Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Вып. 1.

Снято с продажи
Код 851к
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2007
ISBN 5-98225-035-X
Страниц 79
УДК 373.23
Штрихкод 9785982250353
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 4 (мм)
Вес 68 г
Представлены описания и методические рекомендации по использованию логических блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста. Этот универсальный дидактический материал поможет в развитии интеллектуальных способностей, логико-математического мышления. Педагоги смогут использовать материал в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.
Дано описание игр и игровых упражнений, приведены примерные конспекты занятий математического развития в средней, старшей и подготовительной группах.
Методическое пособие рекомендуется использовать воспитателям и методистам ДОУ, а также будет полезно для родителей.

Подробное описание

ВСТУПЛЕНИЕ


Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических

блоков Дьенеша


Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошколь­ники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более увере­ны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготов­лены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возраст­ные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множе­стве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со зна­ком отрицания).

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек­ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одно­му, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятель­ного решения учебных и практических задач.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельнос­тью.

10. Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, сред­ний, высокий).

Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм возможно познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признака­ми: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух разме­ров, одним из двух видов толщины.

В современных вариативных программах отводится особое место геометрическим фигурам. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существую­щим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающи­еся подмножества.

Практически все игры и занятия, представленные в методическом посо­бии, возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответ­ствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступе­ни, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий дан­ные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и за­мещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треуголь­ник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький и т. п.).

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимо­сти от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Содержание

Вступление    з

Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша     3

Формы организации работы с логическими блоками     5

Игровые обучающие средства и пособия     6

Дидактические игры    8

«Помоги Чебурашке»     8

«Лабиринт»    9

«С двумя обручами»    10

«Разложи пропущенные фигуры»    11

«Найди меня»    11

«Вырастим цветы»    12

«Волшебное дерево»    13

«Олимпийские кольца»    14

«Украшаем елочку мы в просторном доме»    15

«Пирамида»    16

«Найди такую же»    17

«Улитка»    17

«Перемещение» (по принципу «пятнашек»)    18

«Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получится?» ...    . 19

«Неделька»    20

«Игры с обручами и овалами»    21

«С двумя обручами»    21

«С тремя обручами»    21

«Цветок» (с четырьмя обручами)    22

«Ромашка»    22

«С тремя овалами»    23

«С двумя овалами»    23

«Гусеница»    24

«Алгоритм»    24

«Рассели жильцов»    25

Головоломка «Треугольник»    26

«Собачка»    27

«Мишка»    29

«Бабочка» 1    29

«Бабочка» II    30

«На даче»    31

«Волшебный осенний лес» ..    32

«Звено летящих самолетов»     32

Конспекты занятий    33

«Волшебные ступеньки»    33

«В гостях у друзей»    33

«Домики»    37

«Сказка о геометрических фигурах»    39

«С двумя обручами»    41

«Лабиринт»    43

«В волшебном лесу»     45

Математика в сказках    46

«Путешествие по Волшебной стране»    48

«Прямоугольник и квадрат»    51

«Космическое путешествие»    53

«Математическая тропинка»    57

«Сюрприз»    59

«Чудесные кольца»    61

«Веселые приключения»    65

«Осень»    65

«Мы всезнайки»    67

«Гуси-лебеди»    69

«Снежная Королева»    72

«Прогулка в сказочный лес»    74

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.