Пальчиковые игры

Снято с продажи
Код 4215
Составители Виноградова Е. А.
Издательство Учитель, 2021
Серия Развитие дошкольника
ISBN 978-5-7057-5004-7
Страниц 133
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705750047
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 195 г
Пособие, содержащее пальчиковые игры и упражнения, предназначено для занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. На его основе педагог сможет в игровой и продуктивной деятельности организовать образовательный процесс, направленный на активизацию ручной моторики, действий с предметами; развитие игровой, орудийной и конструктивной деятельности на занятиях познавательного цикла в соответствии с ФГОС ДО. Материалы пособия могут быть использованы в процессе режимных моментов, во время игр в помещении и на участке детского сада, разминок на зарядке, совместной деятельности детей и родителей. Диагностический инструментарий, предложенный в пособии, поможет определить уровень развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
Адресовано педагогам, родителям, гувернерам, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Развитие движений рук выделяется как одно из программных направлений развития и активного обучения дошкольников. Задачи развития движений рук сформулированы следующим образом:

1. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

2. Развитие ручной умелости (инструментальной деятельности).

Целевые ориентиры основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой говорят о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитой крупной и мелкой моторикой, быть подвижным, выносливым, владеть основными движениями и умением контролировать свои движения, управлять ими.

Пальчиковые игры создают широкие возможности для активизации ручной моторики, действий с предметами, а также развития игровой, орудийной и конструктивной деятельности. Важно воздействовать на рефлексогенные проекции коры головного мозга на ладонях рук, отвечающие за умственное и речевое развитие, обладающие высокой метаболической активностью.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т. д.), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Павлов И. П. придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разработанных учеными Р. Д. Тригер, Е. М. Мастюковой, Л. В. Фоминой, М. М. Кольцовой. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная рядом с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вспомним сказанное И. П. Павловым: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полушариями мозга. Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития. Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное для современного образа жизни явление. Особенно актуально это в работе с детьми с нарушениями в развитии. Разнообразие двигательных нарушений у дошкольников обусловлено рядом факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Это и нарушение мышечного тонуса, и ограничение произвольных движений, и нарушение равновесия и координации.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания могут вызвать негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе. Ребенок не всегда верно ориентируется на листе бумаги, путает стороны. Из-за этого он не укладывается в темп работы, не успевает выполнить задание. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения
с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте; именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Обращение к технологиям и методическим разработкам Н. В. Нищевой, Г. В. Беззубцевой, О. А. Новиковской, Г. Г. Галкиной, О. И. Крупенчук позволяет сделать следующий вывод: в них в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Причем этот материал не систематизирован по возрастам, лексическим темам, видам деятельности, что, в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно-развивающей работы в данном направлении. Значимость формирования мелкой моторики, а также отсутствие разработанной системы обучения детей начиная с трехлетнего возраста обусловили необходимость создания этой книги.

Методологическую основу всех представленных в ней материалов составляют:

– концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условия его интеллектуального развития и социализации;

– культурно-историческая теория развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л. С. Выготский);

– концепция опосредованности развития личности и ее деятельности (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн);

– теория обучения и воспитания детей с нарушениями развития (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, Л. Б. Баряева, С. Г. Шевченко).

Стандартный процесс непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики (конструирование, лепка и пр.) направлен в основном на сжимание, растяжение и расслабление пальцев рук. В данные игры включена не вся часть руки, а безымянный палец и мизинец и вовсе остаются пассивными.

Поэтому для получения стойкого эффекта к подбору пальчиковых игр следует предъявлять следующие требования:

– игры должны быть направлены на расслабление и растяжение пальцев, при этом большинство движений должно осуществляться каждым пальцем изолированно;

– все упражнения (от единичных движений к серии однотипных движений) должны выполняться в медленном темпе, от трех до пяти раз, сначала одной рукой, затем другой, а в завершение двумя руками вместе;

– не следует допускать переутомления детей – длительность игры не должна превышать
нескольких минут, повторяться более 2–3 раз в день;

– контроль над соблюдением мер безопасности – не следует позволять детям брать в рот грязные руки и мелкие предметы, остро затачивать карандаши и пр.

Игровые упражнения, применяемые в практической работе, не только оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, но и решают группу задач в области развития мелкой моторики рук:

– учат напрягать и расслаблять мышцы;

– развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев;

– учат переключаться с одного движения на другое;

– развивают точную координацию движений, умение сгибать и разгибать пальцы рук.

Пальчиковые игры и игровые упражнения опираются на сплоченную деятельность воспитателя (дефектолога, логопеда) с дошкольниками и помогают:

• освоить различные виды художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), включающие процесс создания предметного изображения;

• отдохнуть и повеселиться с забавными стихами, загадками о предметах, разучить их;

• с большим интересом и увлечением включиться в познавательно-исследовательские игры, направленные на наблюдение и практическое использование знаний о свойствах и качествах окружающих предметов;

• расширить кругозор в процессе рассматривания и обследования предметов, освоить сенсорные эталоны (форма, цвет и величина).

Предлагаемые нетрадиционные упражнения для кистей и пальцев рук не исключают и не заменяют классических общепринятых упражнений. Они закрепляют и дополняют приобретенные в процессе коррекционной работы навыки в условиях, приближенных или имитирующих повседневную бытовую и игровую деятельность ребенка.

Любые из предложенных упражнений могут быть использованы для физкультурных минуток и пауз. В организации таких игр может присутствовать соревновательный компонент. При работе с гиперактивными детьми, затрудняющимися в концентрации и переключении во всех видах деятельности, эти упражнения играют роль регулирующих. Они не требуют сложного оборудования и специальной организации пространства.

Составитель пособия выражает особую благодарность Л. Н. Калмыковой, Н. Л. Стефановой, Т. А. Третьяковой, С. Б. Суровцевой, О. В. Кирьяновой – авторам-составителям следующих пособий:

1. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр».

2. «Комплексные занятия с детьми 37 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи».

3. «Комплексные занятия для детей 6–7 лет: окружающий мир, развитие речи, мелкая моторика рук».

Материал данных пособий был использован при составлении сборника.

Содержание

Введение    3

Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом    6

Основные показатели  развития двигательной сферы дошкольника    26

Методы развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук    28

Пальчиковые игры в группе раннего возраста (2–3 года)    36

Пальчиковые игры в младшей группе (3–4 года)    44

Пальчиковые игры в средней группе (4–5 лет)    48

Пальчиковые игры в старшей группе (5–6 лет)    52

Пальчиковые игры в подготовительной группе (6–7 лет)    57

Игры-занятия с использованием пальчиковых игр и упражнений    61

Комплексные занятия в группах раннего и младшего возраста    61

Комплексные занятия в средней группе    68

Комплексные занятия в группах старшего дошкольного возраста    80

Ресурсный материал    92

Упражнения для самомассажа рук    92

Консультации для родителей    94

Картотека тематических упражнений и игр к занятиям    98

Литература    132

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос