение с творческим заданием    68

Консультация 6. Тема: Как проверять  экзаменационную работу?    85

Упражнения «Проверь себя»    87

Консультация 7.Тема: Как оценивается экзаменационная работа по литературе?    91

Портфолио по литературе выпускника средней общеобразова-тельной школы    94

Приложение    180

Литература    187

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.